Рецензии

Рецензия: Wu-Tang Clan "A Better Tomorrow"

Андрей Березин — о том, каким получился прощальный альбом группы с богатейшей историей

Текст: Андрей Березин
Это взяло и случилось. Wu­-Tang Clan, коллектив из девяти человек с 20­-летней историей выпустил, пускай и с годичной задержкой, свой последний групповой альбом "A Better Tomorrow". В очередной раз диск Wu-­Tang Clan рожден не общим их душевным порывом, а волей создателя и главного продюсера коллектива — The RZA, которому очень хотелось поставить достойную точку в долгой и непростой истории Клана. К счастью, далеко не все опасения, связанные с форсированностью релиза, оправдались. 

После шатаний и несуразиц, преследовавших звучание музыки RZA в прошлом десятилетии, к его завершению удачный вариант саунда все же был найден. Клан все чаще стал читать поверх живых инструменталов с достаточно насыщенным басом и боевым, но чаще грустным настроем. Лучшими примерами этого стали саундтрек к "Человеку с железными кулаками" и сборник "Legendary Weapons". К этому же альбому оркестровки RZA слегка видоизменились, стали менее агрессивными, зато более интересными для внимательного впитывания.

Очень важен для альбома группы, который от предыдущего отделяют 7 лет, первый трек — и здесь он очень силен. "Кипеш в си-­миноре" богат духовыми и струнными вставками, бит бьет и видоизменяется по ходу трека, эмси не жалеют энергии и обеспечивают "кипеш", а винтажные вставки голоса Ol' Dirty Bastard легко подкупают давнишнего слушателя. 

Со второго трека музыка быстро уходит в понятные только RZA закоулки. "A Better Tomorrow" — альбом темный и сложный, его фасад скучен, и чтобы понять, зачем все это писалось, требуется заглянуть сбоку фасада — в переулок, и там можно обнаружить многослойный продакшн с гитарами, клавишными и кучей мелких вставочек,
рисующих очень выдержанную и стильную картину. Отдельные треки выглядят чуть энергичнее остальных, например "Preacher's Daughter" или "40th Street Black" — и это спасает альбом от уныния. Выделяется сделанная на контрасте с общим тоном альбома сэмплированная "под 36 Chambers" песня "Pioneer The Frontier". В конце темный дух альбома разбавлен солнечным соулом 70­-х, который компенсируется глубокой мелодичной "Never Let Go". 

На удивление собранными и нацеленными на общий результат выглядят все до одного участники группы. У них могли быть какие угодно разногласия при работе, но по их рэпу этого не слышно. Более того, большинство своих обычных слабостей участники смогли избежать. Masta Killa вновь вышел из марихуанного тумана и обрел свой бархатный голос, Inspectah Deck рассказывает свои уличные истории с позиций скорее кинорежиссера, чем гопника, Method Man в каждом куплете владеет слогом, как мечом, а рифмы его танцуют и рубят головы одновременно, GZA прекрасен в своей сложности, а пьян только в одном треке (и на том спасибо). U-­God вдумчив и не чешет глупостей, Cappadonna настойчив и зол, RZA на своей обычной хмурой волне, но без летаргии. Ghostface — всегда художник и композитор в своих рифмах, и этот альбом не исключение, а Raekwon мог сколько угодно насмехаться над старомодным саундом альбома, но в итоге показал одни из лучших и кинематографичных своих куплетов за последние годы (а сольный  свой трек "Crushed Egos" вообще убил). 

Не надо забывать, как плотно RZA связан с кино, и это позволило ему создать музыку, которая говорит и рисует картины. Благодаря этому альбом очень пахнет Нью-­Йорком. Посмотрите в сети фото с улиц Стейтен-­Айленда, Браунсвилла, Бушвика, Бед-­Стай — окутанные в утренний туман или залитые дождем они должны звучать именно так. 

Ну и разумеется о плохом. Уже много лет продюсер RZA живет в запаянной стеклянной колбе. Его звучание развивается в своем темпе и по своей кривой, которая от общих тенденций хип-­хопа не зависит никак. Поэтому если вы плывете в основном потоке, то впустив этот альбом себе в наушники, скорее всего заснете на середине. Чтобы получить удовольствие от такого саунда, придется даже постараться. Он вообще для наушников, воткнутых по пути на лекцию или в кафешку, не предназначен. Придется сесть посредине комнаты, убрать лишний свет, детей отправить в школу (да, именно так), позвать таких же старых вутанг-­романтиков и налить себе чего душа любит. Тогда последний альбом великой группы с богатейшим наследием покажет все, что вложил в него его создатель. 

Только для своих, конечно же.



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"