50 главных событий в русском рэпе: Oxxxymiron
На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.
Мирон Федоров перевернул русский рэп с ног на голову. Но не в одночасье. Это был действительно “долгий путь домой”. Треки на сборниках, работа с эмигрантским лейблом Optik Russia, баттлы на hip-hop.ru — от статуса “никем не понятого рэпера-эрудита” до востребованного на родине и гастролирующего артиста прошло много лет.
В 14 лет, живя в Германии, он начинает записывать первые тексты. в начале двухтысячных переезжает с семьей в Великобританию, поступает в Оксфорд по специализации “средневековая английская литература”.
Позже происходит знакомство с русскоязычной тусовкой, встречавшейся в лондонском парке, который так и назывался — Грин-парк. Она, по словам артиста, вдохновила его снова записываться после долгого перерыва.
“В Грин-парке есть скамейка, на которой собирались русскоязычные панки и металлисты, чтобы выпить, — вспоминал Мирон. —. Потом некоторые из них начали слушать рэп. Я всегда был самый активный из них, начал записываться. Тусовка человек сто — граффитчики, диджеи, просто алкоголики, наркоманы. Я до сих пор с ними много общаюсь, вместе делали какие-то треки, но у них не было шила в жопе в отличие от меня”.
Так выглядел первый клип Oxxxymiron, снятый в 2008 году.
Сам он рассказывал, что изначально им двигала ненависть. И не только к русскому рэпу, а вообще, к тем условиям, в которых он существовал.
“Я только закончил университет, работал по 12-15 часов в день без выходных и жил в подвале без двери у одного сердобольного профессора, а позже – в немебелированной, неотапливаемой комнате над тату-салоном, которую снимал у палестинского мошенника, ныне сидящего в тюрьме. Тогда же я познакомился с Schokk’ом, у которого был такой же неустроенный быт, такая же ненависть к тому, во что превратили русский рэп, и такая же нереалистичная мечта выбиться из грязи в князи. Мы моментально спелись”.
Так, в конце “нулевых” возникает объединение Vagabund — Schokk, Oxxxymiron и Ваня Ленин. Первые концерты в России показывают, что аудитория у их сложносконструированного, свободного от норм морали баттл-рэпа есть.
В 2011 году Oxxxymiron выпускает свой дебютный альбом “Вечный жид”, суммирующий весь его тогдашний опыт — спальные районы Лондона, неудачные отношения, сомнительные, но приносящие деньги занятия.
“При всей колоритности резюме Оксимирона, его песни прекрасно работают и в отрыве от биографических деталей, — пишет “Афиша”, — житель Лондона чуть ли не первым придумал, как суровый британский грайм можно делать по-русски, и сделал так, что убрал почти всех”.
Осенью 2011-го Vagabund прекращает свое существование: Schokk уезжает обратно в Германию, Мирон остается в России.
“Это была очень романтическая идея — мужское братство, — вспомнит он потом. — Тандем задрота и гангстера. И там еще был третий чувак, который был типа менеджером. Я все это более-менее сам создал и придумал, и вся вина за развал лежит на мне, потому что я поставил не тех людей не на те роли”.
Парадоксально, но именно после распада Мирон начинает собирать свою аудиторию — выпуская песни, которые на голову превосходили любой трек из “Вечного жида”. “Неваляшка”, “Признаки жизни”, “Детектор лжи” — раз за разом он демонстрирует способность не только делать громкий техничный рэп, но еще и сообщать своему молодому слушателю что-то очень важное — от чего он, слушатель, шел за артистом.
Мирон подписывает контракт с Booking Machine — букинг-агентством петербургского промоутера Ильи Мамая, до этого занимавшегося исключительно хардкор- и метал-группами. Он выступает на Пикнике “Афише”, получает премию журнала GQ, снимает простые, но набирающие миллионы просмотров клипы и расширяет географию своих туров.
Не в последнюю очередь благодаря ему в 2013 году стартует популярнейший рэп-баттл Versus. На нем Мирон выступал три раза — и каждый одерживал победу. Последний выпуск с его участием стал рекордом, причем в мировом масштабе — на сегодняшний момент он собрал больше 12 миллионов просмотров. По меркам баттл-рэпа это невообразимые цифры.
В одном из раундов он озвучил мысль, адресованную всем, кто начал оценивать рэперов по сложности рифм и количеству панчлайнов в минуту: “Дело не в количестве и качестве рифм. Дело в личности, что за ними”.
Второй альбом Oxxxymiron был обещан слушателю еще в 2014 году, но потом перенесся. Аргументы автора — “Альбом не микстейп, он должен перевернуть игру”. Пластинка “Горгород” вышла осенью 2015-го, прямо в день ее петербургской презентации. И надо сказать, игра действительно не устояла.
Концептуальная пластинка, “первая рок-опера в русском рэпе” прозвучала громко — срезонировав даже с людьми, которые никогда не слушали русский рэп.
“Вы декодировали этот альбом как художественное произведение, — писал The Flow, подводя итоги прошлого года, — но здесь важны даже не сюжетные нити, а то, насколько мастерски все эти ниточки сплетены в один рассказ — то ли о жизни писателя Марка в антиутопическом мире, то ли о стране, в которой мы с вами живем”.
После таких работ возникает резонный вопрос — что делать дальше, куда идти? Но будьте уверены, человек, выбравший своим маскотом персонажа, обреченного на вечные странствия, знает на него ответ.