Тексты
Текст: Андрей Никитин

Западный уровень: что не так с рэп-баттлами в 2018 году

Претензия ровно одна.

На выходных вышли сразу два знаковых рэп-баттла: поединок двух самых опытных (как бы странно это ни звучало!) участников Versus Fresh Blood и финал второго сезона RBL, который усилиями их ведущего воспринимается как главный идеологический оппонент «Версуса» (как SlovoSpb-2017). Я их посмотрел и подумал про шанс, который упустил русский баттл-рэп — о чем конкретно я очень сильно жалею.

Я довольно давно пишу про музыку. И еще каких-то пять лет назад в этом занятии ну никак нельзя было обойтись без западопоклонничества. В чем это выражалось?

Иностранные группы брались за недостижимый идеал, на который необходимо равняться. Выступление русской группы на 12-й сцене западного фестиваля в два часа дня перед 10 зрителями преподносилось как весомый успех. Мимолетное упоминание русского музыканта на сайте Pitchfork заслуживало немедленного помещения в виртуальную рамочку, которая как бы свидетельствовала о признании на просвещенном западе (в пику чернушной быдло-России).

По сути это был гигантский карго-культ.

Но музыкальный рынок в стране невероятно поменялся в последние 5 лет, полностью отменив все перечисленное выше. Успех теперь ассоциируется не с выступлением в модном берлинском подвале раз в год, а с регулярными гастролями по стране. С попаданиями не в публикацию Fact, а в топ чартов ВК.

Удивительно, но единственное место, где я все еще вижу проявление этого карго-культа — это баттл-рэп-2018.

Надо сразу проговорить, что канадский, английский, немецкий, филиппинский — какие там еще есть лиги? — баттл-рэп мне ну вообще не интересен. Всего один раз я смотрел западные баттлы — речь про тот ночной стрим из LA, когда там выступал Oxxxymiron.

Так вот. Слушать претензии незнакомых мне американских дядек было адски скучно. Да и в целом атмосфера не была притягательной — в отличие от русских баттлов, участники и зрители были видавшие виды мужики крепко за 30. Они не производили впечатление успешных ребят — скорее, напоминали сходку аутсайдеров. Странных полурэперов, у которых нет ни концертов, ни песен.

Впоследствии готовность, с которой суперзвезда рэп-баттлов Dizaster брался рекламировать в России все от Bingo Boom до «Клинского», подтверждала мысли, что дело это для него новое, прежде невиданное.

Я веду к тому, что не могу понять необходимости этого равнения на западный уровень.

Прежде чем объяснить, что я имею в виду, нужно проговорить вот что.

Мне очень нравился Versus образца 2013-2017. В отличие от запада, в нем участвовали звезды. А еще в нем был баланс смешного и серьезного, баланс коммерческого и искреннего. Да, иногда этот баланс смещался в какую-то сторону и выходил баттл, который все спешили разругать, но потом все обязательно выправлялось.

Я не знаю, почему все так резко поменялось. К тому же, я не инсайдер, а такие вещи как правило находятся не на поверхности. Но с точки зрения зрителя все выглядело так.

Сначала — баттл с Гнойным, где Мирон упрекает Ресторатора: превратил Versus в место, где бездарность срубает бабла. Позднее — опять Мирон критикует инертную толпу в "1703" и требует повыгонять тех, кто не шумит в удачных моментах, кто приходит "поторговать лицом". Еще позднее — проходит баттл Птахи и Гуфа, с гонорарами оскорбительно высокими для "настоящих" баттловиков, самый коммерчески успешный и самый раскритикованный в интернете.

Вот с этого момента стал виден поворот к главному тренду в русских рэп-баттлах 2018. Это равнение на запад (неоднократно звучавшее на Fresh Blood 4 "Западный уровень!"), стремление сделать все как у них: канонично и трушно.

Я писал, что реалити-формат для нового сезона FB — это действительно круто, и объяснял, почему мне так кажется. Сейчас у меня ощущение, что организаторы немного поддались на негатив в сети. Потому что удельный вес элементов реалити в FB4, как будто, заметно снизился. Чем дальше, тем короче и формальнее становятся выпуски со встречами команд. А роль менторов потихоньку свелась к коротким комментариям после баттла. Мне лично жаль — серьезно, для меня в десять раз более впечатляющим моментом стал разговор с Епифанцевым, чем пресный баттл Сойера и Макконена — да и их ли одних?

Зачем делать западный рэп-баттл, когда у нас уже был свой русский рэп-баттл — в котором было много трэша и фарша, где показывали жопу зрителям, устраивали фейковые драки, делали "предупреждаю, уебу!", где против будущей поп-звезды ярко сиял будущий трэп-заключенный, где блогеры лезли к нам в рэп и эпично нас разъебывали, где судил нетрезвый Хованский — и это было сильно круче, чем знающий о баттлах все, но нестерпимо нудный Redo. Это было зрелище!

Чего же ради это веселое балаган-шапито превращать в строгий монастырь?

Про Забэ и RBL тоже нужно упомянуть — критикой на стримах и противопоставлением своих баттлов "Версусу" он многое сделал для победы тренда "рэп-баттлы для баттл-мс, а не для зрителя".

Таких зрителей, как я, Забэ называл домохозяйками. Но ведь люди, которые пришли на стадион, — они же сильно хуже понимают футбол, чем сами футболисты? Тем не менее, в футбол играют именно для них. Для домохозяек, для домохозяев.

Чтобы получать удовольствие от финала RBL, нужно отсмотреть пару сотен разных баттлов и доскональнейше разбираться в предмете — примерно на том уровне, который уже граничит с мазохизмом. Вызвавший столько восторгов поединок Пиэма с Парагрином вызвал сходные чувства. Их доебки — мелкие, их претензии — подростковые, их пафос невозможно воспринимать всерьез.

Похоже, в баттлах мы и правда достигли западного уровня. Западного уровня скуки.





Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком