Как украинская студия стала делать спецэффекты для клипов Kendrick Lamar, Kanye West, FKA twigs и Касты
Лучшие спецэффекты — это те, которых не замечаешь. Если это действительно так, то украинская студия Gloria FX свою работу делает даже слишком хорошо. Упоминаний о ней не встретить в прессе, о ней не трубят наперебой отечественные артисты. Gloria FX просто работает и делает так, чтобы громче любых слов за нее говорило портфолио. В нем — мировые топ-звезды, от Britney Spears и группы Foals до рэпера Hopsin и James Blake. Убедитесь и удивитесь сами.
The Flow связался с продюсером студии, Максимом Чижевским, год назад открывшим дочернюю студию украинской "Глории" в Лос-Анджелесе, и узнал, как лейблы снимают клипы артистам первой величины, какими будут музыкальные видео в будущем и зачем иногда нужно не украшать, а портить картинку.
А чтобы от слов перейти к делу — то есть, к тексту — начнем с просмотра шоурила, который позволит понять, во что превращаются видеоклипы, когда попадают в руки команды Gloria FX:
О студии Gloria FX я узнал благодаря редактору The Flow Руслану Муннибаеву, который в рабочий чат написал, что украинская компания, делавшая визуальные эффекты для клипа Касты, работает с такими артистами как FKA twigs, Travis Scott, Lil Wayne, Foals, Diddy. Он не соврал?
Компании уже исполнилось 7 лет. В 2010 году мы начали делать визуальные эффекты в клипах отечественных артистов. Успели сделать несколько десятков проектов, но так получилось, что за некоторые из них нам до сих пор должны деньги — а ведь прошло уже столько лет. В общем, было принято решение выходить на более глобальный рынок.
В 2011 году к нам поступил первый проект из Лос-Анджелеса, клип Benny Benassi и Kelis "Spaceship", одна из моих любимых работ по сей день. Потом зашел второй проект, третий. Сейчас Gloria FX — это команда, состоящая из пятидесяти сотрудников. За плечами — более 350 проектов с такими артистами как Kanye West, The Weeknd, 50 Cent, Ariana Grande, Nicki Minaj, Marilyn Manson, Eminem, David Guetta, Imagine Dragons.
С кем сотрудничество запомнилось больше всего?
Tyler the Creator — это артист, который очень прост в коммуникации, может просто дать пинка кому-нибудь во время сьемок, отправить кого-то из продюсеров за кофе или устроить жесткий пранк на площадке. Притом, все получали большое удовольствие от работы с ним. Чувак очень креативный, фонтанирующий энергией. Было очень fun. Мы с ним сотрудничали по двум проектам. Первый — это "Fucking Young", некоторыми сценами напоминающий фильм "Безумный Макс". Менеджмент артиста очень толково все продумал, поскольку проект опубликовался буквально за неделю до премьеры муви. Везде по городу была наружная реклама в поддержку фильма и люди были морально готовы смотреть что-то очень брутальное и пыльное.
Второй проект — вышедший недавно “Buffalo”. Тоже разрывной. Tyler там загримирован в белого, все остальные — в грязных рабочих, черные — в еще более черных. Нам приходилось Тайлера подвешивать на дерево. Не буквально, конечно. Я графику имею в виду. Мне самому пришлось тестировал этот девайс, для того чтобы в кадре это смотрелось более реалистично. Весь этот проект был снят на грин-скрине, с реальной петлей на шею. Дерево, конечно, тоже не настоящее. Стоит отметить, что Тайлер — это первый артист который мне сказал: "Эй, мен, ты делаешь сильно круто, а я хочу фейк-качество". Это меня сильно озадачило, поскольку я понимал, как можно сделать лучше, но не имел представление, как специально сделать хуже, как сделать это "bullshit fun quality".
Это пример удачного сотрудничества. А есть пример неудачного?
Неудач нет, бывают курьезы. Например, при сьемках клипа Ty Dolla $ign "Stand For" в Южном Централе Лос-Анджелеса, произошла погоня, когда за съемочной группой погналась толпа агрессивно настроенных местных жителей с оружием.
Твоя студия делала спецэффекты для "Blessings" — совместного сингла Kanye West, Drake и Big Sean.
