Фонк
Текст: Кирилл Бусаренко

База по фонку: откуда взялся, как менялся, с чего вдруг стал так популярен

Гид The Flow по жанру с удивительной историей: он был андерграундным, переродился и превратился чуть ли не в полную свою противоположность — но полюбился миллионам молодых слушателей

Фонк — один из самых популярных жанров последних лет. Плейлисты с ним собирают миллионы подписчиков, цифры прослушиваний жанровых продюсеров улетают за десятки миллионов, тиктоки и рилсы редко обходятся без этой музыки на фоне. При этом топовые поставщики фонка в мире — музыканты из России.









ОТКУДА ВООБЩЕ ВЗЯЛСЯ ФОНК

Само название появилось в начале 2010-х, но корни растут из рэп-сцены американского юга 90-х, а конкретно — города Мемфис. Ориджинаторами звучания мемфис-рэпа считаются продюсеры DJ Spanish Fly и DJ Squeeky — они брали электро-фанк и смешивали его с гангста-рэпом. На выходе получалась лоу-файная музыка, где все хрипело и шкворчало, голос был убран куда-то на задний фон, будто звучал из подвала. Чуть позже появились артисты вроде Three 6 Mafia и Tommy Wright III — сейчас они считаются корифеями жанра.

Мемфис-рэп был очень самопальной музыкой — он выходил на кассетах и раздавался на улицах, обложки были вырвиглазными, а сам рэп очень мрачным с сатанинскими темами, насилием в текстах и сэмплами из хорроров. Ходила легенда, что существуют восемь кассет с мемфис-рэпом, куда их авторы во время оккультного ритуала заточили души убитых. Мейджор-лейблы предпочитали игнорировать такую музыку.






Мемфис-рэп не стал массовым явлением, но заразил последующее поколение артистов. В 2008 году зародилось объединение Raider Klan — туда входили как малоизвестные, так и заметные сейчас имена: Denzel Curry, Xavier Wulf, Chris Travis. Его создатель SpaceGhostPurrp сильно вдохновлялся творчеством Three 6 Mafia, сэмплировал их треки и придумал для своей музыки термин phonk, то есть искаженное написание жанра funk. И называл так песни: “Pheel Tha Phonk 1990”, “Bringing Tha Phonk”, “Keep Bringing Tha Phonk”. В 2012 году у него вышел единственный альбом “Mysterious Phonk: The Chronicles of SpaceGhostPurrp”.

Его работам выражали уважение XXXTentacion, Lil Uzi Vert, Lil Yachty и Playboi Carti. На старте с ним посотрудничал A$AP Rocky — в интернете до сих пор выясняют, кто на кого повлиял. Этот лоу-файный грязный и мрачный звук вдохновил Bones и $uicideBoy$, творчество которых отчего то так полюбили русские подростки 2010-х. И не будет таким уж преувеличением сказать, что без SpaceGhostPurrp не было бы Pharaoh, который признавался в приязни к Raider Klan.






Тем временем, ниже мейнстримных радаров начиналось другое интересное движение — инструментальный фонк. DJ Smokey, DJ Yung Vamp, Soudiere, Roland Jones и другие продюсеры с саундклауда значительно переформатировали фонк и сделали его звучание чище — будто экзорцист изгнал из него демонов.





Возможно главный трек DJ Smokey сэмплирует “Pimpin & Robbin” группы Three 6 Mafia



Были и те, кто, наоборот, продвигали демоническое звучание фонка. Таким было объединение Doomshop. Оно распалось, многие его участники потерялись, но вот, например, Freddie Dredd стал значимой андеграундной фигурой, а в 2017 году вышел его фит с Jeembo.









Еще одна любимая в России фонк-группа — The Devilish Trio. Просуществовала недолго, но ярко.



Ко второй половине 10-х фонк уже окончательно стал частью интернет-культуры, но пока что локальной. И конечно же попал в Россию.





КАК ФОНК ЗАХВАТЫВАЛ РОССИЮ

В 2014 году вышел альбом “Яма” — видимо, один из первых релизов фонка/трилла на русском языке. Его записал дуэт петербуржцев Сонши Алефа и YVN KXX — последнего вы сейчас знаете как Kizaru. В 2022 году он запишется с представителем новой мемфис-сцены Duke Deuce, а также посвятит альбом “Тебя любят там, где меня нет” группе Three 6 Mafia. Один из треков оттуда в стиле мемфис-рэпа спродюсирует Big Baby Tape, который в середине 10-х под псевдонимом DJ Tape писал фонк вместе с Saluki.






Еще одним рэпером, который раньше других предугадал интерес к мемфису и фонку, был ныне покойный Murda Killa.






В 2014 году Glebasta Spal из уфимского объединения Dopeclvb засэмплировал продюсера Suicideyear и выпустил трек “#ufaboyz”. Пару лет спустя вышел ремикс группы Лауд. И если не знать, что песне уже около 10 лет, то с первых секунд можно подумать, что ее записали на днях — уж очень узнаваемы синты.






Собственно, в России и начался следующий этап развития фонка. Стали появляться паблики об этой музыке — например, один из старейших под названием “PHONKONIA” завели в 2012 году. Фонк особенно зашел автолюбителям — они начали накладывать его на ролики с дрифтом. Популярность таких видео заметили молодые продюсеры и стали делать похожую музыку. Многие из известных сейчас жанровых музыкантов вроде Ghostface Playa или Pharmacist говорят, что росту популярности фонк обязан человеку по имени Kaito Shoma, который в 2018 году записал туториал “Как сделать фонк” и залил его на ютуб.

“Российское фонк-движение было очень локальным. Дикий всплеск произошел после клауд-рэпа, “фараонов”, новой школы. Вместе с множеством рэперов начало появляться множество битмейкеров. Самый легкий жанр, в котором можно было что-то сделать, не парясь над звуком, был фонк. И все начали писать фонк”, — рассказывал он.

С приходом молодых продюсеров изменилось и звучание фонка — он стал ускоренным, с перегруженными басами, каубэллами и запитченным вокалом. Этот стиль получил название drift phonk, а ранний фонк стал называться rare phonk.

“Поставил фонк на будильник — утром кровать превратилась в супру”, — такие комментарии можно найти под роликами с дрифт-фонком, которые собирают миллионные просмотры.










Широкая аудитория наткнулась на фонк в начале 20-х, когда под него стали клепать тысячи тиктоков — так, например, произошло с треком Kaito Shoma “Scary Garry”, где он засэмплировал старый мемфис-рэп “Midnight Hoez” продюсера DJ Paul из Three 6 Mafia. Spotify заметил востребованность нового жанра и в мае 2021 года создал плейлист PHONK, у которого сейчас около 7,5 миллионов подписчиков. Российский фонк разошелся по миру.

Про “Scary Garry” узнал сам DJ Paul и очистил права — трек был записан еще в 2016 году, а появился на стримингах только в 2021. Продюсер даже хотел прилететь в Россию. “Я был молод и [в свое время] отказался от предложения выступить, потому что слышал, что [в России] плохая погода и очень холодно. Из-за Ивана Драго в “Рокки 4” я думал, что русские нас не любят”, — рассказывал он изданию Rolling Stone.






Российские продюсеры начали выбиваться в топ по прослушиваниям. Среди них выделился DVRST с треком “Close Eyes”, который на том же спотифае послушали около 450 миллионов раз. В 2023 году он выпустил тот самый ремикс на “Комарово” — хит в России.






Последние пару лет в российском фонке появился новый тренд — музыканты стали сами писать и исполнять тексты, а не пользоваться акапеллами из старых треков. Два примера: Shadowraze и Адлин.

Shadowraze стримил Dota 2, затем стал читать рэп про персонажей и прочие приметы из игры. Это стало называться дота-рэпом, вокруг него образовалось прочное геймерское коммьюнити и узнаваемая айдентика. В конце 2021 года Shadowraze попал на первое место Spotify в России с треком "Astral Step" (правда, не под фонк-бит) и продержался там 14 недель. Почти все, что он выпускал после, как раз содержало фонк-инструменталы. Можно посмотреть на перечень достижений его трека "Showdown" (на этот раз про игру "Brawl Stars").






Адлин в 2021 году выпустил трек “Dead Inside” — на спотифае он собрал около 70 миллионов прослушиваний, его инструментальный отрывок наложили на мем про Скалу и Стэтхема, а в 2023 году он возглавил чарт спотифая “Top Gaming Tracks”, не смотря на то, что официально стриминг уже не работал в России. В 2022 году Адлин выпустил альбом “Phucked Up”, где читал под фонк.

Из его недавних хитов — фит с Килджо “Зима”, где изначально сэмплировалась песня группы Моя Мишель. Сниппет разлетелся по соцсетям, поднял оригинал в чартах, но об очистке сэмпла договориться не удалось — сейчас на стримингах лежит версия без сэмпла.





Есть и такая версия мема про Скалу и Стэтхема — со стримером Папичем.



Фонк оказался идеальной музыкой для мемов и поп-культурных явлений (есть версия, что это произошло, потому что фонк легко пишется).





Пример народной любви. Шагающий под фонк доктор Ливси — один из главных мемов 2022 года.




Так, например, по тиктоку разошлась “тема гигачада” — под нее снимают видео про идеального человека.





Или фонк про самого популярного ютубера планеты — Мистера Биста.




Фонк есть даже у Смешариков.





Сейчас фонк насчитывает более десятка вариаций — продюсеры смешивают его с хаусом, вэйвом, джанглом, делают агрессивнее или чилловее. В последнее время становится популярным brazil phonk вроде трека “Life In Rio”, записанного продюсерами Nueki и Tolchonov. В прошлом году в похожем стиле выпустили песни дуэты Heronwater и Bushido Zho с Soda Luv и OSA (хотя и существует спор, а можно ли это считать фонком). Пуристы негодуют, но так происходит с каждым жанром, который обретает большую популярность. А в том, что фонк с нами надолго, сомневаться не приходится.

Квадроберы, роботы и красивые люди
Без анонсов и прогревов
Гости — Баста, Платина, Voskresenskii, Kai Angel, 9mice, Toxi$, Lovv66 и Jony
А еще: о-о-очень много ностальгии по знаковым событиям в истории русского рэпа