Рецензии

Рецензия: Guf "Еще"

Что меняется на новой пластинке и какое место она займет в карьере Гуфа

Николай Редькин

Тут такое дело: когда берешься писать про новый альбом Гуфа, понимаешь, что все уже сказано за тебя. Им же самим. “Это старый добрый Гуф, что вижу, о том и читаю”. “95% моих треков можно смело назвать грустными”. “Это что-то типа дневника, в это не надо сильно вникать”. “По традиции продолжаю сам себя цитировать”. “Вы любите, когда я опускаюсь на дно, но не хотите все сами прочухать”. Уже из этих строчек, как из деталей паззла, можно сложить готовую рецензию, поэтому дальше я просто поделюсь несколькими наблюдениями.

Первое. Альбомы Гуфа уже не раз сравнивали с рассказами, с сериалами, с новыми версиями прошивки. Как в хорошем сериале или рассказе, тут весь сок в деталях. Вынь эти мелочи, убери — и без того лаконичная гуфовская проза станет блеклой, лишится своего очарования. Вот разговор в машине после гастролей: “Привез три килограмма краба вам. А вообще, больше нечем порадовать”. Вот точное наблюдение о жизни столицы: “Москва будет строить глазки вам. Но не собирается потом вытаскивать”. Вот под похоронную мелодию перечисляются имена погибших от наркотиков друзей — и как-то после такого совсем отказываешься понимать красноярский суд, выписавший ему штраф за пропаганду наркотиков.

Второе. Так вышло, что и Слим, и FD Vadim, и многие другие битмейкеры, работавшие с Гуфом, писали ему очень синематические биты. Слушая эти песни, много раз ловил себя на мысли, что вот бы их на какую-нибудь особо проникновенную сцену в каком-нибудь фильме. Битмейкер BluntСath заходит еще дальше, работая совсем как кинокомпозитор, в самых важных моментах нагнетая тревогу, в других — чуть подотпуская.

Третье. Тут все-таки есть довольно неожиданные вещи. “Хочу еще” — можно назвать ее конъюктурной, а можно заметить, что это вообще-то первая в его карьере песня, посвященная девушке, которую зовут не Айза. Трек с Ригосом, под который хочется подпрыгивать, чего раньше за песнями Гуфа не замечалась. И ну очень сильная “Новогодняя 2” (ждешь от трека спекуляции на теме оригинала, опять вспоминаешь про “сам себя цитировать”, а нет — включаешь и мороз по коже).

И четвертое. Это очень спокойный альбом. Не секрет, что топливом для песен Гуфа служат такие события, какие для другого человека послужили бы стимулом с музыкой завязывать, да и вообще, кардинально свою жизнь переменить. Но даже эти песни, в которых он вспоминает довольно страшные вещи из своего прошлого, нервничает и даже кому-то угрожает, остаются очень спокойными и размеренными. По-настоящему буддистский альбом, правда.

Оценка: 7,5






Леша Горбаш


Про кинематографичность. "Ещё" очень напомнил второй сезон "Настоящего детектива". Потому что от первого тот отличается оформлением, деталями, другими лицами. Но не структурой, не "скелетом". Точно так же в первой половине сезона гоняются не за тем преступником. Точно так же в четвёртой серии мы видим виновного, но не подозреваем, что это именно он.

Так и у Гуфа — он каждый альбом рассказывает, в сущности, об одном и том же. Меняются только какие-то детали. Слушаешь и ловишь себя на мысли, что всё это слышал не раз и не два. Взять песню "Трамвай #2". Вроде уже в сотый раз про наркотики и время, которое "было злым". Но Гуфу по-прежнему удаётся брать слушателя за горло и не отпускать до самого конца. Будь то посвящение мёртвым друзьям в “Трамвае”, лавстори в “Хочу ещё” или классическая для Гуфа “Выдох-вдох”, которая про всё и сразу.

И если формулу идеального сторителлинга он вывел уже давно, то звук продолжает меняться. То, что на “420” казалось неожиданным экспериментом, на “Ещё” звучит органично и очень уместно. Умение перестраиваться вместе со временем (а не подстраиваться под него) — навык, некоторым дающийся сложнее, чем группе Centr — спокойный концерт в Красноярске. А у Гуфа с этим полный порядок.

Я никогда не заслушивался песнями Гуфа в плеере. Я сомневаюсь, что мне понравится на его концерте. Я не скажу, что он сильно на меня повлиял. Но каждый год, когда у него выходит новый релиз, я с интересом сажусь его слушать. Как новый сезон хорошего сериала. После последней серии которого хочется, чтобы обязательно был ещё один сезон.

Оценка: 7






Андрей Недашковский

Мне кажется, что к каждому релизу Гуфа невозможно применять стандартные для рэп-альбомов системы оценивания. Потому что это не альбомы, не наборы песен. Скорее, дневники, в которые позволяют заглянуть. Это, кстати, одна из причин повышенного к ним интереса, но слушая их, почему-то не чувствуешь себя посторонним.

Герою Гуфа легко сопереживать. Он банально симпатичен. Вам не обязательно, сформулирую это так, проживать то же, через что прошел он, чтобы обнаружить, что вы с ним похожи. Его тоже одолевает тревога и страх перед будущим. Вам знакомо его желание меняться к лучшему. Плюс никто не научился лучше Гуфа передавать ощущение паранойи и жизни в мегаполисе. Тяжело не кивать, когда Гуф читает: "Да, я лодырь, я эгоист, зависимый, я трус, я врун". Артисту удается сделать субъективные переживания коллективными. Каждый подумает о чем-то своем, услышав строчки вроде "Когда рэп ложится на музло, я чувствую, как внутри меня дрожит это зло". Зло у каждого свое, но не каждый умеет писать об этом такие песни.

На альбоме вместо привычных "Интро" и "Аутро" песни зовутся "Хэллоу" и "Бай". Не то чтобы новшество, конечно, но подчеркивание того, что "Еще" — это общение со слушателем и другой уровень взаимодействия. Буквально вчера у нас на сайте появилась новость, где успешный и ныне здравствующий рэпер говорил о другом, умершем и легендарном такими словами: "Его рифмы не звучат, как рифмы. У него — хитросплетения, цвета, остроты. Это не звучит, как рэп. Это беседа". Как с языка снял.

Есть такая традиция: упоминать в рецензиях на альбом Гуфа его любимого заокеанского коллегу Насира Джонса. На песню последнего "Book of Rhymes" здесь похожи "Архив" и "Неделя", собранные из нескольких песен-зарисовок, брошенных на полуслове.

Задумай Гуф выпустить сборник лучших песен, без "Трамвай №2" и "Н.Г. 2" там теперь не обойтись.

В карьере Гуфа этот альбом не станет большим открытием. "Еще" более консервативен, нежели совместный с Ригосом "420", распугавший старых поклонников. Зато если воспринимать "420" как необходимую перезагрузку, она пошла Алексею на пользу — он звучит более искусно, аккуратнее обращается со словом, ищет новые решения. Главный минус его песен всё тот же — из куплетов никуда не делся спам. Хотя с ним тоже не все просто: с одной стороны банальные междометия и самоцитирования надоедают, с другой — задают свой ритм, подчеркивают рутину и ежедневное.

Никакой другой альбом в 2015 не подарит вам таких эмоций. Никакой другой герой не будет так близок, не будет так знаком. И это никакой не минус, а скорее традиция. Как выразился автор, "если бы не фундамент, дом бы рухнул".

Оценка: 7,5


Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком