Рецензии

Рецензия: Donnie Trumpet & The Social Experiment "Surf"

В редакции нашлось два полярных мнения: "за" и "против" альбома группы, в которой состоит Chance the Rapper


"ЗА"
Андрей Недашковский 

Chance The Rapper — это непоседливый 22-летний рэпер из Чикаго, которого два года назад, после выхода микстейпа "Acid Rap", на руках носила вся западная музыкальная пресса.

Social Experiment — это трио музыкантов (иногда подключается и четвертый участник, барабанщик), которых Chance позвал в первое сольное турне в качестве аккомпанирующего бэнда. И аккомпанировали они ему настолько хорошо, что было решено записать совместными усилиями целый альбом. Что интересно, проект должен был существенно отличаться от сольной истории Chance The Rapper. Это не должно было превратиться в банальный формат "рэпер + живые инструменты". На первом плане — размашистые оркестровки джаз-бэнда, а Ченселлор — так, одна из партий многоголосья. Рядовой участник, но не диктатор или звезда.

История красивая. Хотя бы тем, что складывается впечатление, будто люди, в ней задействованные, плевать хотели на финансовую выгоду. Возможно, я где-то идеализирую, но собрала их вместе одна цель: играть музыку. Музыку заведомо не рассчитанную под формат сиюминутных хитов и стандарты, которых в хип-хопе сейчас чуть больше, чем хотелось бы. Хотя постойте, почему это в хип-хопе? Это ведь джаз. Не "типа джаз", а толковый, в чем-то переосмысленный джаз с вкраплениями хип-хопа, соула, босановы, церковных спиричуэлс.

В музыкальном плане SoX образованнее многих. И внимательный слушатель будет поощрен большим количеством разбросанных по альбому пасхалок: вот песня начинается точь-в-точь, как "Creep" Radiohead, вот птичий щебет пробивается из-под духового соло, где-то гитара неожиданно взревет, чтобы спустя десять секунд бесследно пропасть. Тут обана! — как чертик из табакерки выскочит Chance, отчитает четыре строчки и уступит сцену госпел-хористам. Нюансов настолько много, что и при десятом прослушивании альбом "Surf" заходит, как впервые. Это тот самый случай, когда написание музыки — процесс конечный, а восприятие ее слушателем — бесконечный, ну или около того.

Не подумайте, что материал тут настолько плотный, что не продохнуть. На "Surf" много даже не песен, а коротких открыточек, обрывающихся на полуслове. Кому занести деньги, чтобы полутораминутную "Questions" сделали хотя бы в три раза длиннее?

Еще что скажу: это не альбом Chance The Rapper. Вас могла ввести в заблуждение прочитанная на каком-то сайте публикация (а хоть бы даже и на The Flow), но таковы уж правила, по которым живут медиа. В заголовке пишется "группа, которую собрал Chance The Rapper", потому что так людей кликнет больше, чем просто на "квартет из Чикаго играет джаз" (речь идет о зарубежье, у нас-то не кликнут ни на то, ни на другое). Как следствие, у читателя могло сложиться впечатление, будто Chance тут всему голова, хотя его имени даже на обложке альбома нет.

Chance на альбоме вообще гость не очень частый. Он появляется в девяти песнях из шестнадцати, но как правило, ему отведен либо один припев, либо куплет. Да, иногда он играет и первую скрипку, но не чаще, чем тот же трубач Donnie, под именем которого выпущен релиз. Послушайте, как Trumpet звучит в "Just Wait" — чистое баловство, виртуозность. Обожаю момент в этой песне, когда он вступает, а где-то на заднем фоне Chance подначивает: "Ну же, Donnie! Играй на своей факин дудке!" Это пульсирующая магия, говорю вам.

А видели, кто тут в качестве приглашенных гостей? Busta Rhymes, J. Cole, Big Sean, Erykah Badu, мисс Monae — в общей сложности, человек пятнадцать. Так вот, если закинув альбом в плеер, вы посмотрите на названия песен, ни одного упоминания этих людей в треклисте не найдете. Это правила, по которым работают наивные мечтатели SoX — они хотят, чтобы каждому фичерингу слушатель удивлялся и угадывал, кто подошел к микрофону в тот или иной раз. Показательный момент: песня "Familiar" с участником пафосных Migos, рэпером Quavo, который читает под аккомпанемент, будто позаимствованный из диснеевского мультика. Сколько ни слушаю, а перестать смеяться от такого хода не могу.

Защищать этот альбом легко. Хотя бы по той причине, что релизов, лучащихся сравнимым свободомыслием и творческой незашоренностью мы получаем, дай бог, чтобы один в год. Эти люди балуются, хулиганят, жонглируют идеями, толкают друг друга вперед. И это странное чувство нет-нет — да передается слушателю. Тогда и самому, втянувшись в кайф, оседлав серф-волну, хочется прикрикнуть: "Ну же, Donnie! Играй на своей факин дудке!"




"ПРОТИВ"
Лёша Горбаш


Два главных действующих лица на "Surf" — это Donnie Trumpet и Chance the Rapper. Первый — экс-участник группы Kids These Days. Игравшей обаятельный, но непримечательный живой хип-хоп и снимавшей крутые клипы (честно). Оттуда ещё вышел Vic Mensa, который сейчас тусуется с Kanye West. Chance the Rapper — один из самых перспективных рэперов новой волны, лицо "нового Чикаго".

“А давайте соберём живую группу, позовём участвовать Chance the Rapper, а в гости — всех, от J. Cole и Big Sean до Busta Rhymes и Erykah Badu. Возьмём всё лучшее, что было в Kids These Days, вдохновимся американскими мюзиклами и дадим Chance вдоволь поэкспериментировать на заднем плане. У нас всё получится!”

Примерно так выглядит альбом “Surf” на бумаге. Казалось, что тут могло пойти не так? А пошло более менее всё. “Surf” напоминает один из многочисленных безликих микстейпов, которые записывают любящие хип-хоп живые группы. Они совсем не обязательно плохие, нет. Часто в них вкладывают всю душу и креативность, а выхлоп от таких работ остаётся минимальным. Потому что мало хорошо владеть саксофоном, надо уметь завлечь слушателя. И этого у музыкальной составляющей “Surf” не получилось ну вообще никак.

С самого начала “Surf” был интересен только участием Chance the Rapper. Поэтому многими (в том числе и мной) до последнего воспринимался как “будущий почти сольный дебют Chance the Rapper”. Представьте, что его место тут занял какой-нибудь молодой чикагский ноунейм. Да даже будь на его месте бывший коллега Donnie Trumpet по Kids These Days — Vic Mensa — интерес к “Surf” стремительно упал бы к нулевой отметке. А о гостях калибра J. Cole и авторитета Erykah Badu можно было бы и не мечтать. Как и о Каре Делевинь в клипах. 

Можно сказать, что гости вообще-то скрыты и весь акцент делается на саму группу The Social Experiment. Можно, но не нужно. Хотели бы сделать акцент на свой коллектив — никто бы не звал звёзд на альбом.

На выходе оказалось, что Chance the Rapper тут в самом деле на вторых ролях, он лишь ассистирует Donnie Trumpet и компании. Ассистирует, само собой, здорово. Песня “Sunday Candy” спасает многое. Но не весь “Surf”. Он начинает нравится в те немногие моменты, когда напоминает “Acid Rap”, а не детский мюзикл. И когда читают J. Cole, Big Sean и Busta Rhymes — гости в самом деле отработали на славу.

Песни “Nothing Came to Me” и “Something Came to Me”. Которые, исходя из названий, должны быть полярными, а на самом деле вызывают схожие эмоции — лёгкую зевоту. И ни первая, ни вторая ни на какие мысли слушателя не наводит.

Смотрите. Если “Acid Rap” — воздушный шарик, наполненный гелием (высоко летает, гелий можно вдохнуть и посмеяться), то “Surf” — шарик с обычным воздухом. Который вроде и форму держит, но проходит совсем немного времени — всё, воздух вышел, объём потерялся, шарик сдулся.

Последний трек на “Surf” называется “Pass the Vibe”, то есть “передавайте вайб”. Я бы и рад, но ведь у “Surf” напрочь нет никакого вайба. Так, отдельные намёки. Судя по этому альбому, у группы Kids These Days не просто так ничего не получилось.

Зато вайба в избытке у Chance the Rapper. Его альбома и предлагаю дождаться.



Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу