Рецензии
Текст: Андрей Недашковский

Каспийский Груз: почему уход группы — к лучшему

Прощальная пластинка — это способ закрыть историю дуэта на красивой ноте. Получилось ли?

К черту рецензию, предлагаю эксперимент: включите подружке песню с дебютного альбома Каспийского Груза, а следом — "Mademoiselle" с только что вышедшего "Саундтрека к так и не снятому фильму". Спросите, какая группа ей больше понравилась. Объясните, что записаны они одними и теми же людьми. Опишите в комментариях ниже реакцию.

За 5 лет своего на редкость плодовитого существования дуэт из Баку превратился в одну из самых популярных групп жанра. Бытописатели-острословы с узнаваемым стилем, которых заценили сперва серьезные мужчины на серьезных тонированных машинах, а потом и их спутницы. Казалось, с каждым релизом круг слушателей расширяется, но после двух сольных работ, зародивших в сердцах поклонников опасения о возможном расколе внутри коллектива, последовала информация, что новая пластинка для Каспийского Груза станет прощальной. Как результат это избавило артистов от необходимости соответствовать ожиданиям своей фанбазы и попросту дало карт-бланш на эксперименты. Их, как мы уже видели, старый слушатель дуэта не понял и не принял.

Брутто, спродюсировавший большую часть материала, конечно, оттянулся: мумбатон, новый R&B, минимал-трэп, олдскульный бумбэп — тут есть всё. Чтобы оправдать жанровый разброс, придумана концепция, якобы этот альбом — музыка к несуществующей криминальной драме. Ну прямо как у Скорсезе, когда один из героев приходит к бывшим компаньонам и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце. Имеется и что-то вроде сценария, где расписано, какая песня какому эпизоду соответствует ("детство героев", "тюрьма. переосмысление" и т.д.). О такой концепции можно и не догадываться, не читай вы интервью или пресс-релиз, но сюжет, пускай и в очень общих чертах, проступает.





Звук обновился, а герой Каспийского Груза остался все тем же: не самым законопослушным резидентом широт, когда-то обрисованных группой как "Огнестрельский район, поселок Шмаляево". О мире таких людей, которые "собирают свой урожай, угрожая", об их страхах и надеждах дуэт написал десятки песен — и до сих пор умудряется найти новые подходы, новые решения, новые драмы. Я вот подумал, что часть необоснованного хейта к творчеству Каспийского Груза всегда произрастала из того, что их герой — ну совсем не модный, скорее сошедший из трехкопеечных криминальных сериалов НТВ. Часть куплета Брутто из песни "Герои нашего времени" кажется метафорой, это обыгрывающей. С актуальным саундом это уже не так бросается в глаза.

Никуда не делись и шедевральные панчлайны, этот фонтан по-прежнему неиссякаем. Если выбирать любимое, то у ВесЪа это "С пугачом за спиной, как под фанеру Пугачева / Непрофессионально, Вась, но вроде шоу удалось", а вот у Брутто: "Мы не зависаем, мы висим на волоске, как чурчхела / Мой дом между адом и раем, я называю его church-hella". Последнее — мой фаворит в номинации "Строчка года".

В репертуаре группы особняком всегда стояли трогательные, прошибающие на слезу вещи вроде "Доедешь-пиши", "Город невест" или "Детство". Теперь к ним добавляется и "Греет", первый куплет которой — передающее запахи и полутона самое настоящее кино, а куплет ВесЪа — остроумная добивка, закрывающая тему. Эта песня лучше иных показывает, что они по-прежнему могут отлично звучать вместе, но по ходу релиза не отпускает мысль, что как музыкантам им уже интересны совсем разные вещи. ВесЪ органичен в амплуа колючего, не лезущего за резким словцом в карман элемента, а Брутто — наоборот, романтик, умеющий и стремящийся вызывать у слушателя сочувствие и понимание.

Каспийский Груз сейчас — это дуэт людей, смотрящих в разные стороны.

Поэтому я даже в каком-то смысле рад, что почитаемая мною группа уходит. Они очень любят рассказывать истории, а в историях ведь крайне важен красивый финал, которыми нас не балуют рэп-коллективы, на излете лет, как правило, превращающиеся в пародии на самих себя или чего еще хуже — соперников на Versus, отбрасывая тень на собственные достижения и светлую память.

О сольных проектах Брутто и ВесЪ пока даже не заикаются, но кто поверит, что артисты их калибра и творческой формы могут вот так просто уйти? А там, чем черт не шутит, может, и реюнион произойдет. Уверен, даже хейтерам этого бы хотелось. Знаете, как это бывает — ну прямо, как у Скорсезе. Когда один из героев приходит к бывшему компаньону и предлагает провернуть еще одно, последнее дельце.





"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"