Тексты
Руслан Муннибаев

Живы ли рэп-фестивали?

Автор The Flow Руслан Муннибаев изучает проблему и приходит к выводу, что скорее нет, чем да

В конце прошлой недели в Санкт-Петербурге прошел очередной фестиваль Hip-Hop All Stars, мероприятие с многолетней историей.

Будучи лентяем, я хотел было использовать штамп "прогремел", но я лентяй, а не врун. Не прогремел, а просто прошел достаточно хорошо, собрав больше двух тысяч зрителей. Но на этой же самой площадке, выступая в одиночестве, некоторые из участников All Stars (Noize MC, Каста) собирали больше. А ведь на HHAS были заявлены еще и Каспийский Груз, которые вот-вот начнут собирать не меньше, и Рем Дигга, Смоки Мо, Slim, the Chemodan. Да еще ватага спецгостей. В чем вообще дело?

Дело, разумеется, не в Hip-Hop All Stars, который, вообще-то самый стабильный из хороших и самый хороший из стабильных (извини, Rap Music!), дай бог ему долгой жизни. Просто, может быть, рэп-фестивали уже не нужны? Ведь, по законам рынка, если что-то людям нужно, то это что-то кем-то делается. Либо не делается до тех пор, пока не приходит какой-нибудь Стив Джобс и заново придумывает очевидное. Но фестивали — не бином Ньютона, и каждый год их становится все больше. Просто они уже не про рэп и даже не про музыку чаще, а про поваляться на траве, съесть модную шаурму и поиграть в бадминтон под чье-то выступление.

Так почему рэп-фестивали ждет невеселое будущее? 

Потому что жанр как единое целое уже давно не привлекает слушателя. Он (слушатель) любит конкретного артиста или двух, но не хип-хоп культуру в целом. И ему удобнее получить гарантированных полтора часа своего любимчика, чем двадцать минут в многочасовом потоке тех, кто ему в лучшем случае не противен.

Потому что конкуренция велика. Например, есть московский фестиваль Hip-Hop Mayday и его сентябрьский побратим — они собирают десятки тысяч людей, для которых выступает практически весь цвет хип-хоп музыки. С одной лишь деталью: вход бесплатный. Или другой пример: концерты в клубах Yotaspace (Москва) и Glavclub (СПб), куда билет стоит 100 рублей. Да, там выступают не первые звезды. Да, это всего лишь один артист. Но 100 рублей оказываются важнее.

Потому что рэп-фестиваль — это не фестиваль по сути. Просто поочередное выступление артистов разной степени значимости. Надо очень любить рэп, чтобы выдержать его стоя часов эдак пять, в течение которых тебя никак больше не развлекут. А теперь посмотрите в YouTube какой-нибудь хороший фестиваль электронной музыки — за световым и визуальным шоу не всегда увидите исполнителя. Пока вокруг не было никаких альтернатив, фестивали пользовались успехом, а теперь все мир видали, на золоте едали.

Потому что самим артистам веселее находиться в гримерке с компанией знакомых, чем на сцене. Одно дело — ответственный сольный концерт, и совсем другое — укороченный сет. Никакого спецсостава, особенного шоу, дорогих гостей... Впрочем, на сольных тоже стараются не все.

Разумеется, все не так плохо, как может показаться. HHAS будет жить и дальше, регулярно проходит Хип-Хоп Замес, не первый год действует хип-хоп сцена на Пикнике Афиши, да и Баста+ — тоже фестиваль, по сути. И пусть посмеивается Oxxxymiron, дождемся однажды и от него какого-нибудь Booking Machine Fest.

Просто нет уже ощущения праздника. Или все еще есть? 

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"