Это было второй коллаборацией с креативным агентством The Uprising Creative. Нашим первым проектом был клип Shakira "Empire". Мы ей там при помощи графики жгли свадебное платье. Когда нужна жесть, что-то нереальное — всегда обращаются к ним.
Возвращаясь к клипу "Blessings", Kanye приехал на съемки буквально на час и я толком не смог понять что он за человек, но у него сумасшедшая энергетика. Я очень жалел, что не смог присутствовать на площадке при сьемках последнего клипа "Piss On Your Grave", который Nabil снимал во Франции. Kanye — из тех людей, за которыми следуют просто без слов.
Из всей этой тусовки больше всего понравился Drake. Он был на пружинах, очень коммуникабельный, много шутил. Big Sean был "на серьезном", сосредоточенным и не идущим на контакт. Уверен, это все объясняется ответственностью и прессингом, ведь в твоем клипе собралась чуть ли не топ-команда рэперов наших дней.
После "Blessings" на креативное агентство The Uprising Creative посыпались заказы от артистов, но они все отсеивали. Взялись только за один клип, на котором мы тоже с ними работали — промоушн-проект фильма "Пиксели", совместное видео Waka Flocka и Good Charlotte. Фишка этого проекта – в нем использовались точно те же персонажи, что и фильме. В процессе работы мы сотрудничали с компанией Digital Domain, которая делала визуальные эффекты для этого кино, они предоставили продюсерам клипа и нам 3D-модели из фильма, и мы адаптировали все это в клип.
Ты находишься в Лос-Анджелесе, сама студия — в Украине. Расскажешь, как это работает?
Студия основана моими друзьями и партнерами Анатолием Кузьмицким и Сергеем Машевским в 2008 году. Центральный офис находится в Днепропетровске. Я присоединился в 2010 году. Там уже была собрана сильная команда, оставалось наработать клиентскую базу. Я понял, что нужно было правильно завернуть все наши скиллы в конфетку, должным образом это все спозиционировать — и все у "Глории" получится. К 2013 году у компании уже был ряд постоянных американских клиентов, таких как Riveting, для которой мы сделали с десяток клипов Chris Brown, и не так давно открывшаяся студия London Alley, с которыми мы сделали более 40 проектов, в том числе такие знаковые клипы, как недавнее видео Kendrick Lamar "These Walls" и Nicki Minaj "Anaconda". Поработали с London Alley даже над совместным клипом Eminem и Yelawolf "Best Friend" — правда, там задача стояла незначительная, но важная — вытереть съемочную группу в тех кадрах, где они отражались в очках артиста.
В этом же году мы с женой поехали в Лос-Анджелес, где было запланировано несколько бизнес-встреч. И я осознал, что город, где есть океан, серфинг и сноуборд круглый год — это очень прикольно. Тогда и решился на переезд, чтобы быть ближе к клиенту. Ведь клиент любит видеть, чувствовать, любит, чтобы за ним бегали.
Как сильно этот шаг повлиял на работу студии?
В Лос-Анджелесе я открыл дочернюю компанию украинской "Глории". Естественно имея под рукой специалиста по визуальным эффектам, клиенты стали больше доверять нам, и соответственно нам стали давать больше проектов. На момент моего отбытия в штате было 23 человека, теперь — 50.
Что ты можешь посоветовать людям, которые, скажем, прочитав это интервью, тоже захотят лететь в LA развивать свое дело?
Первое: нарабатывать американский кейс нужно дома. Ты можешь быть суперстаром в России или Украине и работать с топовыми там людьми, но по приезду сюда — всем пофигу. Даже европейский кейс не всегда катит. У тебя уже должен быть нормальный сайт, должным образом вестись профайлы в соцсетях, должны быть друзья/партнеры в Штатах. И тебе необходим хороший английский.
Кто назначает режиссеров для клипов: лейбл или артист?
Для примера возьмем Kanye. У него есть лейбл. Через своих представителей, либо через комиссионеров он выбирает режиссеров. С этими режиссерами связываются и инструктируют: "Вот есть новая песня. Напишите к ней тритменты". Кто-то их утверждает, отсылает обратно команде Kanye с рекомендацией типа "Посмотрите два тритмента, вынесите вердикт". В любом случае, если это режиссер Nabil, то имеем случай особый, поскольку у них с Kanye есть давняя связка.
А кто принимает финальные работы? Режиссер, которому делегировали съемки или лейбл?
Это зависит как от уровня артиста, так и от лейбла. Обычно решение принимает видеокомиссионер. Это человек, отвечающий на лейбле целиком и полностью за видео. Вот типичная ситуация: лейбл выделяет бюджет на клип. Выбирается режиссер или продакшн-компания. И этот самый комиссионер непосредственно приезжает на сет, чтобы контролировать, тратятся ли надлежащим образом деньги лейбла. Снимает ли режиссер по полученному тритменту. Доволен ли артист.
Был интересный проект с группой Imagine Dragons. Режиссер не до конца понимал, как работать с графикой. Он — по олдскулу, снимал видео еще для RHCP, относительно старым группам. Нас выбрала продакшн-компания, с которой мы тесно сотрудничали. Говорят: "Срочный проект. Надо, чтоб ты подъехал". Приезжаю — а проект снимали в Вегасе, потому что оттуда музыканты родом. И когда мы все отсняли, режиссер говорит: "Мне нужно чтобы ты сделал что-то в стиле художника, который им делает оформление для альбома". Я такой: "Не понял". Он говорит: “Сделайте просто что-то прикольное. Побудьте немного режиссерами”. В принципе, весь этот проект сделала команда Gloria FX. Было прикольно. Дали все рычаги в руки и сказали: "Рулите!"
Получается, работа постпродакшн-компании — это не только работа с уже готовым материалом, но и участие в его подготовке?
Лишь в тех случаях, когда в клипе будут сложные эффекты. Или если речь идет о компании, с которой мы еще не работали. Или о конторе, которая не до конца понимает специфику работы — а ее ведь не объяснишь по скайпу или телефону. Как VFX-супервайзер и продюсер на площадке я помогаю это сделать лучше. Есть множество способов, как один и тот же эффект получить, используя меньше денег. Я экономлю бюджет клиента и рекомендую штуки, которые будут работать в кадре. Например, последним таким клипом был Lil Wayne "Glory". На YouTube он пока не вышел, доступен только на платформе Tidal. Очень много было моих идей. Режиссером был Eif Rivera, мы с ним работаем уже года 4. Эйф прислушивается к нашему мнению.
Есть и такие режиссеры, которые четко понимает, чего и как они хотят. Только задают вопросы: "Чувак, это реально или нет?" Мы подбираем оптимальный вариант и говорим: "Реально — если вот так вот". Другие режиссеры просто описывают концепт и просят предложить, что можно сделать. В таких случаях предлагаем либо эффекты, которые уже делали для других проектов, либо переходы, либо экспериментируем на месте.
Ты упомянул режиссера Риверу. Если не ошибаюсь, для Фифти он уже несколько лет является основным клипмейкером. Зачастую, у него бесхитростные лоу-баджет работы. Почему же именно к нему обращаются?
Во-первых, это нью-йоркский стайл. Он сам из Нью-Йорка и его никак не назовешь улыбчивым калифорнийским парнем. Возможно, тут помогают какие-то связи Фифтика, я и сам не могу понять. Мы с ним делали еще один проект в начале года для The Neighbourhood и French Montana. Очень стайловый черно-белый проект, выбивающийся из стилистики Риверы. Не знаю, почему именно его выбрали для последнего клипа Lil Wayne, ведь Young Money обычно работают с Колином Тилли. Возможно, причиной тут являются тёрки рэпера со своим лейблом. Мы сделали "Glory" за каких-то пять дней. Работали на грин-скрине, а у Lil Wayne еще и зеленая кепка была, что добавляло проблем при работе.
Gloria FX создавала спецэффекты в клипе Касты "Корабельная". Расскажи на конкретных примерах, с чем VFX-студии имеют дело?
Что касается Касты, это музыка, на которой я рос. Я не так давно знаком лично c Влади и мне было интересно с ним поработать, поскольку он в свое время сильно меня мотивировал. Это здорово, когда музыка артиста растет и меняется вместе со своей целевой аудиторией. Он не застоялся в каком-то местечковом ростовском стайле. Я ему как-то сказал, что было бы очень интересно с ним поработать, и спустя полгода получаю письмо: "Есть проект, съемки пройдут в Англии. Давай сотрудничать, мне нужна ваша команда". Я помню первые клипы Касты и по сравнению с тем, что они дали здесь — это неслабый контраст. В этом клипе мы добавляли драматизм в сцене, где ребята толкают лодку. Создавали олдскульное парусное судно, добавляли людей на утёсе в сценах, где читал Влади. Если не ошибаюсь, у Змея был какой-то не очень удачный костюм и мы фиксили ему кое-что. Работа была несложной, в принципе. Из сложного — нарисовать волны и бушующее море. Я, правда, не совсем понял локацию, ведь то же самое и дешевле можно было снять в Крыму.
Многие считают упоминавшегося тобою Набила Элдеркина абсолютно лучшим из современных клипмейкеров. Согласен?
С ним очень тяжело работать. Впервые мы пересеклись на проекте группы Foals "Bad Habit". Потом он попросил нас сделать эффекты в короткометражку о растафарианах: какие-то карты анимированные, еще разные штуки. А потом как-то случайно встретились на улице, разговорились, нашли новые точки соприкосновения— и пошло более тесное сотрудничество. Последний наш проект — клип с эффектом виртуальной реальности для The Weeknd и Eminem. Там такая фича: если посмотреть его на телефоне именно в приложении Youtube, то вращая телефон, ты будто оказываешься в виртуальном мире. После этого стали сотрудничать еще более плотно. Из недавних проектов — клип "Antidote" для Travis Scott, в котором делали эффекты песчаной бури. С The Weeknd делали пару проектов для Apple Music, в котором снимался Траволта. Nabil — отличный фотограф, у него крутое видение. Как режиссер он четко понимает, чего хочет. Несмотря на то, что с ним не сильно расслабишься в процессе работы, мы получаем колоссальный опыт и другую сторону виденья на различные идеи в клипмейкерской сфере. Он дотачивает все настолько, что когда к нам заходит его новый проект, наши ребята работают 24 часа в сутки, в несколько смен, постоянно переделывая каждый шот, доводя его до идеала. Nabil – идеалист.
Ты коснулся темы новых технологических решений. Каким ты видишь будущее видеоклипов?
Интерактив-видео. Серьезные компании вложили большие деньги в разработку девайсов и технологии виртуальной реальности. Крутые девайсы уже существуют, а вот крутого контента для них нет. Много режиссеров начинают делать virtual reality. Я сам лично снимаю VR, чисто для себя, чтоб понимать, как это работает.
И как же?
Есть самый простой способ: берешь 6 камер GoPro со специальным, обычно напечатанным на 3D-принтере, ригом. После съемки делаешь "ститчинг" — собираешь все изображения в одну цельную картинку, накладываешь эффекты. От обычного процесса визуальных эффектов это не очень-то и отличается. Но это не является массовым продуктом, как и в случае с форматом interactive video, который уже несколько лет существует, но по-прежнему мало распространен. YouTube, конечно, молодцы, что сразу продумали движок, проигрывающий VR. По поводу трендов я говорить не берусь, но это однозначно будет то, что люди смогут юзать с телефонов, что будет очень просто просматривать. Но поменяет ли это индустрию — не думаю.
В одной из первых переписок, когда мы обсуждали интервью, промелькнула фраза: "Пускай украинцы узнают, что свои люди работают с топ-звездами". Для тебя важно признание на родине?
Я вовсе не тщеславный. Хочется лишь, чтобы люди, которые живут где-то на периферии моей родины, понимали, что можно добиться всего. Нужно лишь работать, становиться профессионалом, двигаться к мечте.
Компания Gloria FX получила приз за спецэффекты на церемонии MTV VMA 2015. Расскажи об этом.
Что особо лестно, из представленных в номинации пяти работ сразу четыре были нашего авторства. Это уже результат! Ну и я прикидывал по рынку, мы делаем порядка 12-15% всех видеоклипов, которые делают в Лос-Анджелесе.
Два года назад, когда я еще был в Украине, я смотрел онлайн-трансляцию этого ивента всю ночь. Поставил перед собой цель попасть туда в следующем году. Пускай, даже путем банальной покупки билета: он стоит 1000$. И вот в какой-то понедельник, возвращаясь со съемок, я узнаю, что мы получили три номинации из пяти. Это FKA twigs, Tyler и Childish Gambino. Но там был еще один проект, в котором нас почему-то не указали. Это был клип Justin Bieber и Skrillex "Where Are Ü Now". Нам пришлось недели две разбираться и решать юридические вопросы, чтобы нас внесли в credits. Была мысль, будто все происходящее — это такой знак, что проект победит. Так и произошло.
Пятым номинантом в нашей категории был клип Taylor Swift "Bad Blood" с двухмиллионным бюджетом, но у нее и без того было в общей сложности 13 номинаций на церемонии. Мы понимали, что ей дадут победу либо в категории "Лучшее женское видео", либо "Видео года". А Bieber, так уж получилось, давно выпал из тусовки и клип "Where Are Ü Now" ознаменовал его возвращение на сцену. Для всех нас стало разочарованием то, что надлежащим образом награждались только три или четыре номинации. Остальные были просто отмечены специалистами. О том, что мы победили, мы узнали по пути на афтепати, когда ребята из украинского офиса присылали нам фотки на телефон. Статуэтку космонавта, правда, до сих пор мы так и не получили, но мы своего не отдадим, подождем.
Не влияет ли доступность технологий негативно на общий уровень клипов?
Я считаю, что круто, когда человек, не имея спецобразования или оборудования, может взять в руки камерафон и снять видео, которое всех сразит. Много есть снятых на телефон роликов, которые разорвали интернет. Та же Beyonce, которая позвонила комиссионеру, сообщив, что балуясь, самостоятельно сняла небольшое видео на песню "7/11". В итоге — тонна просмотров. Она захотела, она сделала. Технологии помогают развивать, открывать новые рынки, но в любом случае достичь стабильного топ-уровня можно только при наличии качественной подготовки, правильного набора качественного оборудования, людей и идеи.
Как известно, спецэффекты в клипе Kendrick Lamar “Alright” — работа студии Павла Худякова. Условно говоря, почему постпродакшн делала она, а не Gloria FX?
Без комментариев.
Громкой историей в отечественном клипмейкинге стал видеорелиз группы 25/17 "Пар". На протяжении недели они утром снимали лайв-клипы, монтировали, а вечером выкладывали в сеть. Скажи, возможно ли в таком безумном темпе сделать для клипов достойный постпродакшн, когда речь идет буквально о часах семи-десяти?
А что это за группа такая? Впервые слышу.
Ты смотрел "Битву за респект" первую?
Да.
Помнишь победителя, Анта?
Да, конечно.
Вот он оттуда.
Понял. Конечно, работа в таком темпе — это реально. По-любому на площадке должен присутствовать супервайзер, который бы сразу мог все грамотно расставить и сделать штуки, способные облегчить работу ребят в студии. Сама идея с такой подачей клипов мне нравится, это грамотный маркетинг. Этого никто не делал. Как минимум, это получило огласку. Как минимум, хоть один клип из вышедших ты да посмотрел.
Раз ты живешь уже год в LA, расскажи о новом весткост-рэпе. Бытует мнение, что калифорнийский хип-хоп переживает сейчас вторую молодость.
Согласен, эта новая волна ощущается. Но я хотел бы увидеть и ответку с другого побережья. Нью-Йорк. Я ожидаю чего-то такого.
С "дедушкой" Snoop Dogg мы, кстати, работали. Была странная ситуация: Gloria FX парилась около двух месяцев над графикой. Клип, в итоге, вышел где-то через четыре месяца — и уже совсем с другими эффектами. Часть — наши, часть — другой студии. Такое практикуется иногда. Комиссионер мне сказал потом: артисту не понравилось, что графики было слишком много, часть они просто убрали.
Мы и с Vince Staples, кстати, делали прикольный проект "Senorita". Там очень крутая локация, я был на сете. Ощущения, будто в родной Алчевск вернулся.