Тексты

Feduk: "Всегда была мысль, что я рано умру"

8 ярких фрагментов из подкаста "Космический джем" — о конфликте с Элджеем, встрече с Kizaru, прощании с Димой Новой, лучших альбомах и артистах русского рэпа

Feduk стал новым гостем подкаста Сэма Адегбие "Космический джем".

Разговор длится полтора часа, а вектор тем коснулся как недавнего конфликта с Элджеем и поездки в Барселону в гости к Kizaru, так и составления топов лучших артистов и альбомов русского рэпа.

Слушать подкаст можно в VK Музыке.


КАК ВЫГЛЯДИТ ТОП-5 ЛУЧШИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ АРТИСТОВ ПО МНЕНИЮ ФЕДУКА

Дуня. Он часто был в моих наушниках. Если сравнивать его с другими участниками Underwhat — с СД, Da St, Чекистом и другими — Дуня был самым техничным. Таким Оксимироном* своего времени. Он смешивал хип-хоп с мозгами — такой “think about it!” — с панчами. Смекалистый хип-хап.

Хаски. В какой-то момент он просто выстегнул мои мозги. Я легко могу сравнить его влияние на мою голову и удивление этому всему с Пелевиным.

Скриптонит. Самое интересное, что с каждым годом, когда я, может, ментально расту, я понимаю его посыл и текста по-другому. Он будет всегда в этом списке. Скорее не из-за каких-то смыслов, а из-за четкого портала того, что происходит в жизни — из бытовухи, окружения, каких-то моментиков. Как человек талантливо переводит это в композиции, треки. Об этом можно только мечтать. Перевести ситуацию из жизни, эмоциональный момент так же абсолютно зеркально в музыку, чтобы это еще и превратилось в офигенный трек. Эмоция! Когда чувствуешь настоящность. Ведь почему Земфира* так нравится русскоязычному населению? Там есть эффект присутствия, эмоции, микс голоса, манеры, слов, подачи. При этом я не большой фэн Земфиры, но я восхищаюсь ее талантом и она еще любит подстебать людей, которые мимо поют, и сказать об этом в интернете. Это тоже прикольно. Мне нравятся люди, которые резко высказываются. В этом есть соус.

Платина. Я могу ездить под Платину на мопеде — и это будет просто фоновой музыкой. Я могу ехать на тачке и слушать Платину — и это будет жесткой свэг, потому что у меня будет сочетаться атмосфера в автомобиле с атмосферой за окном, мои мысли, все вместе. Потому что я могу послушать Робчика и подвигаться эмоционально. Там есть энергия тела. Это не про качать рукой, под Платину можно ставить танцы.

Егор Летов. И с недавних времен — пускай это будет шестой, в скобочках "мое открытие" — это группа Animal ДжаZ. Никогда ее не слушал. Это очень, очень интересные мысли. Может, потому что я увлекся какой-то психологией, терапией. Еще и чтобы понять музыку, потому что я ее называл “странные непонятные мелодии”, а это крутые джазовые гармонии, непривычные моему попсовому уху. Это что-то новое для меня, сильно резонирующее в душе.



КЛАССИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО ХИП-ХОПА

(звучит трек Pharaoh & Boulevard Depo “5 минут назад”)

Этот бит Saluki написал? Серьезно?! Блин, просто мы с Сеней в последнее время стали намного больше общаться, восхищаюсь им как артистом и человеком.


— Ты согласен с тем, что “5 минут назад” — это классика современного русского рэпа?

— Да. Но если бы ты у меня спросил это на улице, когда я куда-то быстро бежал, я бы сказал, наверное: “Нет”. Сейчас я, подумав хорошенько, скажу, что это абсолютно верное суждение. Современная классика рэпа. Не трэпа или ньюскула, это русский рэп того времени.

Это первый трек хип-хопа 2010-х, который стал коммерческим в том плане, что его играли и в клубах на тусах, и слушали люди далекие от рэпа и знания, что такое Dead Dynasty. Короче, от всего свежего. А это означает, что это мейнстрим уже.

Еще очень важна грязь этого трека. Это необычный трек, он очень молодежный из-за своей грязи, контента. “Грязь” — это не плохо, это улично. “5 минут назад” — это прорыв русского рэпа ньюскульного того времени. Как в какой-то момент это произошло с “Цепями” Скрипа.



(звучит трек Big Baby Tape “Gimme The Loot”)

— Считаешь ли ты его классикой современного русскоязычного хип-хопа?

— Да.


— Почему это важная песня?

— Когда трек становится популярным на всю страну, занимает первое место не на один день, не на неделю, а на несколько месяцев, он становится классикой еще и из-за того, что ты его слышишь очень часто.

Разговаривал недавно с Kizaru. И я приятно офигел от одной мысли. Мне казалось, что люди такие идейные, замороченные, а на самом деле это все в моей голове. И вот я спрашивал у Kizaru: “Чувак, а референсы — это не стыдно?” И он говорит: “Чувак, референсы — это офигенно”. Дай бог, если ты сможешь по референсу сделать круто и подобно, потому что для меня эта идейность была типа: “О, это похоже на это”. Иногда это воспринималось как что-то крутое, иногда как некрутое: “Хочется оригинально, не хочется быть похожим на другого артиста. Хочется быть новатором”.

Я считаю Тейпа бриллиантовым продюсером музыкальным и — что является абсолютно уникальным на нашем рынке — бриллиантовым эмси.

Я не буду вдаваться в культурные подробности. Возможно, это смесь южатины и современного трэпа с присказками из народного русского фольклора и т.д. Но скажу так: он как-то очень круто перерабатывает, с таким соусом на выходе это все, что ты слушаешь это как современную классику.

Трэп можно на несколько тропинок разделить: жесткий автотюновый свэг типа Playboi Carti и Lil Uzi Vert, более строгий уличный. И вот это ответвление bypass-голоса, который не в тюне и не в адских эффектах, а просто свэг произношения, разговора, слэнга — все это Тейп делает лучше всех на нашем рынке. У него это получается настолько по-настоящему.

Недавно с ним вышло интервью для “Вписки”, так приятно было слушать Егора. И я думаю: “Ега же иногда не живет этой жизнью, о какой читает”, но я не был душнилой, мне безумно нравится эта музыка и человек он очень хороший, но он сам там сказал: “Тейп — это персонаж”, сыщик из “Бременских музыкантов” в панамке и очках. И Тейп очень вырос ментально, я ему об этом написал.



О СОСТОЯНИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО ХИП-ХОПА СЕГОДНЯ

Говорю как человек, у которого за последние несколько лет поменялся лайфстайл. Не знаю, что я делаю — старею, взрослею. Я не лезу в какой-то трап-движ, не примеряю чужое пальто. Я говорю со стороны как человек, который что-то об этом знал, знает и вращается в этих кругах.

Скажу так: мне не очень симпатизирует праздность содержания повестки в русском рэпе сейчас. Мне это немножечко надоело. Я это могу слушать по фану, для удовлетворения каких-то внутренних демонов. Но блин, в противовес этому всему должен быть музон в природе, который если будет не выравнивать эти весы, то нафиг перевешивать в идеале. Здравый смысл-то должен побеждать всегда. Это просто органика, ребята, я сейчас не душню, это не старперское дерьмо. Просто этот баланс всегда был в русском хип-хопе.

На моем последнем альбоме “В тон улицам” есть трек “Нелегко далось”. Возможно, он не записан в суперслушабельном танцевальном формате, каком-то качающем, но вся песня — это терапевтическое письмо. Не то чтобы это мое увлечение сейчас или последствие того, что я старею-взрослею, но правда, мы видим в последние года столько трагических событий. Ребята, рынок, все здорово, популярность, девчонки, концерты, любовь фанатов — это все так здорово. Но когда вы остаетесь сами с собой наедине, я на сто процентов уверен, что у вас там дырень, огромная дырка в душе. В сердце. И не надо, пожалуйста, эту дырку закрывать какими-то ужасными вещами, и не пытайтесь спастись от этого чем-то плохим. Вылезайте оттуда и, я вам говорю, вы кайфанете не меньше, чем от того, от чего кайфуете сейчас.



5 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Из того, что у меня на поверхности, — это Платина “Опиаты круг”. Там много песен, которые не теряют для меня актуальности вообще. Я слушал это три года назад и, как будто, буду слушать и через 10 лет.

Хаски “Хошхоног”. Так много песен мне там понравилось. Впечатлило.

OG Buda “FreeRio 2”. Когда я слушал первый альбом, я думал: “Блин, прикольно, такое свежее дыхание с отрыжкой линчика”. Потом я послушал “FreeRio 2” — и это просто на порядок выше дерьмецо. Если хотите реально послушать дерьма — пацаны понимают, о чем я — “FreeRio 2”, реально. Интересно, когда меня потянуло послушать это еще раз, какой-то рейс 10-часовой в Азию, у тебя бессонница, не понимаешь, что делать, уже и есть не можешь эти орешки, и фильмы надоели, и думаешь: “Мне нужно что-то другое”. И вот “FreeRio 2” — это что-то другое. Как будто слушаешь стендап и смеешься над тем, над чем, как ты думаешь, ты не можешь смеяться. Смеяться и качаться.

Lil Krystalll “No Label”. Знаешь, как я понимаю, когда альбом тебе кажется классикой? Когда ты долго его не слушаешь, потом он случайно тебе попадается — и ты знаешь каждую песню. На таком уровне, что ты не просто знаешь слова, потому что тебе присылали какие-то демки или ты присутствовал при записи каких-то треков, — не, ты их любишь, эти песни. Каждую по-своему. И вспоминаешь эти тусы, прыжки. “No Label” у меня ассоциируется с теми видосами, где Моргенштерн* прыгал по сцене на концерте Кристаллла. Кристаллл и Платина — мои любимые артисты, в те времена они были мои фавориты-фавориты. Не думал, что можно еще о ком-то думать и не хотел больше никого ставить в свои приоритеты по музыке. По музыке, которую ты слушаешь один в городе, просто для себя, для души, экспромптом.

И последний альбом Доры, очень мне понравился.



ВСТРЕЧА С KIZARU

Мы с ним на коннекте с 2018-19 года. Я ему в какой-то момент написал. До этого много моих друзей-знакомых слушали Kizaru. Я тоже слушал, но не втыкал. Вообще не мой продукт совершенно. И как только у Олега на альбоме “Назад в будущее” появился трек “Ballin”, как только у него появилось мелодическое автотюновое звучание, то позитивное звучание, которое я очень люблю, которое эпизодически было у Lil Uzi Vert и у Juice WRLD, я написал ему: “Олег, это очень хорошая работа”.

Я приехал в Барсу спонтанно. Я был в Европе проездом, появилось свободное время, и я решил сгонять в Барсу прогуляться.


— Был на студии с Kizaru?

— Был, но смотри: история такая, что я просто хотел познакомиться с Олегом, повидаться, потому что в нашем общении онлайн я замечал много светлых мыслей и какого-то взаимного понимания. Поэтому хотелось познакомиться с Олегом. Мы говорили о каких-то совместных работах ранее, потому что Олег в свою очередь, имея трэп-подкованность, очень любит мелодичный музон и тот же гаражик, диско, Nate Dogg, джи-фанк. Конечно, нам было, о чем поговорить. И как оказалось, мы очень близкие по духу ребятки.

Я безумно кайфанул, Олег тоже. Я не думал, что он такой открытый. Потому что с определенными людьми человек становится самим собой.


— Ждать ли нам треков?

— Не знаю, не могу сказать. У меня, как обычно, врубался синдром самозванца, и у меня было какое-то желание что-то сделать, но я упирался в то, что у меня в голове было слово: “Надо”. А со словом “надо” творчество не работает.

Мы позаписывали разный музон. Вот.



ПРО КОНФЛИКТ С ЭЛДЖЕЕМ

— Это случилось так неожиданно. Мы будто бы уже смирились с мыслью, что вся эта история [с авторством трека “Розовое вино”] утихла, у вас был концерт, ты выходил на его концерте в 2021-м…


— Мы недавно на Бали даже выступали.


— … и тут бац! Хочешь ли ты поделиться этой историей?

— Я коротко поделюсь. Не буду говорить о подробностях. Удивительно, что фактически история повторяется. Есть недопонимание, и, честно говоря, я по-другому уже это воспринимаю. Более холодно. Не буду говорить подробности, потому что начнется разбивка на лагеря — кто прав, кто виноват. История повторяется, и я ее уже не воспринимаю так близко к сердцу. Трек и трек. Я надеюсь, что все будет хорошо и я не буду вешать ярлыки лично на человека. Надеюсь, что в какой-то момент администрация и менеджмент [все решат].


— Сейчас твои люди и его люди общаются?

— Да. Сейчас идут переговоры. Я надеюсь на лучшее. Знаешь, почему? Потому что ради этого всего тратить нервы, энергию? Есть холодный расчет, если ты видишь какую-то несправедливость.


— А когда вы записывали эти песни…

— Это было очень давно. “Это двадцать первый год и здесь так красиво”. И было правда красиво. 21-й год, ребят, вспомните.


— Ты сделал о нем вывод как о человеке после того, как это во второй раз повторилось?

— Мне это не нужно. На мою жизнь это вообще не влияет никак. Буду ли я осторожен в будущем? Холодный расчет, хочу придерживаться его. Доверие, дружба — это все понятие скользкое, надо с этим быть поаккуратнее.




ПРО ВЗРОСЛЕНИЕ И СЕМЬЮ

— Когда ты поймал себя на мысли, что я взрослею и мне нравится это?


— Наверное, спустя год после начала отношений с моей женой Сашей. Я понял, что быть и казаться — это разные штуки.

Я услышал впервые что-то честное о себе — и мне это не понравилось. По факту. Как когда тебе говорят что-то негативное и ты думаешь: “Да, это во мне есть”, но не хочешь это менять и отвечаешь: “Я такой, какой я есть”. И вот эта тема “Я такой, какой я есть” у меня перевернулась с ног на голову. Я понял, что это была позиция жертвы — говорить, что я такой и таким буду. Потому что я увидел разницу и результат. Если говорить завуалированно, то превратился из растения в здравомыслящего мужа и отца.


— Как свадьба и рождения ребенка повлияли на твое становление мужчиной?

— Это ответственность. Это вынужденная ситуация, в хорошем смысле, что пора взрослеть. Не становиться душнилой старым, а брать жизнь свою и своей семьи только в свои руки. Планировать, а не жить сегодняшним днем. Любить жизнь, любить жить.

Учитывая, что я в детстве очень много болел, у меня была мысль — я ни разу такого не говорил и не хочу, чтобы меня кто-то жалел, — но у меня всегда была мысль, что я рано умру. Из-за моих проблем со здоровьем из детства. И я с этим очень долго жил.

И потом, чтоб ты понимал, насколько это сильное чувство вот этого взросления и ответственности, я теперь не хочу умирать, не планирую умирать рано.


— Потому что появилось то, ради чего хочется жить?

— Потому что реально появилось желание жить самому. Это очень важно. И ты видишь разницу. Ловишь кайф от этой жизни. Настоящей жизни, настоящих красок, настоящей эмоции. Вот это настоящее. Постоянно говорят: “Тру-тру, настоящее”. Что это за хрень? Это не то, что добро, "вот я хороший, добрый", это говно я не люблю. Настоящий — это когда лишний мусор убираешь, эту мишуру и лишнюю информацию упрощаешь до одного предложения, чего мне в этом подкасте не хватает.



ПОХОРОНЫ ДИМЫ НОВЫ

Мы вчера попрощались с Димой официально, и похороны проходили так, будто это были похороны авторитета. Ярославского авторитета. И я сейчас понимаю, что так и есть. Он реально имел огромный авторитет в музыкальной индустрии. И кто-то сейчас скажет: “Я не знаю, кто это”, — и это нормально. Потому что пока у нас в культуре продюсеры пока что имеют меньший охват по своей популярности. Есть такой человек Марк Ронсон. Вот Димон — это наш Ронсон, так сказала мой директор Даша, и я с ней абсолютно согласен, потому что он имел огромное влияние и образование в музыкальной индустрии русской, в индустрии стиля и моды. А еще он был просто очень душевным рубаха-парнем, потому что он мог тебя вразумить трезвый и нетрезвый. Если хочешь поржать, если хочешь побыть собой, — это в моем кейсе, — я постоянно искал встречи с Димой, чтобы быть собой. Потому что с этим человеком невозможно вилять. Его хочется обнять и просто поделиться с ним чем-то сокровенным. Есть люди, которые запоминают все альбомы, даты, имена и т.д. — вот это Диман. Он был неимоверно образованным в музыкальном плане. И этот его рюкзак знаний был размером с несколько фур. Это человек безумно талантливый, и это гигантская потеря для российской индустрии. Потому что, чтобы вы понимали, к нему обращались очень многие исполнители за продакшном. Огромные исполнители.

Вчера, когда мы прощались, я смотрел на пейзаж устья Волги, лес на фоне. Японял, что в этом всем Диман жил и нес вот этот вайбец такого фольклора, но с очень технической точки зрения музыкальной и очень подкованной культурой стиля.

Могу очень долго о Диме говорить. Я уверен, он сделал очень много интересной работы, но он не успел много всего. Я безумно сожалею, хочется поддерживать его семью, Илюху, его друга и главного коллегу по Cream Soda. Я хочу, чтобы Cream Soda жила и буду способствовать этому. Светлая память Диме.


* — власти РФ считают их иноагентами

Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы