Как найти красоту в ужасном: Travi$ Scott и его альбом “Birds in the Trap Sing McKnight”
Влияние Travi$ Scott на современный хип-хоп, по сути, огромное. Каждый, кто два года назад восхищался альбомом “Yeezus” с его пробирающей до костей музыкальной шизофазией, а потом включал микстейп “Owl Pharaoh”, испытывал небольшое разочарование: как? неужто Канье просто так взял и увел все свои находки у этого 22-летнего хьюстонского чувака? Инфернальный рэп новичка — наркотический, упоротый, бесноватый, с постоянными перепадами темпов и настроений — так вставлял, что многие другие исполнители после него казались пресными; это как после Стивена Кинга прочитать фанфик по “Сумеркам”.
За “Owl Pharaoh” последовал еще один прекрасный микстейп, а к своему первому сольному альбому рэпер изрядно подустал: пластинка “Rodeo”, задуманная как демонстрация передовых идей нового рэп-поколения, оказалась повторением пройденного — и для впередсмотряющего продюсера была, как ни крути, шагом назад.
Имея в голове эти заниженные ожидания, и надо включать “Birds in the Trap” — альбом нежнейших лунных колыбельных пропетых голосом серийного убийцы. На нем Travi$ практически отказывается от экспериментов со структурой песни (почти все из них тут держатся хронометража три-четыре минуты, что по его меркам ерунда) и пишет поп-песни, как он себе их представляет.
Это по-прежнему музыка ночных кошмаров, в которых атлантский трэп превращается в даркуху (не случайно на обложке сам Travi$ расправляет черные крылья, будто ангел смерти), где биты трещат и грохочут, словно зависший проект во Fruity Loops, где голос самого рэпера, исковерканный эффектами, звучит одновременно и жутко, и нежно. Но почти во всех песнях, за редкими исключениями, угадывается поп-структура “куплет + припев”.
При этом что-то все же мешает им окончательно превратиться в песни. Насколько блистательно Travi$ работает с саундпродакшном, настолько же туго у него с хуками, с песнями, с запоминающимися строчками. Хотя есть и исключения — "Outside", "Guidance", "Goosebumps".
Продюсер при этом он потрясающий и делает то, что положено продюсеру: выуживает из гостей на альбоме все самое лучшее. Тырит у Kid Cudi его единственный хитовый куплет за все годы карьеры, погружает голос певицы Cassie в глубины дарк-эмбиента, не мешает Кендрику в “Goosebumps” — центральной песне альбома и лучшем R&B-номере года, где подход продюсера “надо звучать страшно, но ласково” дает поразительный эффект. Вообще, в “Birds in the Trap” много R&B-влияний, не случайно настроение многих треков тут определяют вовсе не рэперы, а сильные вокалисты: The Weeknd, Брайсон Тайлер, тот же Kid Cudi.
Недавно на The Flow вышло интервью Марии Скобелевой, девушки-режиссера, работавшей над одним из клипов рэпера. В нем она рассказывала, что была удивлена увидеть рэпера вживую — в клипах и на фотосесиях его обычно не показывают лицом.
Я могу додумывать лишнего, но в этом смысле Scott — идеальный герой своего времени: человек без лица, на чьи фотографии наложены фильтры, а на голос — автотьюн. В “Birds in the Trap” он снова прячет себя за жужжащими битами, аудио-плагинами и печальными голосами гостей — это говорит о поколении больше, чем тот альбом, что брал на себя ответственность стать его голосом и звуком.