Тексты
Текст: Лёша Горбаш, Анна Красюк

Какой была карьера 104 под крылом у Скриптонита и что будет дальше

104 ушёл с лейбла Musica36: разбираемся, почему это шаг в верном направлении.

В конце прошлой недели стало известно об уходе 104 с лейбла Musica36. Юра Дробитько (настоящее имя 104) ушёл из объединения, которым руководит Скриптонит — человек, с которым до этого неразрывно была связана вся его карьера. Он появлялся на фитах ещё на "Доме с нормальными явлениями" (под именем Юрик Четверг), позже был частью группы Jillzay и лейблов Zorski и Musica36.

Уход при этом прошёл максимально мирно. "Со всеми остался на должном. Чувство благодарности не терял ни разу", — говорит 104. "Это абсолютно рабочее решение и ни на что, кроме деловых отношений, не влияет", — пояснил Скриптонит, который вообще редко реагирует на публичный интерес к нему и его окружению.

Со стороны кажется, что трансфер 104 в статус свободного агента — не про контрактные разборки и пересчёт процентов, а про творческое развитие. В том числе потому что вырваться из тени артиста масштабов Скриптонита, находясь с ним рядом — задача примерно невозможная.

А судя по музыке, у 104 такие амбиции есть. Последний год он двигался в сторону совсем другой музыки, где куда уместнее звучит работа тандема Saluki и Osa (отвечавших за львиную долю звука "Кино без сигарет"). Это рваные музыкальные полотна, заходы в даб ("До обеда"), трип-хоп ("Белый флаг") и помпезный рэп, где уместно зазвучал бы Pusha T.

Да и самого 104 со Скриптонитом сейчас роднит разве что павлодарский бэкграунд и огромное количество совместных треков. Если Скриптонит в своей музыке ориентируется на энергетику и зачастую абстрактные образы, 104 — про конкретику. Его песни похожи на рассказы: неуютные, тревожные, наполненные паранойей. Их герой адаптируется к жизни в большом городе ("Мимо до Жанейро"), не доверяет окружающим ("Слов больше не будет"), смиряется с отрешённостью от мира ("Backwoods").

Его песни переносят слушателя в эти сеттинги: "С неба падал только дождь и снег, желудок брата мне кричал: "Чего ты ждёшь, здесь нет", — и ты сразу понимаешь, какое место и настроение рисует артист. В своей музыке 104 транслирует универсально понятные вещи: будь хорошим другом, ищи ту самую, не веди себя как мудак. И этот пацанский идеализм подкупает.

104 в самом деле похож на павлодарского Бигги, чей образ примерил в клипе "Who Shot Ya". И тем самым идеализмом, и талантом подбирать яркие метафоры ("Геру в пятку долбит Ахиллес"). А ещё самоуверенностью и рэперской бравадой. Логично, что 104 засиделся в статусе что "подающего надежды", что "человек с лейбла большой звезды".

104 уже давно перестал быть "тем чуваком из компании Скриптонита", просто теперь это закреплено официально. Ниже — таймлайн главных моментов его карьеры, которая дальше должна быть только интереснее, потому что все потенциально большие артисты рано или поздно уходят в соло. Осталось только выплыть.



2008

В рэп 104 пришёл в 14-летнем возрасте. Тогда он стал “играться с битами” под псевдонимом Phanatic Attack. Позже он говорил: “Тому, кто пишет музыку, легче и слова писать. Он чувствует ритмику, расстановку. Кто-то доходит до рэпа, а кто-то нет”.


2010

Юра оказывается из тех, кто доходит. В 2010-м он сам начинает читать, в тот период находя себя в находящемся на подъеме ”андеграундном” звучании, но постепенно он понимает, что хочет выходить за его рамки.


2013

В это время берёт своё начало дружеский и плодотворный творческий союз 104 и Truwer. По словам Юры, 2013-й становится рассветом их рэпа: “Я делал бит на старом виндоусовском компе, еле дышащем, позади меня 15 человек бутылку передавали по кругу, а по полу бежала крыса. Но делался рэп — самый, как мне казалось, горячий”.


Ноябрь 2015

Первый выход на широкую аудиторию. Юра появляется сразу на трёх треках дебютного альбома Скриптонита “Дом с нормальными явлениями”, слушатели узнают его под псевдонимом Юрик Четверг.





Октябрь 2016

Выходит “718 Jungle” — дебютный альбом группы Jillzay, куда входили Скриптонит, 104, Truwer, Niman, Strong Symphony, Six-O, Benz и Cheenah. По словам Адиля, всё началось с идеи лейбла, но финансов не было, а главное желание оставалось — делать музыку “из-под одного молотка”.


2017

В марте публикуется второй (и последний) релиз группы Jillzay — мини-альбом “Open Season”, удачно дополняющий своего предшественника. 104 появляется на двух его треках, один из которых — хит "Бар ″Две лесбухи″", на который сняли спаренный клип с сольной песней Скриптонита “Вечеринка”.

Скриптонит наконец основывает лейбл, называет его Zorski. Его участниками становятся 104, Truwer и Benz. Музыканты снимают дом, чтобы вместе организовывать творческий процесс: “Там же мы и пишемся — в подвале у нас большая студия. А из комнат часто слышно, как пишутся биты и сводится музыка”, — так описывали они тот период.

В сентябре у 104 и Truwer выходит совместный альбом “Сафари”, который продюсировал Скриптонит.





2019

После закрытия лейбла Zorski его преобразовывают в объединение Musica36. Там 104 начинает выпускать синглы “В аду сегодня жарко” и “Живым”, а к концу года — совместный со Скриптонитом мини-релиз “Не ври, не верю”.

Заодно 104 появляется на альбоме Saluki “Властелин калек” в треке “Улыбка”, сопродюсером которого выступил Osa.





Февраль 2020

Премьера дебютного сольного альбома 104 “Кино без сигарет” — нуарного мультижанрового проекта, наконец снимающего с Юры клеймо “рэпера на фитах” . Почему только в этом году? “До этого я не был готов к дебюту, — говорит артист. — Прежде чем выпускать альбом, надо до конца понимать, о чём ты говоришь и какую ответственность несёшь за свои слова”.


Сентябрь 2020

104 покидает лейбл Musica36: “Обнулился. Со всеми остался на должном. Чувство благодарности не терял ни разу. Деньги никогда не вставали и не встанут между нами. Инстаграм неоднозначен. Всему своё время. Это всё, что вас в основном интересует. Спасибо адекватным людям. Musica36 — дерзко".

Скриптонит комментирует уход 104 так: "Юрику отдают весь его каталог и дают возможность заниматься производством и продвижением своей музыки так, как ему виднее. Это абсолютно рабочее решение и ни на что, кроме деловых отношений, не влияет".







В первом выпуске обсуждаем борьбу Моргена с “Рифмами и Панчами”, новый альбом Платины и другие заметные темы недели
Песни про Родину и нефть, рыбалку и глупость, большую попу и любовь
Даша Прибищук — режиссер, сценограф и креативный продюсер музыкальных выступлений. Она работала с Хаски, OG Buda, Soda Luv, Miyagi & Эндшпилем и Obladaet. Ее монолог расскажет об этих проектах.