В байте в русском рэпе нет ничего нового — но сейчас за него стыдно как никогда раньше
“По массовке всё стало ясно с этими фрешменами”, — сказали наши комментаторы про клип Flesh и Yeyo “Реальный”. Там это дети от 7 до, что ли, 16 лет.
И это возвращает к теме, которая постоянно поднимается и в тех самых комментах, и в тредах твиттера и фейсбука. О новой школе рэпа, которую якобы слушают одни школьники. Вот эти негативные реплики в духе: “Face? Фу, музло для школоты”.
Конечно, для школоты. Как и Элджей, как и Feduk. Как и Oxxxymiron (не интеллигенция из фейсбука же составляет костяк его концертов), и Pharaoh, и ЛСП, и ATL — и любой другой популярный и востребованный артист.
Мы все слушали рэп школьниками. И группа Каста в том числе.
В прошлом месяце у нас вышло большое интервью с Лигалайзом — человеком, в своё время нехило повлиявшем на развитие рэпа в России. В самом начале он рассказывал, как увлёкся хип-хопом из-за старшей сестры, пока сам был ещё школьником: “У нас разница — 7 лет. И я наблюдал её тусовку, фарцовщицкие времена, фильм “Курьер”, брейкданс. Естественно, они слушали хип-хоп”.
Сегодня русский рэп — как никогда молодой жанр в плане аудитории. И это здорово. Молодая аудитория растёт вместе с артистами и помогает не стоять на месте: тебе нужно меняться и развиваться вместе со слушателем.
“Это новая Россия улыбается щербато. Рэп — это музыка чиксы младшего брата. Рэп — это рефрен школьных перемен, пьяных тройников в хате родоков”, — эти строчки Хаски из песни Бакея “Пузыри” плюс-минус идеально описывают российскую рэп-сцену сегодняшнего дня.
Обвинять артистов в работе на молодую аудиторию — глупо. Во-первых, это не делает его творчество автоматически плохим. Во-вторых, некоторые из тех самых школьников послушают любимого артиста, вдохновятся им — и начнут делать музыку, которая сперва будет копировать чужую, а потом превратится в нечто уникальное.
Но здесь возникает неприятный вопрос. Когда западные треки байтят молодые и зелёные артисты — окей, это не очень хорошо, но если для них это этап в поиске собственного лица — это допустимый грех.
Молодой и зелёный Yanix перекладывал на русский язык строчки Tyga, за что и получил от Галата на Versus. Сейчас Янис едва ли может себе такое позволить — уровень не тот.
На форуме hip-hop.ru соответствующую тему завели ещё 16 лет назад — и там доставалось всем первым на тот момент лицам жанра, включая тех же Лигалайза и Касту. У Drago 10 лет назад даже был собственный видеоблог, от и до посвящённый байту.
Литературная ценность песни “Про Макса” безусловно уменьшается, если учесть, что её частично “гострайтил” Ghostface Killah. Но в плане развития и становления русского рэпа — это по-прежнему веха. Байт нью-йоркских классиков от Лигалайза — это тоже плохо.
Но русский рэп начала нулевых — сравнительно молодой, ещё только формировавшийся жанр. Это не оправдывает рэп-ветеранов, но можно попробовать их понять: как делать — непонятно, ориентиры — только западные, русская рэп-сцена целиком помещается на том же hip-hop.ru.
Сегодня русский рэп — жанр принципиально иного масштаба, за которым следят более-менее все.
И когда один из лидеров новой школы, бьющий рекорды Вконтакте и претендующий на тысячные площадки артист первым синглом нового альбома выпускает песню, напрямую повторяющую прошлогодний западный трек — это ужасно. Все привыкли ругать за байт Black Star, но ещё хуже, когда им занимаются молодые и независимые артисты, у которых нет необходимости записывать хиты по расписанию. Тот же сингл Markul "Корабли в бутылках" — всё очень хорошо, но включаешь песню J Hus "Spirit" — и сразу появляется осадок.
Времена изменились. Сейчас за диск с альбомом Wu-Tang не надо ехать в музыкальный магазин где-то на окраине. А чтобы понять текст — тебе не нужен словарь, есть Genius и на худой конец гугл-переводчик.
20 лет назад начинающим артистам приходилось в домашних условиях на дешевые микрофоны и методом проб и ошибок осваивать написание битов и сведение песен. Сегодняшние герои новой школы могут сразу ехать записываться на хорошие студии и осваиваться в музыкальном мире в разы быстрее.
Но вместо этого многие из них решают повторять “Genius-этап” героев олдскула. Разница в том, что у тех это были только микрофон-палочка одноимённой компании за 100 рублей и хорошо, если домашний компьютер. У героев нынешних — открытая вкладка сайта Genius. И следующей — Soundcloud.
И в этом точно нет ничего гениального. А вот стыдного — в избытке.