Рецензии
Текст: Лёша Горбаш

“Декоративно-прикладное искусство” Монеточки: крутой шаг или провальный эксперимент?

Правда где-то посередине.

“Декоративно-прикладное искусство” получился одним из самых интересных альбомов года. Хотя бы потому что его записала девушка, которая сперва ворвалась в наши ленты с ироничными акустическими песнями, которые так точно били в современную молодёжь, что многим было сложно поверить, что это просто екатеринбургская школьница, а не какой-то “продюсерский проект”.

А дальше были “Раскраски для взрослых” — ирония никуда не делась, но к ней добавилась музыка Вити Исаева, из сплава которых получились “Каждый раз”, “90”, “Русский ковчег” и ещё семь прекрасных песен, после которых Монеточку было невозможно не воспринимать всерьёз.

Поэтому “Декоративно-прикладное искусство” интриговало ещё до релиза. А что дальше? Новые гимны современной России? Хиты-хиточки? Песни-мемы? Получилось двояко — и этот дуализм лучше всего отражается в названии альбома.


Прикладное искусство

Монеточка записала отличный альбом. Яркий, смелый, с отказом играть по правилам “Раскрасок”. Увлечение советской эстетикой проглядывалось в её творчестве и раньше (послушайте “Ночной ларёк”), но здесь оно из ориентира превратилось в цель.

Девушка без проблем проецирует в музыку внутреннюю Пугачеву и уверенно поёт романсы. А заодно посвящает строчки любой молодой певице и предостерегает и её, и, кажется, немножко себя (“Крошка, ты продаёшься”). Здесь есть и отсылки к БГ (“Ириски и риски” звучат как Аквариум) и Королю и Шуту (“Коза” — по сути, прямейшее посвящение Горшку). Песня “Шприц” — это то ли дисс-пародия, то ли признание в любви творческому методу Сергея Шнурова.

Фольклорная “Тугие косы” и “Рентгенограмма”, звучащая как продолжение идей главной песни замечательного фильма о российсом шоу-бизнесе из девяностых “Ландыш серебристый”, — с разнообразием тут и близко нет никаких проблем.

При этом есть и более лёгкие для восприятия песни, которые не отпугнут фанатов дебютного альбома: “Папина любовница” и абсолютно потрясающая “Переживу” — вероятно, лучшая песня Монеточки в принципе.

За этими метаморфозами круто следить. Когда человек выводит слушателя из зоны комфорта и как бы говорит: “Щас вы будете слушать то, что нравится мне”, — это всегда классный сюжет. А в случае Монеточки он подкрепляется ещё и гиковским вниманием к деталям.

В нашем интервью Витя Исаев говорил, что любит слушать Пугачеву на виниле — и здесь это слышно. Теперь он с тем же успехом может включать “Декоративно-прикладное искусство”.



Декоративное искусство

Монеточка записала провальный альбом.

В нашем интервью Витя Исаев говорил не только про Пугачёву, но и сказал вот такую фразу: “Мне интересен переходный жанр от андеграунда к попу, где есть первичный запал. Когда ты ещё не знаешь, получится у тебя или нет. Но уже понимаешь, что нашёл понятную и доступную форму”.

И если с первичным запалом тут полный порядок, то с “понятной и доступной” формой тандем Исаева и Монеточки перетончил. Ключевая проблема альбома кроется как раз в названии. Он очень декоративный и едва ли — прикладной.

Метаморфозы, за которыми в самом деле интересно наблюдать, работают только в контексте того, что сейчас происходит с одной из главных поп-сенсаций последних лет. Но стоит взглянуть на них за его пределами — и “Декоративно-прикладное искусство” разваливается на разнородные части.

Оммажи БГ и Горшку — это мило и классно, но звучат как би-сайд любой песни с “Раскрасок для взрослых”. Как и большинство песен в треклисте: круто, что Монеточка так умеет. Но к ним совсем не хочется возвращаться.

А после песни “Шприц” возникает непреодолимое желание выключить альбом. Потому что здесь Монеточка вдруг заходит на территорию Славы КПСС и его проекта Валентин Дядька. Это, безусловно, проблема моего восприятия Монеточки и Гнойного. Но то, в чём органичен первый, в исполнении Монеточки кажется-то чем-то пошлым — и в плане текста, и ленинградообразного звука. А пошлость — вообще последнее, чего можно ожидать от музыки Монеточки.

Мы полюбили Монеточку за обаятельную сатиру и песни, которые на раз оседали в плейлисте — и не пропадали оттуда месяцами. А полюбить “Декоративно-прикладное искусство” — задача посложнее.

Потому что искусство мы любим за то, что происходит на сцене. А декорации — это красиво, да. Но сердечко не ёкает.


Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком