Тексты

Разбор микстейпа ATL "Радио Апокалипсис"

В рубрике "Разбор" редакторы The Flow и приглашенные гости отвечают на главные вопросы об альбоме и дают ему свои оценки

Напишите обзор на “Радио Апокалипсис” так, чтобы он уместился в один твит


Андрей Недашковский: На августовском концерте ATL мне в голову прилетела чья-то нога. Но пока он выпускает релизы такой мощи, ходить на его выступления не перестану, даже если придется с боем прорываться.

Кирилл Бусаренко: Микстейп здорового человека, не до конца покрывшегося мхом.

Максим Саблин: "Радио Апокалипсис" очень выручит тех, кто устал переслушивать прошлые альбомы ATL. И подарит несколько песен тем, кто хочет чего-то поновее.

Николай Редькин (ютуб-канал Вписка, телеграм Сломанные пляски): Микстейп, на треть состоящий из засвеченного ранее материала, который по части цельности и внимания к песням обгоняет многие альбомы-2021. “Смутное время” здорового (ну как здорового? часто пребывающего на грани) человека.

Леша Горбаш (шеф контента ИМИ, телеграм Край ми айривер т30): Послушал "Радио Апокалипсис". Очень хочу на концерт ATL. Как-то в слэме потерял там кроссовок.

Андрей Никитин: Олдам уже не хватает оперативной памяти, чтобы вовремя отслеживать синглы, гостевые куплеты и прочее. Мы — благодарная аудитория таких микстейпов. Тем более, что, как подметил один читатель с красивым лицом на аватаре, в песнях ATL всегда одни и те же слова, поэтому непонятно, какие из них новые.



Любимый трек


Андрей Недашковский: Попробуй тут выбери какой-то один. Главный трек релиза — это безусловно “Браслеты”, песня о разгонах митингов и хороводе государства, церкви и демонов из преисподней. Но надо что-то посвежее.

Например, “25 недель”, песня про то, как с приходом весны на улицы города выползают, будто черви после дождя, полчища упырей, торчей и психопатов. ATL — мастер гротеска, он совмещает картинки из жизни утыканных панельками спальников, где детишки взрослеют на трубах и плитах, а “мыган за “магнитом” тихо колется как свитер”, с бодряк-инструменталом в духе старых вещей Сергея Жукова. Еще один разрывной момент концертной программы.

Кирилл Бусаренко: “Никакой эмпатии”. Первый куплет мне кажется фиксацией места ATL в русском рэпе 21 года — обитатель кислотного трэп-дома, который не пускает внутрь людей с камерами, а прячется в подвале и иногда вылезает пошуметь.

Можно упрекать ATL в однотипности, но послушайте его монолитный флоу на припеве “Я с перепоя, как твой батя // Я Стьюи Гриффин, твой злобный сиамский братик” — исчезнут все сомнения, что именно так и нужно. Это просто божественный план.

Максим Саблин: "Reset", "Ящик", "Браслеты", "Забил", "Никакой эмпатии".

Николай Редькин: "25 недель". Когда фирменное постапокалиптическое ощущение мира Сергея накладывается на саунд дэнс-попа нулевых а-ля группа Краски.

"В высокой траве". Напомню, что поющий ATL — лучший ATL.

Леша Горбаш: "Никакой эмпатии". Но это потому что "Ящик" вышел как сингл и уже заслушан до дыр.

Андрей Никитин: Их много, но выделю два. "Браслеты" — восторг, а "Ящик" — еще больший восторг. Это примеры текстов, где нет буквально ни одной строчки, которую туда втиснули для рифмы, заткнули дырку и т.д.

Вообще "Радио Апокалипсис" напоминает тем, кто забыл, насколько ATL сильный рассказчик и внимательный наблюдатель. Его высказывания на социальные и политические темы не превращаются в транспарант. Он не на умняке. У него есть божественный флоу и божественный план. При этом его метафоры и образы очень хороши. Кто еще смог бы из истории, как перебухал, блевал и пацаны притащили домой, сделать трек "На щите"? Его песни и герои — словно часть одного лора, одной киновселенной.

Все его песни, если разобраться, о грустном. О неизбежном апокалипсисе — в конце концов, это мир исчезнет для каждого из нас в финале жизни. Но эти песни вообще не грустные — даже если повод для оптимизма формулируется как "по***, пляшем".



Лишний трек


Андрей Недашковский: “Reset”.

Кирилл Бусаренко: “Разрушитель”. ATL type song про танцпол и прихожан, ничего не добавляющий его репертуару.

Максим Саблин: "В высокой траве". В нем ATL пишет о долгом загуле, но эта история оказывается статичной лишь ради повтора хука, бриджа и куплета. При этом инструментал не настолько увлекателен, чтобы оправдать однообразное исполнение.

Николай Редькин: Не проникся песней "Забил" с момента выхода, не могу проникнуться ею и сейчас (хотя даже по цифрам в спотифае она популярна у слушателей).

Леша Горбаш: "Behemoth".

Андрей Никитин: Кажется, тут нет такого.



Самая запомнившаяся строчка


Андрей Недашковский: “Чебоксары — не Монако, жизнь — не манага / Мне ребенок бараков лыбится, как Барака / А я с улыбкой Гарольда, скрывающего боль, / Ведь от видов местных развивается катаракта”.

Показательное для стиля ATL четверостишие, в котором диковинным узором сплетаются жуткий персонаж файтинга и древний мем, упоминание наркотического вещества и тлен местного пейзажа, от которого пребываешь в таком **** [шоке], что иначе как через образы леших, орков да космонавтом о нем и не расскажешь. Такая иносказательность не только оружие ATL, это еще и его защита от реальности.

Кирилл Бусаренко: “Браслеты” вышла в прошлом году, иначе назвал бы из нее “В прямом эфире телеканала "Спас" // Где нас никто не сохранил, не спас”.

Поэтому — “Нам покажут новый снафф, в нем добрый космонавт // Детям раздает конфеты и развозит по домам”.

Максим Саблин: "На небе крестик самолета, но я к небу не приблизился ни на йоту / Мне из зиплока улыбнется Бейби Йода, я все пойму, что это просто божественный план" — в "Никакой эмпатии" ATL проявляет себя лидером в адаптации англицизмов и большим знатоком массовой культуры.

Николай Редькин: "Там в далекой юности прорезались зубы глупости". Год назад слушал на репите их фит с Трувером, а сейчас удивляюсь, как легко гостевой куплет ATL отсекся в самостоятельную песню.

Леша Горбаш: “Глянул "Первый" натощак, вкинув веру на общак”.

Андрей Никитин: “Нам покажут новый снафф, в нём добрый "космонавт"
Детям раздаёт конфеты и развозит по домам.
Твой батя с этим в резонанс по наивности сердечной
Входит в первобытный транс под звездой пятиконечной”



Что больше всего не понравилось?


Андрей Недашковский: Это не про “не понравилось”, скорее удивление: как ATL не боится в нынешние времена выпускать песни вроде “Детонатора”? Мистеры из СК не будут ковыряться в метафорах, разбираясь, что имел в виду автор, читая рэп от лица смертника, взрывающего танцпол.

Кирилл Бусаренко: Вряд ли это справедливая претензия, но часть песен на “Радио Апокалипсис” звучат как песни, которые ATL может писать каждый день.

Максим Саблин: Эстетически герои ATL вновь находятся в мире панельных районов. Когда в них становится тесно, на помощь приходит темный лес с его водяными и лешими. К сожалению, в "Радио" хватает песен, в которых мир рэпера крутится вокруг маркеров, знакомых по прошлым песням. Особенно заметно это становится, когда он читает совсем не похожие на них "Ящик" или "Браслеты".

Николай Редькин: То, что из-за продолжающегося весь последний месяц оксихайпа "Радио Апокалипсис" остался как бы немного в тени. Но напомню, что и альбом "Марабу" (золото в короне российской музыки десятых) в 2015-м недополучил всего полагающегося ему внимания.

Леша Горбаш: Я периодически устаю от типичных для ATL рейв-номеров — это очень сложно слушать. Но при этом держу в уме, что на концертах-то это работает — и еще как.

Андрей Никитин: По какой-то странной причине не нравится припев "Адренохрома", да и вообще большинство вокальных припевов. Не нравятся манерой исполнения.



Тут можно порассуждать о продакшне


Андрей Недашковский: “Радио Апокалипсис” — это для гурманов, предпочитающих самые разные сорта колбасы в диапазоне от эйсид-техно и драм-н-бейса до рейв-попа.

Вся музыка — дело рук бессменного продюсера-напарника RipBeat и команды ulwu.nite, состоящей из Purrr и Zest (последнего вы можете помнить по сотрудничеству с Максом Коржом, Кастой и Биг Рашн Боссом).

Кирилл Бусаренко: Тут брейкбит в “Ящике”, дипхаус в “На щите”, внезапный варган на индастриальной “Reset”, грустный дэнс “Браслетов” и напоминающая об эпике “Марабу” финалка “Юность-89” — продакшн на микстейпе звучит куда интереснее минималистичного “Кривого эфира”.

Максим Саблин: ATL часто обращается к ностальгическому звуку. Кажется, что каждый второй трек в "Радио" — это рейв-колбаса или дипхаус. ATL был лидером такого звука, но за 6 лет, минувших после "Марабу", он написал таких достаточно. Когда он отходит от этого звучания, он может обратиться к трэп-инструменталам, напоминающим клауд "Центра Циклона", которому скоро уж 8 лет. Однако в "Радио" ATL пробует себя в мрачноватом дабстепе в двух первых песнях, и они совсем не похожи на ранние микстейпы. Получается так здорово, что хочется продолжения в духе дуэта Аигел.

Николай Редькин: Еще жестче, еще бодрее, еще ближе к танцевальной музыке 2000-х в ее самых громких видах. Пиратская станция-2021.

Леша Горбаш: ATL давно нащупал идеальный баланс между самоповтором и фирменным стилем (панч придумал не я, а Олег ЛСП в интервью столетней давности). И продолжает филигранно этот баланс держать.

Андрей Никитин: Очень функциональный продакшн. Вряд ли он толкает вперед какой-то жанр или прокладывает путь новым музыкантам. Но это идеальное обрамление для текстов Сергея.



Что “Радио Апокалипсис” добавляет к наследию ATL?


Андрей Недашковский: Во-первых, ATL “как-то нереально политизировался”. Раньше размышления о прессинге государства он, как фейсконтрольщик на входе, оставлял за пределами своего рейва (вспоминается только песня “Архитектор” — да и та иносказательно повествует о причинах отказа высказываться на этот счет). Теперь он выпускает “Браслеты” и “Ящик” — и это чуть ли не лучшие его песни.

“Ящик” — макабрическая страшилка в духе “Голого завтрака”, где вместо кровоточащей пишущей машинки — тянущий щупальца ТВ-пульт. “Бояться надо не притаившихся в глубинах монстров Лавкрафта и Кинга — будто бы говорит ATL, — а того, что уже пробралось в твой дом и копается в мозгах твоей бабки и твоего бати”.

Обеспокоенность происходящим в стране сквозит и на уровне отдельных панчлайнов: “Жили-были, да закрутились в блант / Жирный-жирный, словно депутат / Забивался самый бодрый стафф / Тут жестко, как дубинкой — демонстранта”.

Во-вторых, ATL еще ловчее стал обращаться со словом. Если герой его трека хочет оторваться — то “как тромб”. Если хочет подымить — то “как крематорий”.

В-третьих, прокачался как рассказчик. ATL переплавляет банальные бытовые сюжеты в фантастические сказания. Принцип этого приема напоминает действие снэпчат-фильтра: только что смотрел на свое обычное лицо, но стоит нажать одну кнопку — как на голове вырастают рога, вместо глаз зияют черные дыры, а друзья, попадающие в кадр, превращаются в какую-то нечисть.

На прошлом альбоме он делал так, что базар пьяного бати подавался под видом исповеди сбившегося с курса инопланетного гостя (“Звездный лорд”). Сразу не разберешь, о чем он читает в “Адренохроме” с нового альбома — о взрослении или о созревании куста конопли (причем от его же лица рассказанного)? “На щите” — то ли песня рыцаря, не вернувшегося с Крестового похода, то ли монолог синяка, который накидался так, что друзьям приходится нести его домой (то есть “в родную цитадель”). А “Юность-89”, — сиквел песни “Астронавт”, — это о прощании с молодостью, о дальней космической экспедиции или описание эффекта употребления запрещенных веществ?

Кирилл Бусаренко: Станет понятнее после выхода нового альбома. Сейчас кажется, что “Радио Апокалипсис” должен взбодрить всех, кому “Кривой эфир” показался вымученным.

Максим Саблин: "Радио Апокалипсис" не вносит значительных изменений во вселенную ATL. Релиз заявлен как микстейп — возможно, так ATL отделяет его от "Марабу" и "Кривого Эфира" и предлагает не искать в сборнике следов большого художественного высказывания.

"Радио" вышел спустя 2 года после "Эфира" и собирает вышедшие синглы вместе с десятком новых песен. Видимо, такая у него цель — напомнить о величии ATL и дать фанатам порцию свежего материала.

Николай Редькин: Давние фанаты знают, что похожим образом ATL переупаковывал свои гостевые куплеты еще на микстейпе "Карма x Кома" (это 2016 год), а то даже и пораньше (есть тут старички, которые помнят "Череп и кости"?). И уже тогда это удивительным образом работало — песни по новому раскрывались. "Радио Апокалипсис" — следование хорошей собственной традиции, а ведь именно собственные традиции — признак большого артиста.

Леша Горбаш: Я бы не сказал, что что-то добавляется к "наследию". Но учитывая, что у нас тут месяц важных микстейпов, хочется сказать, что ATL все еще записывает "микстейпы", которые лучше многих альбомов. Да и вообще, наследие этого артиста — в том числе в первых микстейпах. Помните серию "#FCKSWG"? Где бы мы все без нее были? Вот и я думаю, что это важнейшие релизы десятых. Пока есть ATL, жив и формат микстейпов!

Андрей Никитин: Написал еще одну главу в библиотеку русской хтони.



Оцените “Радио Апокалипсис” по 10-балльной шкале


Андрей Недашковский: 8

Кирилл Бусаренко: 7,5

Максим Саблин: 7,5

Николай Редькин: 8

Леша Горбаш: 8,7

Андрей Никитин: 9



Средняя оценка: 8,1.



Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы