Рецензии

"Пришли и сделали немодное — модным". Рецензия на альбом Грибов

Редакторы The Flow по очереди высказываются о группе-феномене-2016.




Николай Редькин

Ну, вы помните. Группа “Грибы”, которую собрал бывший танцор брейкданса, продюсер Quest Pistols Show и муж певицы Луны Юрий Бардаш, в ночь с 11 на 12 ноября ставила на уши русский рэп-интернет. Примерно так же эффектно, как Оксимирон чуть ли не ровно год назад. На этот момент в ее активе было 2 песни и 0 интервью.

В случае с коллективами, так мгновенно выстреливающими, всегда есть опасение, что они так же быстро схлопнутся. Но нет, перед нами альбом из девяти танцпол-киллеров. Ставь на вечеринке — не ошибешься; включай на пробежке — не заметишь, как пройдешь дистанцию; зацитируй девушке в личке — получишь в ответ улыбчивый, приглашающий к диалогу смайлик.

Если, опять же, вернуться на год назад, можно увидеть, что переворот игры подарил нам и высоколобые рэп-оперы, и алкогольные околоблюзы, и зарифмованные подростковые дневники, и поэтичный sci-fi. Забыл подарить только дискотеку. Этот пробел Грибы с радостью заполняют — обращая в дело буравящий электрохаус, дедовское электро и гоповатый бэйслайн. Они, впрочем, берут не только тем, как технически крепко все сделано (в Украине это теперь обычное дело), а тем насколько здорово сочетается в их песнях брутальность с неподдельной, трушной жизнерадостностью. “Дом на колесах” — это как дискотека в деревенском ДК: шумно и весело, но наступишь кому-нибудь на ногу — пропал.

Очень редко доводится видеть, как на твоих глазах, за считанные месяцы появляются большие народные хитмейкеры, хип-хоп маньяки на острие атаки. Хочется, чтобы у Грибов случилась большая история, а мифическая вторая часть альбома материализовалась. В конце концов, один бибой с Донбасса, который потом стал продюсером и наворотил больших дел, в русском рэпе уже был.









Андрей Никитин

Мне приснилось, что я оказался в Киеве — почему-то нелегально. Иду по улице, темно, пусто. Смотрю — прямо передо мной стоит Юра Бардаш (деталь: я его ни разу не встречал и даже не очень представляю, как он вообще выглядит). "Юра, — говорю, — я Андрей, привет". А он меня обнял как рОдного. Просыпаюсь — а у группы "Грибы" альбом вышел.

Альбом — полная победа, если кто-то и переворачивал игру в 2016-м, то это как раз киевский коллектив, объединивший клубняк и рэпак, и качнувший всех. Упрекнуть в намеренном следовании трендам "Грибы" вряд ли возможно, но и отрицать, что все, что модно здесь и сейчас, присутствует в их музыке, не получится. Рэп, басовитая клубная музыка, постсоветская эстетика, районный гоп-фэшн, бруталистская архитектура Северного Чертанова или Троещины, мрачняк, наркотики, свобода и молодая энергия пульсируют в этих венах. И это чудовищно круто. Раунд!










Лёша Горбаш

Грибы ЕБАШАТ. По-другому “Дом на колёсах” не описать. Именно этим словом, именно большими буквами. Здесь нет проходных песен, а каждый клип — как победный гол Португалии на Евро. Да и сама история, когда весной из ниоткуда появляется группа, а к осени она уже выпускает самый ожидаемый, обсуждаемый и заметный релиз года — это круто.

А у Грибов получилось найти равновесие. Рэп, клубняк, олдскул — в этом “Доме” есть вообще всё. Это песни, которые одинаковы близки пацанам “с района” и аспиранту хорошего вуза — и вот этот баланс стоит дороже всего. Мне кажется, люди, рассказывающие, что Грибы им неинтересны или откровенно не нравятся как минимум кривят душой, как максимум — снобствуют.

И небольшая, но всё-таки ложка дёгтя. За костяком главных песен — а ими кажутся “Пудинг”, “Любовь” и “Интро” — скрываются отличные, но утомляюще похожие одна на другую. “Бери грибы”, “Базару нет” и даже “Велик” звучат мощно, но их сложновато отличить друг от друга. И это несколько смазывает впечатление от релиза. При этом хочется выделить “Панаму”, которая в треклисте спряталась между теми самыми готовыми хитами.

Но даже со всеми оговорками, “Дом на колёсах” похож на бумбокс, от звуков которого мозг даёт только одну команду: мы все рождены гореть и танцевать. “Каждый день — праздник. Я тусуюсь, мне платят”, — цитата из песни совсем другого артиста, но она, похоже, лучше всего опишет грядущий тур Грибов.

Только с титулом альбома года я бы не торопился. Во вторую ноябрьскую пятницу прошлого года тоже вышел альбом, который все поторопились назвать лучшим в 2015. Но с тем, что 2016 — год Грибов, ни у кого поспорить не получится.










Андрей Недашковский

Прошу прощения у коллег, но то, что я напишу дальше, предназначается в первую очередь для 20 или сколько там процентов посетителей сайта The Flow, которые читают нас в Украине.

Для тех, кто много лет ворчит, что в стране не появляется конкурентноспособных больших звезд жанра. Я испытываю нечто сродни разрывающей душонку радости футбольного болельщика, чья команда урвала чемпионство. Да, стоит, пожалуй, себя одергивать из профессиональных причин и сбавлять градус восторга. Но упс, пацаны, такой уж случай.

Это застрявшим в андеграунде рэперам, для которых случай с Грибами — повод многое осмыслить. Например, творческий курс 4atty aka Tilla и Симптома НЖН, двух верзил, которые поназаписывали сотни песен, осевших в аудиозаписях Вконтакте, выстрелили из которых почему-то именно те 9, что спрятались под обложкой “Дома на колесах”. Потому что Грибы — это мастер-класс по преподнесению артиста публике. Это выдумывание особого троещинского водевиля, который говорит на одном языке хоть с пацыками на кортах, хоть с модненькими резидентами хаус-вечеринок. Это, в конце концов, доказательство доминирования эстетики над личностью артиста. Грибы построены так, чтобы слушателю не очень и хотелось разбираться, кто там прячет лица под панамой или балаклавой — и нам еще предстоит увидеть, создаст ли бум группы запрос на сольные проекты ее участников.

Это для тех, кто искал способы вывести свою музыку на новые промо-площадки. Грибы связали группу с растущим как после дождя сегментом Instagram- и YouTube-блоггинга. Скетчер и комедиант Kyivstoner для запуска в народ Грибов сделал не меньше рэпующих коллег. Просто одни цепляющуюся на уши смешную ерунду говорят под бит, а он прозой и в разных ролях.

Это для всех, кого "давно ничего не качало". Участник группы, а по совместительству идеолог поп-кузницы KRUZHEVA Music Юрий Бардаш, начинал как бибой, и судя по Грибам свою любовь к музыке больших бумбоксов и широких штанов с годами не растерял. Желание развивать эту породу в стране у него было давно, вот только этот самый хип-хоп в подавляющем большинстве стал музыкой грузной и совсем не танцевальной. Грибы напоминают о самом элементарном и позабытом: хип-хоп, дядя, должен качать.

Для тех, кто читает украинские музыкальные сайты, проворонившие разросшийся у них под боком феномен. Чтобы и остальным было понятно: тон рецензий на альбом Грибов в их родной стране варьируется от сдержанного до остро нетерпимого, а в вину группе ставят эскапизм от не очень способствующей веселым танцам новостной повестки до строчек об употреблении не очень законных препаратов. Почему местная пресса не очень-то жалует лейбл KRUZHEVA — вопрос отдельный. Так уж повелось: самые большие презентации его артистов проходят в Москве, а аполитичность лейбла не мешает гастролям по ближайшему зарубежью, что уже для ряда моих коллег-соотечественников как красная тряпка для быка. Ну да намечающийся, по слухам, солдаут на киевском концерте их заставит несколько пересмотреть свои взгляды.

Это для тех, кто привык, что брэйкданс и рэп на русском тысячу лет как не пересекаются. Факт, что в 2016 году русский рэп взрывают именно выходцы из брейкданса, требует отдельного осмысления. Да и мем про "перевернуть игру" в этом году уже не работает — она уже не переворачивается, она выходит в центр круга и делает технично черепаху на руке.

Это для начинающих артистов, жертвующих индивидуальностью ради трендов. Автотюн? Модные худи Anti Social Social Club? Трилл-биты из вяжущего киселя? Нифига ни разу. Грибы пришли и сделали немодное — модным. “Парень, шо ты одел колготы? Это ж немодно. Держи — широкие штаны” — еще месяц назад я бы не поверил, что группа, читающая такое, может внезапно стать всем нужной. Это ушитый в хип-гоп-форму Гоша Рубчинский с реактуализацией того, что было давно, и чего совсем не надо стесняться.

Я бы не стал разбрасываться тегом "Альбом года". Грибы дороги совсем другим: они разожгли огонь на промокших отсыревших бревнах. Обратили внимание на рэп-сцену, которая в стране почти не собирает людей на концертах.

И ещё: я понимаю, что завтра этого опять может не стать. Поэтому так радуюсь всему, что наблюдаю здесь и сейчас. Отличное время, чтобы быть рэп-фанатиком в Киеве.

Сейчас тут праздник. Я вижу его из окна.





Участвуют Баста, Гуф, Брутто, Big Baby Tape, Alblak 52, Saluki, Yanix, Yasmi, Полка, A.V.G., Scirena, Три дня дождя
Рэперы фотографируют живот, человек без штанов, МС Сенечка забыт — в новом выпуске любимой рубрики