Рецензии
Текст: Лёша Горбаш

Рецензия: Тимати "Олимп"

Подробно разбираем новый альбом Тимати и объясняем, что с ним не так.

К 2016 году в качестве гостя на диване “Вечернего Урганта” побывали четыре рэп-артиста. Заслуженный народный рэпер Василий Вакуленко, self-made-звезда Мирон Фёдоров, а также Джиган и Тимати — два человека, о которых скорее всего подумает ваша бабушка, когда услышит слово “рэпер” (окей, после “Голоса” — ещё и про Басту). Вот, есть каста проверенных временем состоявшихся артистов, вроде Басты и Гуфа. Есть сложившаяся новая волна, которую вместе с Оксимироном оседлали Скриптонит, ATL и другие. И есть Тимати и Джиган, которых пусть и воспринимают под тегом “хип-хоп”, но к рэпу они отношение имеют только на бумаге.


Почему вообще у нашего сайта должна возникать реакция на творчество Тимати? Мы любим поп-музыку и искренне хотим, чтобы она становилась лучше. Тимати и воспринимается как “артист из рэпа”, и заведует лейблом Black Star — творчество которого, как бы вы не хотели это отрицать, вам тоже интересно. Ну а оглядки и цитирования артистов в диапазоне от Jason Derulo до Childish Gambino как бы намекают, что за современной урбан-музыкой Тимати тоже следит довольно пристально.

Поэтому мне было интересно послушать “Олимп”. Прошлые альбомы Тимати не вызывали отторжения, это была адекватная поп-музыка, притворяющаяся рэпом. А вот после “Олимпа” остаётся дурноватое послевкусие.

Главный хип-хоп момент альбома — упоминание Влади и “Ревности” в первой песне. В остальном, это удачный и не очень поп-рэп с одной стороны. И просто отвратительный КВН-рэп с другой. Любую критику “Олимпа” можно попытаться оправдать фразой: “Это ориентировано не на вас, а совсем на другую аудиторию”. И такая реплика абсолютно справедлива.

Разница в том, что можно записать пафосные песни под красивый качественный продакшн, как было на альбоме “13”. А можно записать песню “Мага” — сборник гипертрофированных клише и стереотипов, на фоне которого даже “Баклажан” становится сложным многослойным музыкальным произведением, достойным пары декодингов.

Намеренный эпатаж, игра на “взорванных жопах”, подыгрывание нужной аудитории — всё понятно, механизм отлично работает. Но существует грань. За которой все эти вещи начинают казаться фарсом и отсутствием вкуса. За примером далеко ходить не нужно: песня про бороду — это круто. “GQ” — это круто. “Утёсов” и “Мага”, пусть и апеллируют к совсем разным аудиториям, — это в одинаковой степени ужасно.

За пару дней до выхода “Олимпа” Тимати называл его “народным” альбомом, где каждый найдёт свою тему. Помимо песен Теймураза (тоже ведь “народные” истории), здесь есть ещё один персонаж, появляющийся от песне к песне: простой пацан “с района”, который идёт к успеху. Девушки здесь представлены то главной звездой всё того же “района”, то femme fatale, которую испортили деньги, то “девочкой-конфетой”, про которую пела Kristina Si в недавнем “Хочу”.

Но за народным альбомом помимо локальных фишек и персонажей должен считываться культурный код. А его тут нет. Группе 25/17 и Басте удаётся зацепиться за очень русские настроения, которые отражают всю страну. Тимати лепит из этих элементов (пацаны из народа, их районы и “лады”) яркую оболочку, внутри которой нет почти ничего.

Тимати по-прежнему сильно удаются попсовые номера. Те, которые гарантировано осядут в радиоротации и на стенках слушательниц Егора Крида. Сюда относятся и больше Кридовская “Где ты, где я”, и “Я люблю тебя”, и напоминающая о сериале “Клуб” история успеха из “Новой русской мечты”. Очень бодро звучит и напоминающая о творчестве ЛСП песня “Давай”. Тимати всё ещё плотно работает с командой Diamond Style, чьё участие уже само по себе работает как гарант качества звука: вышколенные до последнего нюанса инструменталы по всем канонам актуального западного рэпа.

При этом, “Олимп” звучит очень неоднородно. Лощёные дорогие поп-хиты тут соседствуют с песнями Теймураза, что вызывает диссонанс. На первых этапах Тимати проводил черту между собой и главным героем “Маги”. На “Олимпе” она как будто стирается. И зря: персонажи полярны примерно в той же степени, что “лада” цвета баклажан и чёрная “ламбо” из клипа “ГТО”.

И ещё момент. В свободном доступе на YouTube лежит шоурил агенства маркетинговых коммуникаций Global Star Russia, ссылка на которое висит в шапке твиттера Тимати. Из него можно узнать, какие “рекламные компании” (орфография сохранена) создавались при участии артистов Black Star или какие продукты интегрируются в их клипы: от “Вятского кваса” до журнала “GQ”. Свежий пример: колбаса в клипе “Мага”. Другими словами, при желании можно устроить не только появление своего продукта в кадре, но и отдельную песню о нём прямо на альбоме Тимати.

Сам по себе факт существования заказных песен и клипов в репертуаре Тимати — новость не неожиданная и не особо грустная. Рекламу даже можно удачно загримировать под хорошую песню. А можно пойти в лоб и записать “Конскую силу”. С музыкальной точки зрения песня ценна примерно так же, как куплеты Кореша про “Клинское” (никак).

Уже название “Олимп” предполагало поход на вершину, какой-то качественный и гордый шаг наверх, который символизируется туром “Олимп” и его финальным концертом в “Олимпийском”. Только за этой историей следить неприятно так же, как за самодовольством и драмой Евгения Плющенко на Сочи-2014. Сам Тимати называл “Олимп” своим лучшим альбомом и говорил, что “альбом всё скажет за него”. Он и сказал.

“Олимп” — повторение пройденного, гипертрофированная конъюнктура и заказная реклама. Несколько удачных песен ситуацию не спасают. Можно сколько угодно опираться на социальные тренды и талантливых битмейкеров Diamond Style. Переложить всё на свой лад и превратить в классный альбом — задача совсем другая. Поп-музыка совсем не должна быть умной. Но за неё не должно быть стыдно. А за “Олимп” — стыдно.






ПОСЛУШАТЬ И СКАЧАТЬ АЛЬБОМ "ОЛИМП"

Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров
Она назвала его “долбоебом”, он ее — “тупой пиздой”
О новом альбоме, выпуске винила на донаты в Яндекс Музыке, здоровом образе жизни и лени