Новости

РБК: показания на Хованского дали бывшие полицейские

Их показания порой копируют друг друга дословно: "После этого мне стало интересно, кто этот Хованский и почему он себе позволяет такое".

В распоряжении РБК оказались копии протоколов из уголовного дела Юрия Хованского. Согласно им сразу трое свидетелей дали против него показания, текст которых порой совпадает дословно. Двое из свидетелей по данным РБК ранее работали в полиции.

Хованского судят по обвинению в оправдании терроризма за то, что он спел на стриме песню про теракт во время мюзикла "Норд-ост". Следствие утверждает, что это произошло в 2018 году. Хованский говорит, что это неправда — он единственный раз спел эту песню в 2012 году. Тогда такой статьи в уголовном кодексе еще не было + в любом случае истек срок давности. А значит, Хованского нельзя привлекать к уголовной ответственности.

Свидетели утверждают, что услышали песню Хованского в 2018 году в барах или на улицах Петербурга.

Первый, Андрей Германович Бакулин, рассказал, что в августе 2018 года сидел со знакомыми в одном из баров недалеко от станции метро "Невский проспект": "По-моему, бар назывался SПб или Килл Фиш, точно не помню". Рядом сели двое мужчин; из телефона одного из них вскоре заиграла песня, которую Бакулин счел "отвратительной". На вопрос Бакулина мужчина ответил, что смотрит Skype-конференцию, а исполнитель — Юрий Хованский. Спустя 2,5 года Бакулин наткнулся на ролик с той же песней, снова испытал возмущение и 16 апреля 2021 года попросил Центр Э МВД проверить творчество Хованского.

Второй свидетель и заявитель — Светлана Андреевна Гаврилкина, которая летом 2018 года отдыхала с коллегой в баре Oliver на улице Белинского. Песню Хованского она услышала из телефона сидевшего неподалеку мужчины. Как и первый свидетель, спустя годы она наткнулась на ролик с песней на YouTube и 8 апреля 2021 года обратилась в Центр Э.

Свидетель Иван Александрович Бендь вспомнил, что в августе 2018 года пошел прогуляться после работы в парк Победы. Присев на скамейку у фонтана, Бендь увидел группу молодых людей 16–18 лет, которые слушали на телефоне песню Хованского.

Показания свидетелей, утверждающих, что смотрели стрим в 2018 году, местами дословно совпадают. РБК пишет, что они примерно наполовину состоят из одинаковых фраз и целых абзацев. К примеру, все три протокола начинаются словами "Я являюсь активным пользователем интернета. Также я просматриваю видеоролики на YouTube".

Песню Хованского все трое назвали либо "отвратительной", либо "омерзительной" и описали дословно таким образом: "Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре "Норд-Ост" с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов".

Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, "что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое". Собеседник в каждом случае ответил, что "находится на онлайн-конференции в Skype — по сути, на прямой трансляции, а молодой человек — Юрий Хованский, популярный блогер на YouTube".

"После этого мне стало интересно, кто этот Хованский и почему он себе позволяет такое. В интернете я узнал, что это блогер с большой аудиторией на YouTube, строящий свою популярность на громких и скандальных выходках", — сказал на допросе, согласно протоколам, каждый из свидетелей.

Двое из них далее рассказывают, что в начале апреля 2021 года наткнулись на YouTube "на два видеоролика, где были изображены фото Хованского Ю.М., а на фоне воспроизводилась та самая песня, которую я слышал из телефона незнакомого мужчины в баре летом 2018 года". "На данных видеозаписях было уже порядка 10 тыс. просмотров. Я был возмущен тем, что эта ужасная песня была опубликована на YouTube в открытом доступе. Мог предположить, что Юрий Хованский решил снова заработать популярность своими оправданиями террористических актов и оправдыванием деятельности террористов", — дословно повторяется в протоколах.

РБК занялся поиском свидетелей. Про Андрея Бакулина благодаря приложению GetContact удалось узнать, что его телефон записан в контактах других людей как Андрей Убойный, СЭБ Бакулин Андрей, Андрей УгРо Питер, Андрей Бакулин (оур убойный Фрунзенский), Бакулин Фрунзенский, Андрей ФСБ и Следак Ииии (подробнее на РБК). Редакция нашла в соцсетях и интернете и другие свидетельства того, что Бакулин был силовиком. Когда они позвонили ему, Бакулин ответил, что не знает никакого Хованского, после чего скрыл часть данных в своем профиле ВКонтакте.

Иван Бендь, как он сам указал в соцсетях, в 2006 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД; позднее он участвовал во встрече выпускников факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений. Бендь работал оперуполномоченным криминальной милиции с 2005 по 2008 год, затем несколько лет был заместителем гендиректора по безопасности в коммерческой компании и искал работу в той же сфере — в том числе связанную со взысканием задолженностей и коллекторской деятельностью, указывал он в своем резюме на популярном сайте по поиску вакансий.


Основным свидетелем обвинения является видеоблогер Андрей Нифедов (Нарцев). Он утверждает, что стрим произошел в 2018 году. Согласно материалам дела, Бакулин, Бендь и Гаврилкина были опрошены в сентябре-октябре 2021 — то есть, уже спустя 3 месяца после посадки Хованского в СИЗО. Адвокаты Хованского Александр Передрук и Никита Тимофеев считают, что дополнительные свидетели понадобились следствию, чтобы поддержать версию об исполнении песни в 2018-м, а не в 2012 году. Они полагают, что следователь ошибся, возбудив дело за пределами сроков давности, и эта ошибка "стала триггером дальнейших нарушений". А совпадение текстов показаний указывает, что "фактически свидетели показаний не давали — следователь писал то, что выгодно ему", говорят адвокаты.



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"