Рецензия: Kanye West & Ty Dolla $ign "Vultures I"
"Я надеюсь, он ярок, велик и силен", — поет хор в открывающей "Vultures I" песне "Stars" (может, она пока первая, Канье верить в вопросах окончательного вида альбома нельзя). Хочется провести аналогию со "здоров, свеж, светел" Влади, но Уэста волнуют другие акценты, более внешние, заметные. Как говорил Тиньков, "какое-то величие".
Как и в случае с предыдущим альбомом "Donda", и даже с "Jesus Is King", происходящее до и вокруг релиза привлекает больше внимания, чем собственно музыка. Канье, как десять промо-отделов, генерит новости о себе буквально скринами своих переписок. Альбом выйдет то ли тогда, то ли не тогда. Выпустил альбом — удалил альбом, написал "Fuck Apple" — через час альбом снова на месте. Хочет выступать на стадионах — стадионы ему не дают — и тут же список из десятка стадионов в очереди. Продает носки за 200 долларов — потом продает их же за 20 и обещает 180 вернуть уже купившим. Попросил очистить сэмплы Оззи Осборна и Донны Саммер — ему отказали — он все равно их использовал, хоть и немного по-другому. Параллельным фоном идет красивая полуголая жена, очередная стычка с папарацци, какие-то живые презентации альбома, на которых люди ходят по сцене и на этом, кажется, всё, новые титановые зубы, мемы-мемы-мемы. С поправкой на местность, гораздо интереснее раздув, что в треке "Do It" засэмплирован "Дымок" Игоря Цыбы (на самом деле, нет, там использовался один сэмплпак). Есть впечатление, что немалая часть тех, кто жадно открывает все эти новости, альбом не включит или же прогонит разочек. Собственно, зачем?
Затем, чтобы удивиться, чтобы увидеть новый путь, который нам укажет мистер Уэст, узнать, как будет звучать музыка будущего? Увы, "Vultures I" совсем не про это. Это самая предсказуемая работа великого непредсказуемого. Ни одна песня не заставит вас спросить: "А что, так можно было?" Это необязательное условие для хорошего альбома, но почти обязательное для Канье. "Vultures I" скучен в том смысле, что он весь выходит из предыдущего звука и опыта Уэста. Вот "Yeezus", вот неожиданно много моментов, похожих на первые два альбома, а вот и "Donda", конечно. По текстам это всё тот же поздний Канье. Бог соседствует с тугими пусси, миллиардер по-прежнему кичится своими машинами и питается разговорами о себе. "Теперь несколько евреев работает у меня" — подбрасывает дровишек в костер человек, потерявший огромные деньги на обвинениях в антисемитизме. Честно говоря, такой уровень саморефлексии от него и ожидался. "Vultures I" скучен и в том смысле, как скучен "Mr. Morale & the Big Steppers" Кендрика Ламара — работа без видимых изъянов и немалым количеством достоинств. Альбом, который можно описать перечнем удачных моментов и мыслью про себя "ну не облажался". Небольшой, но примечательный факт: мы на Флоу иногда пишем коллективные рецензии на большие интересные альбомы. Но в этот раз резонный вопрос "пишем на Канье?" не вызвал никакого энтузиазма. Всем понравился, никого не заинтересовал.
Но "Vultures I" еще как способен понравиться. В нем немало того, чем хочется поделиться с другими: участие дочки, строчки "beautiful big titty butt naked women dont fall out the sky" или "she Russian, I beat up the pussy for Ukraine", выходы Фредди Гиббса и Quavo, прекрасные "Paid", "Talking", "Fuk Sumn".
Отдельно хочется сказать о том, что так много говорящий о несправедливом отношении к артистам в индустрии Канье, сам относится к ним исключительно утилитарно, как к инструментам. Как описано выше, он берет сэмпл, даже если ему не разрешили. Но самое заметное: начиная с "Donda" в треклистах он не указывает никого, с кем делает песни, никаких фитов. Куплет Фредди Гиббса? Не знаем такого. Quavo и Трэвис Скотт? Сами догадайтесь. Тимбалэнд на продакшне? Упомянем это в песне и достаточно. Что это как не потребительское отношение и противопоставление своего величия остальным?
Что можно сказать о Ty Dolla Sign на этом альбоме? Немного. Он, певец с прекрасным голосом и без единой творческой искры, заземляет альбом, придает ему окрас классической черной музыки, обволакивает теплом. Пошлит, как это любит Канье. Раньше функцию нити, связывающей Уэста с прошлым, выполнял Чарли Уилсон, но на нынешнем футуристичном этапе он был бы не к месту. В отличие от Кида Кади или Трэвиса Скотта, чьими идеями Канье подпитывался и преобразовывал в свое, у Тая ему взять нечего.
"Сумасшедший, с биполяркой, антисемит" — и всё еще король", говорит Канье о себе в последней песне. Истории известно немало королей с похожей характеристикой, но в отличие от геополитики, в музыке всяк волен себе выбрать нового короля. От Канье отказываться рано, но если в дальнейшем это произойдет, то отправной точкой можно будет считать хороший скучный "Vultures I".