Тексты
Текст: Кирилл Бусаренко

"Флэш" — главный супергеройский провал года? А как так случилось?

Ужасные сборы, разгромные рецензии и скандалы с главным актером

15 июня в мировом прокате вышел “Флэш” — фильм киновселенной DC про участника Лиги Справедливости в исполнении Эзры Миллера. Это долгострой — впервые о сольнике заговорили в 2013 году, он должен был выйти до “Лиги Справедливости” Зака Снайдера, но снимать его начали только спустя восемь лет. За это время успели выйти две части “Чудо-женщины”, “Аквамен” (сиквел появится в этом году), и даже “та самая правильная” версия “Лиги Справедливости — а “Флэш” менял режиссеров, сценаристов и обрастал скандалами.

Фильм все же удалось выпустить Энди Мускетти, режиссеру двух частей “Оно”. И результат такой — провальные сборы, слабые оценки критиков.





ЧТО СО СБОРАМИ


Производство “Флэша” стоило 220 миллионов. За первые выходные проката фильм собрал 55 миллионов в США и Канаде, по всему миру — чуть больше 135. Издание Variety взяло комментарий у анонима-ветерана индустрии — он назвал это катастрофой. Такой фильм как “Флэш” только на внутреннем рынке должен был заработать в два раза больше.

И это катастрофа не просто для “Флэша”, а для студии Warner, которая запланировала в 2023 году четыре супергеройских фильма DC: “Шазам 2”, “Флэш”, “Синий Жук” и “Аквамен 2”. По прикидкам аналитиков, затраты на их производство и маркетинг стоят 1,1-1,2 миллиарда долларов — при этом “Шазам 2” уже вышел и заработал смешные 133 миллиона по всему миру.

И если на сиквел “Аквамена” есть надежда — первая часть была хитом, заработала 1,15 миллиарда долларов, то пойдут ли охотно смотреть на ноунейма Синего Жука — непонятно.


РУГАЮТ И САМ ФИЛЬМ

Сюжет “Флэша” такой — супергерой отправляется в прошлое, чтобы спасти родителей, но создает альтернативную реальность без Супермена, с победившими пришельцами и Бэтменом, к роли которого вернулся Майкл Китон.

На Метакритике картина следующая — средняя оценка критиков в 56 баллов из 100, средняя оценка зрителей в 5,9 баллов из 10.

В рецензиях — стандартный набор претензий к супергеройским фильмам последних лет: банальный сюжет, недоделанная компьютерная графика и экшн, от которого быстро устаешь (только во “Флэше” он еще и суетливый, как сам главный герой).

Даже актеры ругают фильм. Отличился Майкл Шэннон, вернувшийся к роли злодея Зода. “Врать не буду — мне как актеру не было очень интересно. Все эти фильмы про мультивселенную похожи на игры с экшн-фигурками. Вот человек и вот человек — и они дерутся! В “Человеке из стали”, как мне кажется, больше уделяли внимание проработке героев”, — сказал он в интервью.






НЕУДАЧИ ФИЛЬМА МОГЛИ ВЫЗВАТЬ И СКАНДАЛЫ ЭЗРЫ МИЛЛЕРА

Последние несколько лет имя актера не исчезает из заголовков — его обвиняли в харассменте, угрозах, краже со взломом. В 2020 году на видео попало, как Миллер душит женщину. Сообщалось, что у звезды проблемы с ментальным здоровьем. При этом он продолжал сниматься в большом кино — например, в “Фантастических тварях”.

В августе 2022 года он извинился за поведение и пообещал, что начал лечение. Следом вышло большое расследование, где журналисты рассказали про его гарем и комплекс мессии.

Эзра Миллер не участвовал в пресс-кампании “Флэша”, вместо этого актера нахваливали режиссер Мускетти и главные лица Warner. Не участвовал в промоутинге и Майкл Китон — он был занят съемками сиквела “Биттлджуса”. Давать интервью пришлось тогда еще малоизвестной актрисе Саше Калле, сыгравшей Супергерл.


ПРОВАЛ “ФЛЭША” ВСТРАИВАЕТСЯ В АНТИТРЕНД СУПЕРГЕРОЙСКОГО КИНО

Последний год много обсуждается усталость от супергероики — за последние 10 лет вышло больше 50 фильмов, многие из них существуют в одной киновселенной. Следить за этим становится все сложнее — тот же “Флэш” цитирует события “Человека из стали”, который вышел 10 лет назад.

Эта усталость видна на примере последних фильмов Marvel. “Человек-муравей 3”, “Тор 4”, “Доктор Стрэндж 2” либо показали слабые сборы, либо их разгромили критики со зрителями (такая солидарность, если судить по Метакритику, раньше не была настолько явной). Зрителям не показывают обязательный к просмотру эпик типа “Мстителей: Финал”, а за новизной они обращаются, например, к “Джокеру”.

Есть во всем этом исключение — фильмы Джеймса Ганна. Для DC он снял новый “Отряд самоубийц”, для Marvel — третьих “Стражей Галактики”. Оба хорошо показали себя в прокате, оба полюбились критикам и зрителям.

Сейчас Джеймс Ганн возглавил киновселенную DC — он будет ее перезапускать, отказываться от прежних лиц (то есть Генри Кавилл больше не Супермен, Галь Гадот больше не Чудо-женщина), придумывать новые истории.

И, возможно, неудача “Флэша”, тут закономерна — чтобы построить что-то новое, нужно разрушить старое.

Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы