20 рэп-альбомов 2010-х
08 ноября 2016
20 рэп-альбомов 2010-х. Часть 1: Noize MC «Последний альбом»
На The Flow стартует партнерский проект The Flow и re:Store "20 главных рэп-альбомов 2010-х".
Этот проект посвящен ключевым русскоязычным рэп-записям текущего десятилетия, которые оказались наиболее важными для жанра, меняли его контекст, зажигали новых героев и достойны включения в своего рода золотой фонд русского рэпа. Материалы проекта выходят раз в неделю по понедельникам.
Контекст
Второй альбом Noize MC вышел в 2010 году — через два года после дебютного «Greatest Hits». Если та пластинка стала прорывной для недавнего резидента уличных концертов на Арбате и фристайл-сессий в общежитии РГГУ, то к «Последнему альбому» он подходил готовой новой молодежной звездой. Зря что ли презентация пластинки проходила в «B1 Maximum» — на тот момент, крупнейшем концертном клубе Москвы (сейчас называется Yotaspace).
Содержание
Очень объемный — почти 80 минут, «Последний альбом» шел в комплекте с книгой Павла Тетерина, игравшего в тот момент в группе Noize MC на барабанах. Это был постапокалиптический роман о музыкантах, застрявших на подземной репетиционной точке после некоего крупного катаклизма. Содержательно некоторые песни альбома тоже перекликаются с темой конца всего («Мизантроп-рэп», «Жечь электричество», «На Марсе классно»), но цельного нарратива в нем нет.
«Последний альбом» следует заявленной на дебютной пластинке позиции брать все, что нравится и не бояться.
Русский рэп в то время был музыкой преимущественно семплированной, рок не спешил скрещиваться с другими жанрами, электронщики тоже игрались в своей отдельной песочнице. Noize MC на этом фоне делал кроссовер из рок-музыки (отсылающей, условно, к группе Nirvana и панк-року), рэпа (в качестве ориентира можно указать Эминема), электроники (группа Prodigy), музыки с ямайскими корнями. Этот замес был не чуждым и для русского слушателя: любая из этих песен при желании могла бы быть исполнена под акустическую гитару — даже если в оригинале она звучала как драм-н-бейс.
Если нужно перечислить еще несколько присущих Noize MC констант, то это были юмор, лиричность и мелодичность. У его песен обязательно были припевы и можно утверждать, что это повышало их шансы просочиться сквозь надолбы форматных запретов и оказаться в телевизоре, что было принципиально важно для достижения серьезных успехов в то время.
Лучшие треки
“Певец и актриса”, изначально содержавший семпл из песни Земфиры “Мы разбиваемся” — получить разрешение на его использование не удалось, вместо него был написан новый припев, который спела певица Стейша.
“На Марсе классно” — пацифистский гимн, упрятанный под оболочкой негромкой ироничной баллады.
“Ругань из-за стены” — несложно догадаться, что в этом тексте есть личная история и переживания самого Нойза.
Существенное обстоятельство
«Моя мама умерла в самом начале 2010 года от рака. Это был удар судьбы, растянутый во времени, неотвратимый, настолько сильный, что я только сейчас начинаю пытаться принять это. Столько всего произошло: Аня родила мне двоих прекрасных детей, я набил огромное количество шишек, дал кучу концертов, записал гору песен, проделал огромный путь — и до сих пор не смирился до конца», — cпустя четыре года вспоминал Noize MC.
Информационный фон
2010-й стал для Noize MC годом небывалого хайпа, но произошло это не совсем благодаря “Последнему альбому”.
Ключевым инфоповодом оказалась песня "Мерседес S666" — реакция Нойза на гибель родственников его коллеги (певицы Стейши) в автомобильной аварии. Ее виновником пострадавшая сторона считала вице-президента “Лукойла” Анатолия Баркова. Свидетели ДТП заявляли, что Барков выехал на встречную полосу. Общественность склонна была думать, что ему помогают уйти от ответственности (подробнее — на Википедии).
Через 4 дня после ДТП вышло видео Noize MC — и вызвало гигантский резонанс. Трудно припомнить, чтобы прежде (да и после) какое-нибудь другое подобное высказывание российского рэпера на социально важную тему привлекло бы столько внимания. Ролик "Мерседес S666" стал вирусным хитом. О Нойзе говорили телеканалы, с ним вступал в полемику Лев Лещенко — то есть, мир ненадолго сошел с ума.
Видео очень точно попало в настроение общества: кризис 2008-го страна уже забыла, до кризиса 2013-го еще было далеко, а у руля стоял либеральный президент Медведев, который писал в твиттер, фотографировал на "лейку" и говорил о нанотехнологиях. Чуть больше года оставалось до протестов на Болотной и последовавшего закручивания гаек.
Увы, клип Noize MC привлек внимание к ДТП, но не привлечь к ответственности Баркова. Хэппи-энда не случилось, все новости были либо плохими, либо еще хуже. Так через несколько месяцев после аварии от кровоизлияния в мозг скончался муж погибшей Ольги Александриной. А через три года суд признал ее виновной в ДТП. Апелляцию родственники Ольги Александриной тоже проиграли.
Но вернемся к Noize Mc и его году сверххайпа. Летом 2010-го он выступал в Волгограде, вступил в конфликт в милицией и после концерта был арестован на 15 суток. Суть такова: милиционеры запретили участники группы собрать деньги в шапку под песню “Бабки в шапку” (это происходило на каждом концерте), в ответ на это Noize MC исполнил песню “Кури бамбук”, начинающуюся словами “Я — мусор, персонаж очень важный, руки — чтоб держать дубинку, голова — чтобы носить фуражку”. Это тоже была беспрецедентная история. Noize MC к тому времени был слишком популярен, чтобы это все осталось незамеченным. Так что его арест активно освещался в либеральных медиа (которых в тот момент было сильно больше, чем сейчас), приклеивших на него ярлык “рэпера-опозиционера”.
Ну и под занавес года у Нойза случился биф с Сергеем Шнуровым. В песне “Химкинский лес” тот упрекал социально активных музыкантов в неискренности и походя задел Нойза, вспомнив “дьвольский мерс”. В ответ вышла песня “Побрей звезду”, пародирующая Шнурова. Неудивительно, что на таком насыщенно событиями фоне “Последний альбом” не оказался для Noize MC ключевым инфоповодом.
Значение
Как уже было сказано выше, "Последний альбом" помог Noize MC превратиться в нормальную поп-звезду с человеческим лицом. Время летит так быстро, что сегодня уже нужно объяснять разницу: в нулевых массовыми поп-звездами становились выпускники телешоу вроде "Фабрики звезд" и прочие продюсерские проекты со скалькулированным артистическим образом, текстами и музыкой. И превращение независимого артиста в звезду такого калибра вызывало у его поклонников, да и просто симпатизирующих ему людей, огромное воодушевление.
Читательский опрос
Самое популярное за неделю