Рецензии
06 февраля 2015
Рецензия: Каспийский Груз "Сторона А / сторона Б"
Николай Редькин и Андрей Недашковский разбирают третью пластинку удивительного дуэта из Баку
Текст: Николай Редькин, Андрей Недашковский
Не знаем, как обстоит все на самом деле, но со стороны кажется, что оба участника Каспийского Груза, ВесЪ и Брутто, просто не успевают разносить свой новый материал по релизам. Настолько быстро идет у них процесс сочинительства.
В прошлом году вышел замечательный альбом “Пиджакикостюмы”, но после него был ведь и сборник неизданных вещей, и пара EP “Троица”, и несколько совместных треков — а, возможно, что-то еще, что мы пропустили. Теперь, по прошествии года — новая номерная пластинка.
Это, вообще-то, много. Так легко и перекормить слушателя. Но, знаете, слушаем эту новую пластинку — и совсем нет мыслей “Исписались!” или “Караул устал”. Даже наоборот: есть мысли, что сейчас группа из Баку на пике формы. И готова вас удивлять — как новыми точными строчками, так и чем-то другим.
Вы думали, тут снова будут истории про криминальный круг? А вас с самого начала подстерегают “One In a Million” и “18+”, пылкие признания романтиков с большой дороги. “Главное дети” — трогательные истории отцовства. “Не забыл” — полусмешной-полупечальный рассказ о встрече с бывшей, после которого хочется перечитать Довлатова.
Ждали смурных битов с пианинкой? Ловите драм-н-бейсовый финал в “Непрочитанных”, сэмпл из цыганского хора в “Таборе” или вообще бит как у Clams Casino в “Выдохе-выстреле”.
Хотели снова слушать про стволы, братву и мусоров? А здесь строчки, которые печатай на бумаге и издавай как сборник афоризмов. “Передам за проезд без сдачи, ведь без сдачи пиздаче”. “Мне пару хромосом, отвечающих за пиздец, в наследство оставил отец”. “Лег, не могу заснуть, на часах пять. Тут чо-то надо менять, мать”.
Если разложить три альбома Каспийского Груза как в кино, покадрово, то дебютный “Рингтоны для зоны” — это взгляд на лежащий на столе Стечкин. “Пиджакикостюмы” — нарастающие в душе героя сомнения и понимание, что раз уж загребут — то жизнь сломают и тем, кого любишь. А “Сторона А/Б” — это когда герой переводит взгляд со ствола на порхающую у плиты грустную милую. На горизонте дети. На ребрах синяки. Мысли о том, чтоб жить как все (это “Сторона А”). Но взгляд героя твердеет. Он больше ничего не умеет, он больше ничего не видел (“Сторона Б”).
В комментариях часто пишут, что Каспийский Груз — это музыка для маргиналов, для подписчиков пацанских пабликов, для гопоты, ну или еще чего пообиднее.
Цитат из песен КГ в пабликах, конечно, предостаточно; время такое, что удачная строчка — это сразу твит, это сразу хэштег. Но строки, которыми тут сыплют Брутто и ВесЪ — такие не в твиттер вбивают, а на кожу наносят. И наносят не в дорогих тату-салонах (дебютник КГ назывался ведь не “Рингтоны для салонов”).
Нам они нравятся сочетанием настоящести, с одной стороны, и литературности, с другой. Такое было у ранней Касты или Гуфа: когда артист симпатизирует своему лирическому герою, переживает за него. Но смотрит на этого героя со стороны, отстраненно. Не как соучастник, а как бытописатель.
Простой пацан из Ростова никогда не сказал бы про умирающего друга: “Он смотрел куда-то глубже моих глаз”. Замоскворецкий наркоман в бэдтрипе вряд ли стал бы изъясняться цитатой из Воннегута. Вот так и в голове героя песен Каспийского Груза (маргинала, братка, бывшего зэка) никогда не сложились бы строчки вроде “Видел, как кино снимают в кино, но не видел жизни в жизни”.
Строчки простые, живые и грустные. Которые со временем любой артист перестает выдавать — просто, потому что заканчивается ресурс. А эти двое пока не перестали. Поэтому и мы не перестаем их слушать.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз