Новый Флоу
Интервью: Андрей Никитин

Bushido Zho: "В этом пацане живет музыка"

Седьмой год на The Flow действует проект "Новый флоу". Он обращает внимание на молодых артистов, в которых мы верим, которых слушаем и которые, на наш взгляд, являются яркими и самобытными героями.

Первый выпуск посвящен Bushido Zho, 23-летнему рэперу, только что выпустившему дебютный альбом "No Bang! Hold On!" — он занял 1 место в российском чарте Apple Music.



— Альбом "No Bang! Hold On!" — сколько ты его писал?

— С осени 2020 года. Тогда мы были маленькими артистами — не только я, вся наша движуха. Тогда и музыка по-другому писалась. Все было намного труднее. И пошли первые съемки, первые выступления. И я не мог все это совместить, все успевать, выделить время на личное. Плюс, я университет заканчивал.

К маю 2021 он был готов. Но мне не очень понравилось, что я не смог особо удержать концепцию. Учитывая еще и то, что трэп-музыка — она эмоциональная, вайбовая, фристайловая. Сейчас есть, завтра другое что-то. Поэтому трудно сделать концепцию, но я пытался сделать в общем настроении. Я брал отсылки из аниме, из кино — все что мне нравится.







Второй альбом хочу сделать очень концептуальным. Но понимаю, что не надо бежать за этим. Если вырастешь как артист, у тебя будет все писаться, все получаться.

Альбом был полностью готов к выходу в сентябре. Но мы не могли выпустить. Сначала не получалось с клипом. В октябре мы поехали в тур [артистов Cplus] — хотели выпустить во время тура. Но потом появились ограничения [из-за огромного роста заболеваемости коронавирусом], которые ударили и по альбому. Подходит время к декабрю, я жестко настроен. Я подписчикам пообещал, получается — не держу слово. Меня это давит изнутри, такая нервотрепка. И узнаю, что опять перенос, потому что надо подготовить мерч, надо подготовить клип. Подписчики были очень злые. Я думал, что это уже последний перенос. Все было расписано, я должен быть на фоксе — и случается эта ситуация (речь о том, что началось 24 февраля — прим. The Flow) И не вариант ничего выпускать.

И я понимаю, что мой релиз полгода переносится — и ни разу не по моей вине. Мое хобби, моя работа — она зависит вообще не от меня.

А я всегда стремился не работать на обычных работах, хотя много где поработал. Хотел заниматься музыкой, где все в моих руках. И я понимаю, что ничего не в моих руках.







— Ты переписывал эти треки?

— Там есть треки 20 года, но никто не поймет, что они 20 года. Но мне они откровенно не нравятся. Но я очень самокритичен — мне они не нравятся, потому что сейчас я делаю музыку в 2, в 3 раза лучше. Но фэны жестко ждали этих треков в старой стилистике. Получается, остальные треки 21-го года. А в 22-м я буквально ничего не делал. Суматоха полнейшая была в 22-м году!

Я удалил и перезаписал полностью треков 10. То, как он сейчас звучит, мне дико нравится. Там столько жанров в совокупности. Если бы он вышел в августе, то многие артисты сказали бы: "О!", потому что сейчас они все так делают. А у меня это было готово еще тогда.



— В феврале и марте многие перенесли релизы. Джарахов с осени рекламировал свой альбом, а за день до релиза начинается <запрещенное слово>. И он перенес — и потом альбом не очень сильно проявил себя в чартах.

— Ну, это понятно, сейчас инфополе занято. Еще и инстаграм обрубился — не все пользуются VPN.

А насчет Джарахова, который переносил альбом… Он и артист, и блогер, и музыкант. Его фэны, если он не дропнул альбом, могут увидеть его в каком-то выпуске, выйдет какая-то медиаштучка. Если я не дропну альбом, что я тогда дропну?

Смотри, я — музыкант, больше ничего не умею и не хочу [быть инстаграм-блогером, ютубером и тд]. Я считаю, что должен быть вот этим ремесленником. Есть дело, которым я занимаюсь, я должен быть в нем профессионалом — и всё. Если я ползаю по земле, я не буду летать. Круто, когда можешь везде по чуть-чуть, но я хочу, чтобы у меня был этот принцип. Может быть, через год я буду по-другому думать, но на данный момент я очень себя за это люблю.

Меня в эти дни многое загоняло — как эта трэп-музыка сейчас будет преподноситься? Мне и самому было не до музыки. Первую неделю [после начала *****] я не чувствовал себя мужчиной и человеком — чувствовал себя ничтожным. У меня сестра и мама пожилая. Я думал, что я главный мужчина в семье, что я все держу в руках. И я понял, что ни черта не держу в руках. Это меня сильно загнало.

Потом мне подписчики начали писать: "Это твоя работа", во-первых. Во-вторых, люди ждут. Люди пишут: "Давай хоть что-то послушаем". Я сел поработать, записался и понял — как вообще я мог забыть, что это мое дело, в котором я могу преуспеть? Потому что меня это сразу же поправило, вылечило, я сфокусировался и пришел в себя. В итоге сейчас работа кипит. Я очень этому рад.

Просто случаются всякие моменты, когда ты забываешь, чем ты занят, какое твое дело. Если на секунду оступиться, то можно сесть на жопу и не встать.



— Как ты пришел к тому, что рэп — твое дело?

— Я танцевать всегда любил в детстве, Майкл Джексон нравился...



— Прости, а рос ты где?

— Я в Москве жил всю жизнь. Мне ребята из Тюмени говорили: "Повезло, живешь в Москве". А я не знаю, как объяснить, что Москва — большой город, но как будто каждый его район — это маленькое село. Или отдельный город. Взять какую-нибудь Щукинскую и Бунинскую аллею — это как будто в Тюмени и Саратове. Никогда не думал: "Я родился в Москве, жизнь удалась". Жил в коммуналочке, 4 человека нас было, бедно жили, ходил в школу. Все должно было закончиться так, что у меня и дети в эту школу пошли бы — по инструкции.

Любил слушать музыку — электронщину и хип-хоп. В отличии от одноклассников, слушал только западную музыку. Одноклассники слушали Смоки Мо, Ассаи, Krec, а я заценивал Ludacris и 50 Cent. Потом пошел дабстеп, и захотелось писать электронщину. Пробовал почитать рэп — не получалось, не умел я писать текста. Начал кататься на доске — то есть, рэп лайф всегда был. Познакомились с компанией ребят: мы дружим, музыка, всё. Впоследствии один из них становится Биг Бэби Тейпом.





Я занимал по 1000 рублей у мамы, ездил на какие-то студийки, выходил на работу, чтобы это оплачивать. Родители не понимали это. Если я буду читать рэп в микрофон, то я буду получать деньги? С какого черта? Работал в [магазине кроссовок] Street Beat и на стройке, практиковался в банках. И я понял, что не хочу этим заниматься. Люди там разные, но я ни с кем не могу найти общий язык. Я для них смешной какой-то. Слишком радостный.

И я долго работал [над своим рэпом], спал на студиях, у меня ничего не получалось. А потом получилось.



— А как ты это ощутил, что получилось? Песня стрельнула?

— Нет, когда ходил по Москве, люди стали узнавать.



— Из-за чего стали узнавать?

— Из-за инсты, еще как-то.

Я приходил на тусовки. А поскольку я любил эту тему, я там всегда вел себя так, словно это все мое. Не задирал нос, а в плане "вот в нем живет музыка, в этом пацане". И я начал замечать, что как-то узнают люди. Или просто по улице гуляешь, и какие-то типы пальцем покажут.

Я просто не допускал мысли, что надо перестать [заниматься музыкой]. Многие вокруг меня говорили: "Не получается". И забивали или выбирали более плохой путь. Всегда же можно найти легкие деньги, но потом не выбраться оттуда. А я как-то не сдавался. Клянусь, не могу сказать почему.

Я сейчас вспоминаю, было трудно. Любой нормальный человек сказал бы: "У меня нет времени заниматься этой канителью". Я серьезно не знаю [почему не бросил].



— Кто твои единомышленники в жанре, кто составляет твой круг людей?

— Все ребята с нашего лейбла Cplus, включая руководство. Мы все вместе встретились.



— Как вы встретились?

— Была в Москве студия Melon Music. Но тогда ребята еще не приехали из Тюмени, даже Гриша OG Buda еще не дропнул альбом "ОПГ Сити". Это было очень локально.

У меня не было постоянной студии, я записывался где попало. Даже в студиях, которые не предусмотрены, чтобы там читать. Как-то я приехал на эту студию — мне подписчик скинул: "Есть такая студийка". Что такое Melon Music, я тогда не знал.

Я пришел и сразу понял — это то, что мне надо. На всех других студиях звукарю вообще плевать, что ты хочешь. А там был звукарь Doomee, и ему вообще было не плевать. Я говорю: "Бро, меня не все понимают, но давай попробуем найти связи". Всё, 5 секунд — и для меня это была не работа, я просто кайфовал. Второй день, третий, рабочие ночи, поездки из области — я все равно кайфовал. Денег не было, но то, что я хотел, получалось.

Потом пацаны приехали из Тюмени (речь про переезд в Москву Mayot, Seemee и других участников Melon Music — прим. The Flow) и такие: "Мы тебя уже слышали". У нас был похож стиль в музыке, мы писались на no melody type beats, так в России тогда никто не делал. Мы начали это в одно время, я в Москве, они в Тюмени. И мы с ходу друг друга почувствовали. И до сих пор вместе.




— Давай о клипе поговорим. Есть ощущение, что этот формат уже не так нужен и эффективнее использовать тикток.

— Смотри, у нас откуда это пошло. Если взять пацанов из Тюмени, они все на олдскульчике росли. Я слушал московских ребят — Рынок (Рыночные отношения — прим. The Flow), Черная Экономика. Плюс, я жил рядом со стадионом "Спартак", там все пацаны такие были — в футбольчик погонять, Федучка послушать. Более московское все равно — в Тюмени свои приколы были, они ОУ74 слушали.

Но я долго на этой теме не просидел, хотя уважаю ребят, очень нравится альбом Рынка 2014 года. Он по-московски звучит. Включаешь в наушниках, едешь мимо домов — и это саундтрек к улице.

Клипов тогда особо не наблюдалось. Вспомни клип Фараона, который так завирусился тогда ВКонтакте, хотя его просто сняли напротив "Ашана". И он произвел впечатление. Сейчас, конечно, ты можешь в тиктоке дофаминчик получить от того, что увидел своих рэперов любимых. Но это не то. Клип нужен, чтобы ты увидел артиста в его музыке.

Я больше рос на западной музыке. Не буду себя хвалить, но мои познания в ней мне сильно помогли. Там клипы выпускают постоянно. Famous Dex мог в одном доме 10 клипов снять, переехать в другой — и там еще 10. Много клипов — и тебе запоминается образ артиста, его беззаботный образ жизни.

В России даже у больших артистов нет столько. Но у нас клипы интереснее. На западе 5 из 10 клипов — это просто лайфстайл. Даже в этой комнатке они могут снять клип. Даже Дрейк может снять клип просто с крутой тачкой и крутыми видами.

Я в 19 году снимал клип — играл в баскет на Чистых прудах, худенький, в маечке. Не могу назвать его клипом, но я загрузил его на ютуб, и мне очень нравилось, что я сам его сделал. И вот таких клипов у западных артистов миллионы.

В России [в клипах] больше художественного смысла.

Тот клип, который мы сейчас выпустили — это очень крутой клип. И 3D-графика, и сюжет, и нотка юмора. Отличается, мне нравится, что у нас он такой, а не просто показать себя под трек. Работа лейбла видна и чувствуется, что мы друг друга ощущаем, что это не просто люди, которые выгружают музыку, а заинтересованые в том, чем мы занимаемся.






— Что ты думаешь про тикток?

— Мне эта сеть не нравилась, мне инстаграм нравился. Когда тикток появился, году в 18-м, я прикалывался, что-то снимал — не заходило. Потом я его создал, чтобы скроллить ленту, и ничего не выкладывал. И я не знал, что он может так бустить треки. Я не буду спорить, что наша волна — нам помог тикток. Каждому. Кому-то больше, кому-то — очень сильно.

Но важно учитывать вот что. Тикток может дать очень сильный скачок. Но нужно понимать, как удержаться и поскакать дальше. Потому что можно скакнуть, а уже послезавтра ты свистишь, а тебя никто не слышит.

Почему я говорю, что я хочу только путь музыканта. Ты не упадешь, потому что тикток дал тебе скачок из-за твоей музыки, которая была до него и будет после него. А если ты хочешь посветить лицом и [за счет этого] чего-то добиться, нужно очень хорошо уметь цепляться за это. Лично я не понимаю алгоритмы и не знаю, как сделать, чтобы видео стабильно залетали в рекомендации. Но у меня почему-то все залетает.

Мне не нравится долго там сидеть, потому что это залипалово. Плюс, я там вижу вещи, которые мне вообще не нравятся — какие-то фрики полностью аморальные. Хотя вроде это толерантная площадка. Но в инстаграме я такого не видел.

Но есть и приколы. Есть один тип, который подходит к бабушкам, дедушкам: "Расскажите про свою первую любовь". Я вообще кайфовал. Я посмотрел все его видео и такие красивые истории услышал! Как бабушка влюбилась 70 лет назад и до сих пор живет с этим человеком.



— Как выбираешь, какой фрагмент песни загружать в тикток?

— Либо припев. Либо момент, который мне самому нравится. Я не ищу заранее, что может завируситься, потому что не могу это понять. За все время я палил 3-4 сниппета — и фидбэк был хороший. То есть, это работает.



— А нет людей, которые помогут это понять? Не практикуется всем лейблом слушать и выбирать?

— Я один раз в зал шел и решил запалить кусок. Почему я это решил — я даже не знаю. Просто пока спускался по лестнице, было настроение покрасоваться на камеру. Хотя я редко это позволяю и почти не записываю истории с лицом. Снял, пошел заниматься, потом смотрю — пошла очень сильная реакция. Как-то так это и работает.

А чтобы сильно-сильно пушить свой звук, везде себя показывать — никогда. Мне такое не нравится.

И чтобы весь лейбл садился выбирать… Все-таки тут люди занимаются музыкальным бизнесом, у всех разный музыкальный вкус. А я делаю свою музыку и разбираюсь в ней больше, чем тот, кто ее может продавать. А посоветоваться, еще что-то — конечно, это всегда приветствуется.



— Не так часто сейчас артисты едут в совместные туры. Есть что рассказать о нем?

— Я очень сильно люблю выступать. Я такой артист, которого можно понять именно через выступления. Я хочу выступать на больших сценах, на опен-эйрах. Кайфую с западных фестивалей Rolling Loud, Coachella. Когда начался локдаун, я понял, что нам такого еще долго не увидеть — меня это сильно разочаровало. И вот наш первый тур. Есть большие площадки, есть не очень, зависит от городов. В Тюмени все выступают в Доме культуры, который вообще не является концертной площадкой. Летом мы были там на концерте Майотика. Не было кондиционеров, мы погибали на сцене, а охранники выносили зрителей без сознания.

И вот мы едем в тур. А я нигде не был в России, кроме стандартного Москва, Питер, Сочи. Мы поехали в Нижний Новгород, о котором я ничего не знал.

Мне очень понравился город, но самое главное — я почувствовал, что там больше людей, которые этого хотели, чем в Москве. Энергия была просто лютая. Шок, очень круто.





Краснодар — такой крутой город, я даже не знал. Катались по нему на самокатиках. На выходные там перекрывают улицы в центре, чтобы люди могли по ним гулять — я не знал, что в России есть такие приколы.

Казань — очень крутой город. Я реально не знал, что он такой красивый.

К сожалению, ковид оборвал нам тур. И вот сейчас мы должны были ехать снова. Там, где <спецоперация> сейчас проходит. Я надеюсь, мы добьем тур, этого не хватает. Я не помню, чтобы со времен Янг Раши столько артистов ездили вместе, причем, таких [актуальных прямо сейчас] артистов. Я бы сам на такой конц пошел.



— Какая атмосфера была внутри?

— Дорога очень трудно давалась. Я не люблю длинные поездки на автомобилях. Один раз мы ехали часов 15. Ты забиваешь, кто ты, куда и зачем едешь. Эмбиент включаю — и, знаешь, как вот этот тип, "Идущий к реке".

Угарно ездить со своими пацанами — 11 щей, руководство, охранники. Дико кайфовал. Россия действительно большая и красивая.




— Давай поговорим об аниме. Я ничего не знаю о нем. Но даже в мое инфополе регулярно влетает какая-нибудь "Атака титанов". Однако мне всегда не хватало мостика, чтобы войти туда.

— А ты вообще любишь кино?



— Да.

— Я всю жизнь любил фильмы. И в какой-то момент в школе появились анимешники. И если ты анимешник, то ничего хорошего в этом не было. Им и прилететь могло. И они закрытые, просто хикки какие-то. И я сам над таким подшучивал. А потом я наткнулся на "Наруто".

