Рецензии
Андрей Березин, Андрей Недашковский

Рецензия: Joey Bada$$ "B4.DA.$$"

Стал ли дебютник молодого нью-йоркца первым большим хип-хоп релизом года? The Flow разбирает и оценивает

Joey Bada$$ все сделал правильно. 

Я сейчас не о его феноменальной способности выуживать из занесенных пылью слоев бруклинского рэпа самые добрые, самые шероховатые и протяжные ноты — об этом еще поговорим.

Joey терпеливо и основательно шел к своему дебютному альбому не как к первому "кря" гадкого утенка, который еще неизвестно в кого вырастет, а как к моменту выхода на поверхность, по которому его должны запомнить, отметить в толпе его ровесников, судить и уважать.

Как результат — веское и очень доброе (хоть и по-рэпперски агрессивное!) произведение, взвешенное и продуманное на каждом треке, с правильными переходами от атаки к релаксу, от аксиом к эксперименту. 

Начать, наверное, стоит не с обсуждения альбома, а с того, какие события его выход окружали. Вы только вдумайтесь, какой козырь разыграла команда Pro Era для промо! За две недели до релиза в сети появилось фото дочери Барака Обамы. Сам по себе факт не очень удивительный. Что удивило — так это футболка с символикой Pro Era, в которую та была одета. Сначала об этом писали хип-хоп блоги, потом — вообще все (даже отечественные издания Газета.ru и Lenta.ru в стороне не остались — и это единственный случай упоминания артиста Joey Bada$$ на их страницах вообще!). Потом Белый Дом даже запустил расследование происхождения фото Малии Обамы. Обстоятельства там интересные: во-первых, ей строго-настрого запрещено присутствие в соцсетях, а потому непонятно, как фото попало в сеть. Во-вторых, озвучено предположение, что фото было отредактировано, а лого Pro Era — туда нагло подставлено. В любом случае, время такое, что для раскрутки своего альбома нужно выдумывать нечто из ряда вон. И Joey Bada$$ этой шумихой воспользовался как матерый махинатор. Но слушать альбом нужно, конечно, совсем не поэтому.


Дебютный альбом выпускают только раз в жизни — это понятно. Для микстейп-артиста же, коим Joey и являлся, такой вопрос встает еще острее. Тут нужно и планку поднять повыше прошлых релизов, и наработанную за три года публику не растерять. Любить Joey можно и нужно за его дар воскрешать нерв нью-йоркского бум-бэпа, который может гордиться тем, что жив как стиль, но который воссоздается нынешними его почитателями зачастую слишком топорно. Joey не пытается отксерокопировать ритмы и подходы, которые он, видимо, так горячо любит с детства ("Меня на крещении шлепнул сам Biggie!”). Саунд этого альбома куда глубже и воздушнее, чем альбомы-учебники 20-летней давности, и намного живее и человечнее, чем их теперешние клоны.

Продюсерская команда группировки Pro Era злоупотребляла ксероксом на микстейпах, но этот альбом от мха предыдущих поколений удалось очистить. Иногда мелодия построена на сэмплах из двух аккордов (причем половина синглов с альбома именно такие, что само по себе дерзко), чаще же это уложенная поверх честных, шуршащих ударных полнокровная мелодия ночного Нью-Йорка, утоляющая жажду, как вода после велосипедного рывка. 

В то время как лидеры нынешнего рэпа "под классику" — Skyzoo или Black Milk — действительно не могли бы появиться 20 лет назад, такой артист как Joey Bada$$ мог бы, но тогдашним слушателям его альбом просто разрывал бы голову каждый раз. Так никто тогда не читал и музыку точно такую не делал. Joey вкалывает у микрофона весь альбом от первых секунд до последних, на подъеме и даже с жаром отчитывает куплеты, без всякой границы перерастающие в припевы. Припевы легкие для повторения, и на третьей строчке зубы сами выстукивают "check my style, check-check-check it out". Joey перемежает написанный заранее текст с нахальными адлибами, вставляет бесчисленные хуки и бриджи, а то и подкидывает неожиданный экстра-куплет в конце песни буквально из четырех строчек. По десять раз за песню он играет смыслами в отдельных словах и строчках, точно так же как он это сделал с названием альбома, которое переводится одновременно и "плохиш", и "раньше денег", и "важнее денег".

Тексты, между тем, последовательно раскрывают грани личности молодого рэпера. Начинает он как ядовитый на язык плохиш. В начале же вы найдете и явную отсылку к песне "Waves", за которую вы Joey и полюбили — это "Piece Of Mind", еще более мягкая и протяжная, просто лечебная. К середине альбома на первый план выходят стремление достучаться до слушателя, упор на честность и целеустремленность ("Не остановлюсь, пока не достигну уверенности Христа") ("Big Dusty", "Christ Conscious").

Есть один мятежный трек, где Joey все-таки позволяет себе копирование древних бэнгеров в духе Public Enemy — "No 99". Далее альбом сворачивает в такие приятные аллеи, что захватывает дух. Joey размышляет о грядущих поворотах своего жизненного пути и потерях прошлого ("On & On"), вскрывает, как сердце ножом, свои детские воспоминания и ожидания в "Блюзе Единственного Ребенка" ("Only Child Blues"), свое стремление показать матери и отцу, что они не зря верили в сына, отправляя его в самостоятельную жизнь ("Curry Chicken").

Атмосфера глубоко личных переживаний не была бы воссоздана без блестяще отобранных битов. Лидирующую роль играют штатные битмейкеры Pro Era. Kirk Knight хорош на сингле Big Dusty, Chuck Strangers создал два единственных не попавших в узкую рамку бум-бэпа трека — замечательные ускоренные "Escape 120" и "Teach Me". Вторая песня, с участием вокалистки Kiesza, безумно хороша и универсальна для любого типа публики, и заслуживает быть не бонусом, а очередным синглом (где клип? нам нужен клип!). Ну а необходимую джазовость и статусность обеспечивают частый спутник Joey, Statik Selektah, и живой динозавр DJ Premier.

Так что Joey все сделал правильно. В девяностые не было интернета, и молодой артист мог всерьез рассказывать небылицы о наваленных им горах трупов врагов, о бесконтрольном потреблении женского тела и безнаказанных правонарушениях. В 21-м веке это невозможно — каждый может легко узнать по сети, где ты на самом деле обитаешь, бегаешь ли ты по улицам со стволом, либо кормишь вечерами кошку. Поэтому завоевать сердце слушателя, если конечно он не ищет тупых выкриков о женских жопах и наркодозах, можно только вывернув душу-душеньку!

И какое "под старину", о чем вы! Старина такой яркой не бывает.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"