Зачем смотреть “Pluribus”, сериал-загадку от создателя "Во все тяжкие"
Винс Гиллиган, автор “Во все тяжкие” и “Лучше звоните Солу”, выкатил sci-fi бомбу под названием “Из многих” (“Pluribus”). High concept проект, который вы будете видеть во всех топах лучших сериалов 2025-го (рейтинги уже шкалят: первые три серии на Rotten Tomatoes получили “100%” от критиков и “80%” от зрителей).
Сегодня вышла четвертая серия. С планами на выходные разобрались, но для начала вкратце объясним, что вас ждет.
Сюжетно “Pluribus” — это чистый троллинг жанра “антиутопия”: по планете прокатился “вирус счастья”. В один миг все стали добрыми, спокойными, этичными и невыносимо довольными жизнью. Мир во всем мире, пробки рассосались, Boulevard Depo теперь всех хвалит.
Только шоураннер Гиллиган, загадочно улыбаясь, каждой новой сценой ставит перед зрителем вопрос: а вы уверены, что это счастье, а не лоботомия с доставкой на дом? В этом “счастье” что-то не то. Оно не выбор, не результат борьбы, не следствие принятия себя или терапии — скорее, микробиологический казус.
При загадочных обстоятельствах человечество слилось в единый “облачный мозг” — и гордо назвало это прогрессом. Индивидуальность? Извините, это устаревшее ПО. Люди теперь не спорят, не злятся, не творят — просто лучезарно улыбаются и расчищают руины прошлого (иногда в буквальном смысле — клинеры останавливаются у обочины и грузят в багажник тела тех, кто “перепрошивку” не пережил). Зато картинка красивая, открытка “Рай на земле”.
Это звучит как социальная комедия, но Гиллиган снимает “Pluribus” с той же холодной точностью, с какой когда-то рассказывал о восхождении школьного учителя химии на вершину криминального мира.
В центре сюжета — писательница ром-фэнтези Кэрол Стурка (Рея Сихорн, уже блиставшая у Гиллигана в “Лучше звоните Солу”). Она — та, кого вирус обошел стороной. Она все еще злится, грустит, иронизирует и, представьте себе, чувствует себя живой.
Ей теперь выпала честь спасти человечество… от счастья.
Гиллиган ставит на нас свой любимый капкан: а нужно ли вообще спасать такой мир и таких людей? Зачем пытаться вернуть раскол, зависть и депрессию, если можно оставить вечную улыбку и групповые медитации под единым нейронным облаком?
“Pluribus” — это сериал-загадка. Поначалу он маскируется под историю об инопланетных захватчиках, что-то вроде ремейка “Вторжения похитителей тел”. Но быстро понимаешь, что это еще и высказывание о роли соцсетей в сегодняшнем мире и нейросетей — в мире завтрашнем, это про тоталитаризм, про культ успеха и культуру “будь счастлив или ты неудачник”.
“Pluribus” превращает токсичный позитив в пандемию.
Это не триллер о выживании, а философская притча о природе человека. При этом “Pluribus” остается доступным: здесь есть юмор, сарказм, глубина и даже какая-то скрытая нежность — та, что у Гиллигана всегда проявляется где-то в шрамах героев.
Таких концов света мы еще не видели.
Это не зомби-апокалипсис с кровью, взрывами и беготней. Это апокалипсис с йога-ковриками и всеобщим “на чилле, на расслабоне”. Самый страшный ужас — когда монстры не рычат, а обнимают тебя и шепчут: “Расслабься, бро, все уже идеально”.
Дайте этому сериалу время. “Pluribus” нетороплив, но такой темп нужен, чтобы дать зрителю время подумать. Общие пейзажные кадры длятся дольше привычного, камера внимательно наблюдает за реакциями, и именно в паузах рождается напряжение. В какой-то момент вы одновременно следите за сюжетом и пытаетесь угадать, что же происходит за кадром, как этот мир функционирует и чего нам не показывают.
Такие сериалы нужно смотреть прямо сейчас, не дожидаясь финала, чтобы употребить весь сезон залпом. Тогда вы будете разгадывать его по крупицам, искать фанатские теории в сети, обсуждать с друзьями, и — это самое важное — рано или поздно поставить самому себе вопрос: “А какую бы сторону выбрал я?”.
Гиллиган предлагает не ответ, а спор. Он не занимает сторону. Не говорит: “Свобода воли — это хорошо” или “Мир важнее”. Он показывает аргументы обеих позиций, чтобы зритель выбрал сам.
Представьте: завтра просыпаетесь — и всё. Никаких тревог и глобальных потрясений, никаких “а вдруг” или “почему я”. Только легкость, никаких страхов и дедлайнов. Мечта же? Пишу это и улыбаюсь.