Его главному герою было столько, сколько и мне тогда. И я увлекся. Смотрю его год, два. Он растет, я расту. А там очень крутая история, как парень идет за мечтой несмотря ни на что. Предательство, дружба, любовь. И я выкупил, что не такая и детская это штучка. Ты ребенок — ты замечаешь то, что дети замечают. Ты взрослый — ты увидишь совсем другие вещи. Я в 21 год пересмотрел заново. Оно и на слезы пробивает, и серьезные темы затронуты.

Естественно, потом я начал смотреть разные аниме. В основном я смотрю сёнены — где главный герой с какой-то силой. Есть аниме — реальные произведения искусства.

Мне это дало толчок, меня это вдохновляло, я начал это двигать. Я сэмплировал музыку, выпускал треки по этой теме. Нельзя сказать, что я артист, который пишет аниме-музыку — это само собой не так. Но все знают, что я артист, который любит аниме и может поговорить с фанатами. Я даже недавно озвучивал "Атаку титанов". Мы с Soda Luv озвучивали массовку.





В моей комнате постеры аниме и миллион фигурок. Но я не могу назвать себя анимешником. Вот такой я человек.

Есть классические работы аниме 1999-2000 годов, 2003-го. Это прямо классика, прямо база. Я никогда их особо не смотрел. Тогда была другая рисовка, у студий было мало денег. А когда тебе визуально не нравится, то смотреть трудно. Потом я подрос и посмотрел "Берсерка" 1997 года. Его мангака умер, к сожалению, год назад и не закончил работу. Я посмотрел и охерел конкретно. Затрагиваются вопросы, что для нас счастье и кто вершит судьбу человечества. И все сводится к тому, что мы не вершим вообще ничего. Там два героя. И отвечаю: каждый из нас — один из героев этого аниме.

Еще по поводу стереотипов об анимешниках — что они забитые. Есть чемпион UFC в среднем весе, Израэль Адесанья — и он фанат аниме. Когда он выходит в октагон, то кастует техники из аниме. Есть еще миллион примеров. Канье Уэст делает презентацию "Донды" в стиле "Акиры". Дензел Карри какой-нибудь — я в 2019 выступал у него на разогреве и видел у него шмоточки с аниме-символикой. Это уже всемирно. И в России это тоже становится мейнстримом. Меня это немного бесит, ведь в аниме есть смысл. И либо тебе оно нравится, потому что ты уловил смысл, либо потому что оно теперь нравится всем.

У нас весь офис [лейбла Cplus] построен на этом. Есть аниме "One Piece", оно выходит 20+ лет, 1000 с чем-то серий. Александр Рудич, наша голова, придумал всю работу офиса на просмотре этого аниме. Там главный герой с друзьями — пираты, и они ищут сокровища. И они преодолевают много препятствий. Человек смотрит "One Piece" с 16 лет и построил на этом всю движуху, где у каждого своя роль. И это работает.



— Если бы можно было выбрать топ…

— Нельзя, невозможно. В разном возрасте тебе нравится разное. Естественно, я открыл аниме с "Наруто", это топ. Но я уже посмотрел много того, что мне нравится больше.

Полнометражка "Могила светлячков" — она, к сожалению, актуальна; про то как на Японию сбросили атомную бомбу и брат и сестра остались без родителей в военное время. Очень печальная картина. Если бы ее показывали у нас в школах, дети ни в коем случае не желали бы…



— "Можем повторить"?

— Да. Это очень сильно.

"Берсерк" — 100%. Ты его смотришь, и у тебя борода вырастает. В конце слезы. Даже не слезы — темный взгляд и мужское разочарование.

Потом, выделю "Хантер х Хантер". Тоже хороший сёнэн, тоже дружба, не дружба, как расти как человеку.

И что-нибудь красивое тебе назову — "Монстр" 2004 года. Действие происходит в Германии. То есть, не всегда аниме — это где нарисованы большие глаза. Это триллер и криминал, где доктор спасает мальчика от пулевого ранения, а мальчик вырастает серийным убийцей. При чем, доктор вместо этого мог спасти богатого клиента, но он спас мальчика, которого привезли первым.

Это про то, что ты делаешь правильный выбор, поступаешь по совести — но у этого могут быть непоправимые последствия.

Оксимирон и Пугачева.
Теперь он идентифицирует себя как "он / она / они".
Эминем редко дает интервью, а тут поговорил с изданием XXL, вспомнил свою бурную карьеру, поговорил о временах наркозависимости, порассуждал о своем месте в современном рэпе и рассказал, что его мотивирует. Текст, после которого вы скажете: "Какой же он крутой мужик".