20 рэп-альбомов 2010-х

20 рэп-альбомов 2010-х. The Chemodan «Gnoy»

На The Flow стартовал партнерский проект The Flow и re:Store "20 главных рэп-альбомов 2010-х". Его предыдущие выпуски можно найти здесь.

Этот проект посвящен ключевым русскоязычным рэп-записям текущего десятилетия, которые оказались наиболее важными для жанра, меняли его контекст, зажигали новых героев и достойны включения в своего рода золотой фонд русского рэпа. Материалы проекта выходят раз в неделю по понедельникам.















Факт


Идеолог петрозаводского коллектива, Грязный Луи, попал в поле зрения слушателей типичным для того времени способом — его песню взяли на популярный в узких кругах рэп-сборник “Хип-хоп для гурманов”. Последовавшие релизы сформировали вокруг него нечто вроде интернет-культа.

Дело было не только в песнях, как тротилом начиненных протестными настроениями и бытописанием затянутых пеленой будней. Но и в том, как the Chemodan Clan себя преподносили. Группа не давала интервью, на фотосъемках позировала в противогазах и масках — в них же выходила на сцену во время концертов. Это усиливало эффект и еще сильнее завораживало публику.





Контекст


В то время ощущалась острая нехватка в качественном андеграунде, в сильных героях и мощном сыром звуке, до сих пор ассоциирующимся у многих с самим словом “рэп”. Это понимали не только слушатели, но и артисты — и вскоре на горизонте появляются целые кластеры единомышленников, регионально друг от друга отдаленных, но имеющих общий взгляд на жанр. The Chemodan стоял в первых рядах этого движения.




Будто обитатели подземных катакомб, они появились из ниоткуда и заговорили о том, чего не покажут по новостям — об уровне жизни и экологии в стране, о неудовольствии властью, о том, что происходит в головах людей из глубинки. “Такой вот музон появился на свет оттого, что кое-кто зол” — это уже был не просто подростковый бунт, а сигнал того, какие настроения закипают в умах молодых людей по всей стране.





Содержание


Только этот петрозаводский коллектив мог дать своему альбому столь отталкивающее название и только на нём оно могло сидеть как сшитый на заказ китель. “Gnoy” — это песни об аде на земле, песни о борьбе с системой, о ловушках, расставляемых мегаполисом.

Признание звезд, полученное еще после предыдущих достижений группы, получило тут формальное воплощение в совместных треках. На “Gnoy” можно было услышать набиравших популярность Триагрутрику и Рем Диггу, а также пользовавшегося непререкаемым авторитетом в жанре Смоки Мо.

Через весь альбом проходил цикл интерлюдий, напоминающих отрывки из передачи “Тайны НЛО”. В них идет речь о загадочных аномалиях, наблюдавшихся в 1977 году и известных как “Петрозаводский феномен”.

Такой же фразой стоило бы описывать и саму группу.










Лучшие треки


“Обращение к инопланетянам”

Как правило, петрозаводчане свои тексты собирают из гиперреалистичных и даже натуралистичных сцен, ну а в этой песне захотели похулиганить. Как видно из названия, Луи, в прошлом участвовавший в различных онлайн-баттлах, тут захотел сойтись уже с внеземным противником.

“Я под подушкой ствол сжал / В обращении к инопланетянам я б им угрожал”, — песня как пример едкого сарказма, характерного раннему творчеству the Chemodan. С каждым последующим альбомом поводов для шуточек у группы находилось всё меньше.


“М”

В зависимости от культурного багажа слушателя, песню можно расценивать и как ответ на трек Гуфа “Metropolitan Mail”, и как привет “Железнодорожным пассажирам” Кафки или “Москва-Петушки” Ерофеева.

Блестящий образец силы слова Луи, способного видеть страшное в обыденном. В духе символистов он сравнивает маршрут состава по системе тоннелей с движением тромбоцита по вене, поезд — с пожирающим людей червем, а подземку — с чистилищем.


"Воронье"

Смоки Мо не только не развеял густой мрак, окутавший песню, но сделал его лишь гуще. Тотальное взаимопонимание двух мастеров слова.


"Молодость"

Абстрактное полотно, которое своими словами не пересказать. Как и тату-мастеру из припева никогда не набить молодость на спине.


"Medal of horror"

Одна из лучших песен, записанных Луи в дуэте с Рем Диггой. Постоянные коллаборации этого тандема спустя пару лет выльются в совместный альбом “Одна петля”.


"А какой итог"

Как человек, имеющий по поводу всего собственное мнение, Луи экскаватором прошелся тут по теме церковнослужителей — а точнее того, во что они превращаются в условиях безнаказанности.

“Если говорить о церкви, — рассказывал Луи в интервью The Flow, — туда идут люди замаливать свои грехи. Бывшие бандиты. Может, даже уголовники. Наркоманы какие-нибудь. Среди них, думаю, не все забывают свои корни. Кто-то, может, и перевоспитывается, а есть и те, кто свои цели преследует — денежные, в том числе. Такие рано или поздно оступаются и наступают на грабли”.




Значение


“Gnoy” окончательно дал понять, что the Chemodan — это уже не просто интернет-явление. Гастролям, которые у группы были еще до его выхода, был дан мощный импульс. А культу группы — без преувеличения культовая пластинка. В богатой дискографии коллектива “Gnoy” считается вершиной — всё, о чем считал нужным высказаться в своих песнях Луи, тут было сформулировано удачнее всего.

Хорошо это или плохо, но в последующие годы стиль петрозаводчан во многом остался неизменным. Тут бы и процитировать одну из песен пластинки: “Борьба с системой — уже тоже система”.





Читательский опрос






















Поделиться в вк
Что главное в жизни? Ответ в этом выпуске
Тот случай, когда интервью с человеком, который смешит, может вызвать слезы
Здесь шутки за двести про основные музыкальные новинки