Рецензии

Рецензия: сборник "Shady XV"

Рэп-машины — вот лучшее описание Эминема и его друзей, которых мы слышим на этом сборнике

Текст: Андрей Недашковский

Пятнадцать лет — это много. Дофига.

Именно столько уже просуществовал лейбл Shady Records. И именно столького он за это время достиг. Многого. Дофига достиг.

Там взошла и выгорела суперзвезда, там формировались тусовка за тусовкой, там вместе радовались победам и вместе оплакивали погибшего друга. Есть что вспомнить. Но и не только вспомнить — вспоминают пускай старики немощные, а у Эминема и Ко есть много чего показать и спустя все эти годы. "Shady XV" — это не только сборник золотых хитов лейбла, но и демонстрация текущего положения дел.

Компиляция состоит из двух дисков. Второй — сплошь шлягеры, взрывавшие с равным успехом что R&B-клубы, что школьные дискачи. Просто любо-дорого смотреть: тут и "P.I.M.P", и "In Da Club", и "My Band". Исторической же важности всей этой сборке придает нигде прежде не засвеченная  демо-версия "Lose Yourself" — если и не самой важной песни в карьере Эминема, то точно одной из таких. Там абсолютно другой текст, немного измененный припев, домашнее сведение. Но это нам позволяет понять, какой она была изначально — нехитовой и неочевидной. Удастся проследить, какая работа по шлифовке трека была проведена, чтобы он предстал в том виде, который мы знаем и любим. Для фанатов ценнее подарка нет.

На первом же диске — полностью новый материал, записанный теперешними сподвижниками Eminem. А это, на минуточку, — Slaughterhouse, Yelawolf, певица Skylar Grey и даже ватага D12. И, как пелось в одной хорошей песне, когда они собираются вместе, начинается классический вестерн.

Больше всего диск с новым материалом "Shady XV" похож на компьютерную игру, где можно выбрать персонажа из представленной команды фриков со спецспособностями — и равнять игровые миры с уровнем грунта. Мне в этом контексте почему-то вспоминается дьявольский вертеп серии "Twisted Metal". Это потому что пара песен тут посвящены именно лихим погоням. В "Down Town" Yelawolf уходит от копов на олдсмобиле. Контрастом ей — роуд-сонг "Vegas", где дуэт Eminem и Royce Da 5'9" мчат по направлению к игорной столице Штатов, не забывая прикончить подобранных попутчиков (беременную женщину тоже не жалеют). Это жутко/противно/неуютно. Вам понравится!

Я никого не удивлю, если скажу, что Eminem — большой мастак по части шок-эффекта. И слушая эти песни, вспоминаешь, почему он — маньяк и смутьян с большой буквы, а Odd Future — не юные омены, а просто шкодники на продленке. На "Shady XV" Eminem, например, считает нормальным глумиться над повесившимся Робином Уильямсом. И думает, что смеяться над бостонским терактом — это ок. Как Ганнибал Лектер он миленько принюхивается в куплетах к Ke$ha, Iggy Azalea и Madonna. А еще признается, что Rihanna любит называть его "Пиноккио" за длинный нос (поэтому она так "love the way you lie", садясь верхом ему на лицо).

И Маршалл — далеко не единственный, кто здесь сияет ярко. У каждого из рэперов, причастных к "Shady XV", своя мифология и взгляд на творчество, но объединяет их одно — просто маниакальное внимание к рифмам и флоу. Это надо слушать, даже если вы ни слова по-английски не понимаете. Потому что речитатив здесь — полноценный музыкальный инструмент. Все эти ускорения, смену интонаций, каскады созвучий просто дико интересно воспринимать на слух. Помню, мой старший брат, знающий по-английски разве что слово "тэйбл", услышав "The Way I Am", восторженно резюмировал: "читает, будто сваи забивает". Лучше и не скажешь. Это не флоу — это ФЛОУ. И вы должны понимать, что если вам об этом заявляет сайт с таким названием как у нас, это серьезная заявка.

В редкие моменты затишья карикатурные bigger than life персонажи превращаются в людей из плоти и крови. Eminem для "Shady XV" записал два самых откровенных за последнее время трека — это "Guts Over Fear" и "Fine Line", в которых из истеричного маньяка он превращается в неуверенного аутсайдера-затворника. Здесь он возвращается к темам "MMLP2", истязает себя поисками сюжета для новой песни и вопросами, о чем же нужно писать артисту за 40. Об этих поисках и стоит!

А знаете, что удивляет на "Shady XV" сильнее всего? Тот факт, что Эминема впервые затмил артист его же лейбла (даже 50 Cent это не удавалось на прошлом сборнике Shady Rec "The Re-Up"). И этот артист — Yelawolf. Он наконец-то нашел золотую середину между пулеметным рэпом и алабамским распевным кантри. Если остальные участники лейбла посвящают основное внимание поиску классных рифм, то Yela пишет именно песни — эмоциональные и живые. Что на сольной "Till It’s Gone", что в единственном куплете "Twisted" он показывает себя классным сочинителем и не только рэпером, но и артистом. В какой-то момент он выдает строчку "Eminem — Rap God, это не обсуждается. Тогда я — Иисус" — и понимаешь, что желания ее оспаривать, в общем-то, нет. Если такие сборники выпускаются еще и затем, чтобы подтолкнуть многомиллионную толпу фанатов Маршалла обратить внимание на подотчетных ему артистов, "Shady XV" с этой задачей справляется на 110%. Вносим альбом Yelawolf "Love Story" в список самых ожидаемых.

В конце, наверное, стоит сказать, что все эти песни совсем не клеятся в альбом. Это не цельная работа, а будто сваленная в одну папку выборка последних песен артистов Shady Rec. Зато каждый, понимая с каким пиететом коллеги по команде относятся к рифмам, попытался выдать самый суровый рэп. Его мы и получили.





"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"