В поисках первой аудитории: Яндекс Музыка запустила Нитро. Как она работает?
Летом Яндекс Музыка объявила о запуске технологии Нитро, которая призвана помочь неизвестным артистам попасть на глаза аудитории. В конце сентября стало известно о запуске Чарта Нитро, который теперь подсвечивает новые таланты для лейблов, медиа и индустрии. Чтобы понять, как все это устроено, The Flow поговорил с Яной Скотниковой, руководителем продукта для артистов в Яндекс Музыке и BandLink.
— Что вообще такое "проблема холодного старта"?
— Проблема холодного старта состоит в том, что новичку сложно найти первую аудиторию. Это большая индустриальная проблема. Компания Luminate в 2023 году проводила международное исследование рынка и выяснила, что 45 млн треков в музыкальных стримингах так и не нашли своих слушателей. Представь, сотни миллионов часов музыки, которые никто не послушал.
Каждую неделю мы получаем в среднем 55 тысяч новых релизов. 80% из них поступают от артистов, у которых до 5 тысяч слушателей в месяц. Мы для себя определили отметку, какого артиста считаем начинающим — того, у которого еще нет 5 тысяч слушателей.
Технологиям рекомендаций сложно подобрать для начинающего артиста первую аудиторию. Они ничего про него не знают: непонятно, как слушатели реагируют на его музыку, нет накопленного фидбека от аудитории.
Технология Нитро как раз решает эту проблему.
— Как объяснить принцип работы Нитро простым языком?
— Нитро работает как дополнительный механизм к основным рекомендациям Яндекс Музыки, которые мы используем в Моей волне. Но есть существенная разница. Моя волна подбирает треки для слушателя. А в Нитро происходит обратное — мы для трека подбираем релевантную аудиторию.
Сначала мы подбираем для каждого нового релиза первых слушателей. Если они положительно реагируют — ставят лайки, дослушивают до конца, то трек попадает в Нитро. Дальше мы анализируем его звучание с помощью нейросети. То есть слушаем трек своеобразными нейроушами и строим аудиовектор. Далее мы находим слушателей, которым нравится музыка с похожими аудиовекторами, и рекомендуем им этот трек.
— То есть, если алгоритм посчитает, что аудиовектор моего трека похож на аудиовектор трека Анны Асти, то он покажет эту песню ее поклонникам.
— Если на первом этапе Нитро трек получил положительный фидбэк от слушателей, тогда рекомендации готовы предложить его большей аудитории. Соответственно, если этот трек схож с треком Анны Асти, он нравится слушателям, то вероятность, что он порекомендуется аудитории Асти, есть.
И добавлю, что треки из Нитро рекомендуются пользователям только тогда, когда они релевантны вкусам слушателя.
— Есть ли такое, что с жанром "танцевальный поп" Нитро будет работать прекрасно, а с жанром "чикагский дрилл" начнет буксовать?
— Такого нет. Нитро одинаково работает для всех жанров. Мы специально сделали технологию, которая будет отсекать субъективность по жанрам и даст каждому треку равную возможность. Мы находим ему первую аудиторию, и ее размер для всех жанров примерно одинаковый. Поэтому у каждого трека есть возможность пробиться.
Конечно, в Яндекс Музыке популярны танцевальная электроника, поп, рэп, рок, инди-музыка. В Нитро большинство релизов — именно в этих жанрах. Однако в технологии взлетают и треки из нишевых категорий, например, фолк, джаз или блюз.
— Почему понадобилось дополнять хорошо работающую систему рекомендаций еще и таким алгоритмом? Насколько я понимаю, другие стриминги этого не делают.
— Они решают эту задачу тоже, но по-другому — например, через проекты, где большой артист записывает фит с начинающим. А также дают редакционную поддержку и продвижение через плейлисты. У Яндекс Музыки лучшие технологии рекомендаций на рынке, поэтому для нас логично решать проблему холодного старта именно с помощью рекомендаций.
По поводу того, почему понадобилось. Мы, как лидеры рынка, видим свою большую роль в развитии локальной сцены и поддержке начинающих талантливых музыкантов. Появление новых локальных артистов и новых качественных релизов — это большой драйвер музыкального рынка в целом. В результате расти будет вся индустрия.
Для начинающих музыкантов мы разработали Нитро, а для уже состоявшихся — работает Моя волна. И чем больше в индустрии будет новых талантливых артистов, тем больше классной музыки откроют для себя наши слушатели.
— Чтобы попасть в Нитро, нужно отправить заявку. Почему нельзя выкатить эту фичу на треки всех ноунеймов, чтобы они автоматом туда влетали?
— Фича работает для всех начинающих артистов (кто запитчил трек через BandLink), потому что первым этапом подбирает для каждого трека первых слушателей. Но взлет в Нитро возможен, только если трек вызвал положительную реакцию аудитории. То есть попадание в Нитро зависит от качества релиза и того, как его воспримут слушатели.
— Если я заявку отправил, но в Нитро не попал?
— В первую очередь, артистам не стоит расстраиваться. Даже у больших музыкантов не каждый новый релиз — это хит. Мы рекомендуем продолжать выпускать релизы и питчиться. Количество попыток не ограничено.
— Вот я ноунейм, я послал заявку и увидел вдруг под своим треком плашку, что он попал в Нитро. Что можно еще сделать?
— Если рассматривать карьеру артиста как некоторую лестницу, то попадание в Нитро — это первая ступенька. Далее мы рекомендуем не останавливаться. Нужно продолжать выпускать новые релизы, делать это регулярно.
Почему регулярность здесь важна — если исполнитель попадает в Нитро, то рекомендации уже про него знают. И как только он выпустит следующий трек, высока вероятность, что рекомендации подхватят его снова.
Второе — это соцсети. После взлета в Нитро в социальные сети артиста приходит первая значимая аудитория. И если активность артиста там нулевая, то эта аудитория не задерживается. Поэтому мы рекомендуем музыкантам обновлять фотографии, вести свои страницы, делать какой-то классный контент, чтобы зацепить эту аудиторию, чтобы она осталась с ним и потом пришла когда-нибудь на его первый концерт.
И третье — это делиться успехами в Нитро, потому что Нитро — это пруф твоего роста.
Мы запустили Чарт Нитро. Это индустриальный инструмент, который публичит все самые яркие взлёты Нитро. Представители музыкальной индустрии, журналисты, лейблы, скауты лейблов — они могут заходить [в Чарт Нитро] и открывать для себя новые имена. А артист может выгрузить свою карточку с позицией в Чарте и поделиться ей с фанатами.
— Чарт Нитро — это некий следующий шаг?
— Всё верно, нам важно поддержать артистов из Нитро и обращать на них внимание индустрии. Чарт Нитро — это некий лидерборд, который находится в BandLink. Он ранжируется по приросту аудитории в Нитро. Мы анализируем два периода — до релиза артиста и после релиза. Затем смотрим, у кого какой рост. В чарт попадают 20 треков, и могут удерживаться в нем 28 дней.
Более того, артисты из Чарта Нитро уже получают дополнительную поддержку в Яндекс Музыке. Для этого мы запустили плейлист Нитро в Яндекс Музыке, где место исполнителя соответствует его позиции в чарте.
Если артист попал в Нитро, но пока не нашел себя в чарте, он всегда может посмотреть в своем личном кабинете BandLink, насколько близко он к попаданию в топ-20. Допустим, я на 30-м месте, и я понимаю, что мне еще нужно подняться на 10 позиций, чтобы попасть в чарт.
— Нитро официально запустили в середине лета. Кому он уже помог прокачаться за эти месяцы?
— Официально мы объявили о запуске летом. За три месяца в Нитро попали 182 артиста. В среднем количество их слушателей увеличилось в 50 раз.
Есть классный кейс артиста Экслав, его трек возглавлял чарт. До попадания в Нитро у него было 13 слушателей, а к октябрю достигло миллиона. Это за полтора месяца. Еще, конечно же, на успех повлияло то, что его заметила редакция Яндекс Музыки и добавила на обложку плейлиста "Источник".
И недавно у нас случился классный кейс. Артистку BOSKA, которая взлетела в Нитро с треком "Чувствую" еще на этапе тестирования технологии, заметил и подписал большой музыкальный поп-лейбл Gamma Music. До Нитро BOSKA слушали 76 человек в месяц. К маю 2024-го месячная аудитория выросла до 260 тысяч и продолжила расти дальше. Следующий выпущенный трек уже вместе с лейблом закрепил успех Нитро и тоже стал круто стримиться. Все это время BOSKA не прекращает релизную активность.
— Какие дальше шаги для Нитро? Или это уже финал, все достроено и доделано?
— Мы двигаемся в двух направлениях. Первое направление — технологическое. Мы продолжаем совершенствовать нашу технологию и работаем над ней.
А второе — это поддержка этих артистов. Мы стремимся создать для исполнителей карьерный трек, некий путь артиста. От питчинга нового релиза до попадания в наш уже громкий проект "Искра". И Нитро — это стартовая площадка.
Также мы думаем над тем, чтобы создать комьюнити артистов, которые взлетели в Нитро, и делиться с ними инструментами, проводить вебинары, мастер-классы, отвечать на вопросы и всеми способами помогать им в творческом развитии.
— Увидим ли мы, как алгоритмы пишут музыку, которая идеально соответствует рекомендательным алгоритмам, поэтому возглавляет чарты?
— Генеративная (написанная алгоритмом — Прим. The Flow) музыка давно существует, она попадает на площадки, ее становится все больше. Искусственный интеллект в музыкальной индустрии используется довольно давно. Мы не считаем возможным ограничивать развитие технологий, но их использование не должно нарушать авторские права или абьюзить музыкальные стриминги.
Важно отметить, что рекомендательные алгоритмы, в первую очередь, учитывают фидбек аудитории, и чтобы трек взлетел в Моей волне, его должны дослушивать, лайкать и добавлять в Коллекцию. То есть, как слушатель, ты можешь давать рекомендациям сигналы, что тебе нравится, а что — нет, и именно от фидбэка пользователей зависит взлет трека и попадание его в Чарт.
О том, что сервис для артистов BandLink при поддержке Яндекс Музыки запустил Чарт Нитро, объявили в конце сентября на СаундЧеке в Санкт-Петербурге