Зачем смотреть “Pluribus”, сериал-загадку от создателя "Во все тяжкие"
Винс Гиллиган, автор “Во все тяжкие” и “Лучше звоните Солу”, выкатил новый хит для Apple TV под названием “Из многих” (“Pluribus”). High concept проект, который вы будете видеть во всех топах лучших сериалов 2025-го (рейтинги уже шкалят: первые три серии на Rotten Tomatoes получили “100%” от критиков и “80%” от зрителей).
Сегодня вышла четвертая серия. С планами на выходные разобрались, но для начала вкратце объясним, что вас ждет.
Сюжетно “Pluribus” — это чистый троллинг жанра “антиутопия”: по планете прокатился “вирус счастья”. В один миг все стали добрыми и невыносимо довольными жизнью. Мир во всем мире, пробки рассосались, Boulevard Depo теперь всех хвалит.
Только шоураннер Гиллиган, загадочно улыбаясь, каждой новой сценой ставит перед зрителем вопрос: а вы уверены, что это счастье, а не лоботомия с доставкой на дом? В этом “счастье” что-то не то. Оно не выбор, не результат борьбы — скорее, микробиологический казус. (Почти все) люди теперь ведут себя как NPC в "Скайриме": просто лучезарно улыбаются и расчищают руины прошлого мира (иногда в буквальном смысле — клинеры останавливаются у обочины и грузят в багажник тела тех, кто “перепрошивку” не пережил).
Вместо зомби-апокалипсиса с беготей и стрельбой — апокалипсис с йога-ковриками и всеобщим “на чилле, на расслабоне”. Тебя приводят к не самой комфортной мысли, что самый страшный ужас — когда монстры не рычат, а обнимают тебя и шепчут: “Расслабься, бро, все уже идеально”.
В центре сюжета — писательница ром-фэнтези Кэрол Стурка (Рея Сихорн, уже блиставшая у Гиллигана в “Лучше звоните Солу”). Она — та, кого вирус обошел стороной. Она все еще злится, грустит, иронизирует и, представьте себе, чувствует себя живой.
Ей теперь выпала честь спасти человечество… от счастья.
На бумаге это может выглядеть как социальная комедия, но Гиллиган снимает “Pluribus” с той же холодной точностью, с какой когда-то рассказывал о восхождении школьного учителя химии на вершину криминального мира.
Поначалу "Pluribus" маскируется под историю об инопланетных захватчиках, что-то вроде ремейка “Вторжения похитителей тел”. Но быстро понимаешь, что это еще и высказывание о роли соцсетей в сегодняшнем мире и нейросетей — в мире завтрашнем, это про тоталитаризм, про культ успеха и культуру “будь счастлив или ты неудачник”.
Токсичный позитив “Pluribus” превращает в пандемию, а триллер о внеземном разуме — в философскую притчу о природе человека. Причем, притчу не душную — в ней много юмора, даже какой-то скрытой нежности — той, что у Гиллигана всегда проявляется где-то в шрамах героев.
“Pluribus” нетороплив, но такой темп нужен, чтобы дать зрителю время подумать. Общие пейзажные кадры длятся дольше привычного, камера внимательно наблюдает за реакциями, но именно в паузах рождается напряжение. В какой-то момент вы одновременно будете следить за сюжетом и пытаться угадать, что же происходит за кадром, как этот мир функционирует, какие из заложенных зерен прорастут в поздних эпизодах или даже сезонах, и чего нам еще не показывают.
Такие сериалы нужно смотреть прямо сейчас, не дожидаясь финала, чтобы употребить весь сезон залпом. Тогда вы будете разгадывать его по крупицам, искать фанатские теории в сети, обсуждать с друзьями, и — это самое важное — рано или поздно задать самому себе вопрос: “А какую бы сторону выбрал я?”.
Гиллиган не занимает сторону, не говорит: “Свобода воли — это хорошо” или “Мир важнее”. Он показывает аргументы обеих лагерей, чтобы зритель выбрал сам.
Представьте: завтра просыпаетесь — и все. Никаких тревог и глобальных потрясений, никаких "а вдруг" или "почему я". Только легкость, никаких страхов и дедлайнов. Мечта же? Пишу это и улыбаюсь.



