Тексты
Текст: Лёша Горбаш

"Лицемерные мрази" в рэпе: как с ними быть?

Колонка о блогерах в рэпе по мотивам последнего Versus, которую нужно было написать уже очень давно.

В воскресенье вышел самый ожидаемый Versus этой весны. Какая незадача, в главных ролях — опять вездесущие блогеры. Пока о баттле Oxxxymiron и Гнойного не известно ровным счётом ничего, на авансцену вышли Эльдар Джарахов и Дмитрий Ларин. Первый заигрывал с рэпом ещё до того, как стал записывать вирусные youtube-хиты в составе Успешной Группы. Второй в прошлом году запустил волну блог-рэпа, выпустив свою версию “Патимейкера”.

Цитата ещё одного блогера, Юрия Хованского, про лицемерных мразей за год с лишним не потеряла актуальности. Да, лезут. Да, рэперы недовольны.



И это меня зачастую удивляло. Блогеры успешно освоили рэп-нишу. Хованский вот-вот начнёт давать не столько стендап-шоу, но и презентации своего гангста-релиза. Выступления Ларина в прошлом году заканчивались перфомансом “Колихейтера” — и публика встречала это с тем же восторгом, что финальные песни концертов Oxxxymiron и ATL, которые прошли в Минске буквально через пару недель после этого.

Долгое время казалось, что блогеры в рэпе — это нормально. Даже хорошо. “Но они же портят музыку! Пришли только за хайпом!” Да, но ведь это естественное желание. В чём на сегодняшний день разница между музыкантами и блогерами. Первые делают музыку. Когда у неё есть фидбэк в iTunes и публика на концертах — это показатель того, что всё было не зря, артист к чему-то движется. Но самоцелью остаётся творчество.

Музыка для блогеров — это не творчество, а удобная промо-площадка. Для Дмитрия Ларина выпустить красиво смонтированный ролик, который зайдёт его аудитории — творчество. Снять сорокаминутное видео про то, как три неприятных человека едят шаурму и собрать на нём миллионы просмотров — тоже творчество, но уже для Хованского. Я всё это не очень понимаю, но со спокойной душой принимаю.

К тому же, ну неужели вы представляете себе ситуацию, при которой рэп-слушатель посмотрит рэп-клип очередного блогера и решит: “Нет, на концерт *вставить имя рэпера* я теперь не пойду, лучше отложу деньги на выступление *вставить имя блогера*”. Это же сюрреализм.

Так вот. Блогеры в рэпе — это хорошо. Но только когда они интересно подходят к тому, что делают. Клип “#Ларинпротив” сложно воспринимать всерьёз — но это в самом деле выглядит классно. “Батя в здании”, возможно, лучший гангста-рэп на русском за много-много лет. Песня про “Покебол” — самое достойное высказывание на тему прошлогодней покемономании. Никто не просит слушать эти песни в плеере, но не нужно отрицать качество контента.

И в то же время, невозможно молчать, когда блогеры, у которых слово “контент” вообще должно быть окружено золотым ореолом, за полчаса выливают на жанр больше говна, чем иные артисты за всю карьеру. Тут и “РукаЛицо”, и кавер Джигана на Грибов начинают казаться интересными произведениями, а рэпер Брол — хорошим баттл-МС.

Про Ларина вы и так всё знаете. Это с запасом худшее выступление за недолгую историю Versus BPM и один из самых неловких перфомансов вообще за всё время проведения баттлов в “1703”. Сразу после выхода ролика на канале Ларина появилось видео с третьим раундом, который он забыл в рамках баттла и заменил на рефрен про “пятнадцатый год”. И да, это ужасно и скучно в той же степени, что и его выступление на самом баттле.

Может, в следующий раз лучше позвать гострайтера? Или хотя бы проконсультироваться с другими рэперами? Такие предложения, кстати, были — Ларин гордо отказался.

И да, на его фоне раунды Джарахова кажутся не такими провальными, но когда человек с достаточным рэп-бэкграундом выдаёт несколько неплохих моментов за весь баттл, тоже сбивается и не вывозит ни текстом, ни подачей — это мрак, провал и поражение по всем фронтам. Другой вопрос, что проиграть Ларину в тот вечер было физически невозможно.

Я не против блогеров в рэпе. Но я против откровенного говна в нём. И я вдвойне против, когда это говно в рэп несут люди, использующие его исключительно как промо.

“Versus BPM: Эльдар Джарахов VS Дмитрий Ларин” — самый большой кусок говна, что блогеры принесли в рэп. Вы в самом деле заигрались. Пожалуйста, закройте дверь с обратной стороны.

И ни слова о культуре.

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком