Тексты
Текст: Андрей Недашковский, Кирилл Бусаренко

“Все, везде и сразу” — о чем фильм и за что столько "Оскаров"

Мало кто мог представить себе, что фильм про руки-сосиски, прыжки по мультивселенной и боевые искусства может стать картиной года. Но мы живем в таком таймлайне!

“Все, везде и сразу” — главный фильм этого “Оскара”. Загибайте пальцы: “Лучший фильм”, “Лучшая актриса”, “Лучшая режиссура”, “Лучший актер второго плана”, “Лучшая актриса второго плана” и “Лучший оригинальный сценарий” и “Лучший монтаж”.

Его снял режиссерский дуэт Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, когда-то снявший для Лил Джона клип “Turn Down For What”. Это их второй фильм — первый назывался “Человек-швейцарский нож”, в котором Пол “Загадочник” Дано весь хронометраж тащил на себе мертвого (и пердящего (не спрашивайте)) Дэниела “Гарри Поттера” Редклиффа. То есть это уже необычные киноделы, еще и снимающие для студии А24 — главного поставщика любопытного инди-кино (“Маяк”, “Солнцестояние”, “Легенда о Зеленом рыцаре”). “Все, везде и сразу” же стал самым кассовым фильмом А24 — собрал более 100 млн долларов по всему миру. В России картина тоже стала хитом, но на это мог сильно повлиять поредевший после 24 февраля выбор в кино.

Об успехе фильма говорит и такой факт — еще до “Оскара” он стал самым титулованным в истории кино, суммарно получив 336 премий от различных киноорганизаций.

И вот что еще нужно про него знать.






"ВСЕ, ВЕЗДЕ И СРАЗУ" — ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ "ОСКАРА"

Это победа хулиганского гик-подхода над академизмом.

Мы уже привыкли видеть в главных номинациях “Оскара” не только серьезные драмы, но и, скажем, марвеловский попкорн-муви. Но сейчас случился прецедент. Члены академии выбрали фантастическую комедию о владелице прачечной, скачущей по мультивселенной, будто Рик и Морти по каналам Межвселенского ТВ. А ведь в списке номинантов были куда более традиционные и в каком-то смысле безопасные картины — трагикомедия “Банши Инишерина”, байопик “Элвис”, актуальный времени “На Западном фронте без перемен” и, как кажется, главная работа на излете карьеры Спилберга “Фабельманы”.

Мы живем в том таймлайне, где лучшим фильмом стала лента, в которой:

— есть сцена, где голый боец с разбега прыгает на баттплаг и с болтающимся зацензуренным инородным предметом между ног вступает в драку

— показывают альтернативную вселенную, где у людей вместо пальцев на руках сосиски

— есть реальность, в которой одним из персонажей управляет Енототатуй (как крыса из мультфильма Pixar, он сидит у повара под колпаком и управляет движениями человека)

— есть и такая вселенная, где герои буквально оборачиваются валунами на краю обрыва, и зрителю в пику жаркого экшна внезапно минуту или две показывают немую статичную сцену с восхитительным пейзажем

— пускают титры посередине фильма.

Стоп, какие баттплаги и мультивселенные? Что вообще происходит?







ДАВАЙТЕ ПО ПОРЯДКУ: СЮЖЕТ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АКТЕРЫ, ЗАБРАВШИЕ НА “ОСКАРЕ” СРАЗУ ТРИ СТАТУЭТКИ

“Все, везде и сразу” — это история о семье китайских иммигрантов, владеющих прачечной в США. Дела идут неважно: кредиты просрочены, с налоговой проблемы, семья тоже на грани развала. Главная героиня Эвелин (Мишель Йео) еще не знает, что ее муж (Хюи Куан) подготовил документы для развода. А ориентацию своей дочки Джой Эвелин всячески скрывает от отца (Джеймс Хун), чтобы это не стало для него ударом.

На бумаге все выглядит как сюжет социальной лоулайф-драмы. Эвелин думает, что ее жизнь — ошибка, что она зря уехала в юности в Штаты и что все в ее жизни могло бы быть по-другому. И правда: дальнейшие прыжки по параллельным вселенным показывают, куда различные выборы могли бы ее привести — и в каждой реальности она стала успешнее той, где Эвелин — просто совладелица замызганной прачечной.

То, что происходит дальше, превращается в актерский бенефис Мишель Йео, которую многие помнят по фильму “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, но вряд ли без труда назовут другие яркие роли. “Все, везде и сразу” исправляет это недоразумение — Мишель раскрывается как комедийная актриса, одинаково убедительно выглядящая и в драматических эпизодах, и в лихо поставленных файт-сценах, все трюки для которых в свои 60 она выполняла самостоятельно.

Любопытный факт: изначально на ее роль планировали Джеки Чана, но позже решили сделать персонажа женщиной.

Еще одной кастинг-удачей стало приглашение Джейми Ли Кертис на роль местной антагонистки, налогового инспектора Дейдре. Актриса много лет считалась звездой жанрового кино — снималась в хоррорах, носила немного унизительную регалию “королевы крика”. Поначалу ее героиня в фильме кажется непрошибаемой “сотрудницей жека” — ее не интересует ситуация человека, сидящего напротив, все должно быть по протоколу. Но когда, казалось бы, уже ясно, чего от нее ждать и что к ней чувствовать, авторы кино заставляют зрителя проникнуться симпатией к этому на самом деле глубоко несчастному человеку.








НО ГЛАВНАЯ ЗВЕЗДА ФИЛЬМА — АКТЕР КЕ ХЮИ КУАН

Ке Хюи Куану чуть больше 50 — он родился в Сайгоне, но из-за войны еще младенцем эмигрировал с семьей в Америку. Массовый зритель может помнить его по второму “Индиане Джонсу”, где он сыграл ребенка-помощника главного героя. А еще по… да и толком все. После заметной роли его актерская карьера не задалась — много лет он работал координатором трюков (например, для “Людей Икс”). Вернуться к актерской мечте его заставил успех фильма “Безумно богатые азиаты” и возросшее количество азиатских артистов в голливудском кино.

Во время получения наград актер признавался — много лет он думал, что второго шанса у него не будет. А получая “Оскар”, начал речь со слов: “Моей маме 84 года, она смотрит церемонию по телевизору. Мама, я получил “Оскар”!”





История Ке Хюи Куана напоминает историю еще одного триумфатора “Оскара” — Брендана Фрейзера. Тот сыграл в драме Аронофски “Кит” свою самую большую (и в прямом смысле тоже) роль, а до этого много лет пребывал в забытье, будучи когда-то голливудской звездой и кумиром детей 90-х. И что красиво — есть видео, где актеры вспоминают, как снимались в старой комедии “Замороженный калифорниец”, и произносят: “Мы все еще здесь”.

“Камбэк Фрейзера — это история, которую мы все ждали. А этот камбэк — история, о которой мы даже не подозревали, что она нам так нужна”, — удачно формулируют в комментариях ютуба.




ВЕРНЕМСЯ К ФИЛЬМУ. ЧТО ТАМ ТВОРИТСЯ!

Описать “Все, везде и сразу” проще всего через формулу “Матрица” встречает “Рика и Морти”.

Будто Нео, которому в реальности загружали знания о восточных единоборствах, чтобы он применял их в виртуальности, герои прыгают по различным вселенным, чтобы обучиться скиллам — например, чтобы Эвелин смогла раскидать десяток охранников, ей нужно прыгнуть в ту реальность, где она звезда боевиков.

Обставлены такие прыжки тоже весьма оригинально: героям надо совершить “статистически невероятное действие”. Например, съесть помаду для губ, поменять правый и левый кроссовок на ногах местами или, да, присесть на баттплаг.

Отдельно про победу фильма в номинации “Лучший монтаж”. Название фильма неплохо передает эффект при просмотре, когда зрителю чуть ли не одновременно показывают события, происходящие параллельно в нескольких версиях реальности. Похожую изобретательность можно встретить, скажем, в “Скотт Пилигрим против всех” Эдгара Райта. При этом режиссерам “Все, везде и сразу” удается сохранить баланс, чтобы фильм от таких скачков не страдал. Здесь за пять минут могут показать пять разных вселенных — и это будет выглядеть логичным, необходимым решением для истории.

После последних “Мстителей” Marvel гордо объявила, что теперь в ее фильмах по полной раскроется тема мультивселенных, но “Все, везде и сразу” смотрится свежее и смелее всего супергеройского кино. Да и вообще — кажется, что кино так попросту не снимают. Так рисуют мультфильмы, где каждые пять минут происходит что-то удивительное.






А ЕЩЕ ЭТО ТРОГАТЕЛЬНОЕ КИНО

Тут будет уместно процитировать комика Дениса Чужого: “Обычно в фильме должен быть всего один фантастический концепт. Но во “Все, везде и сразу” и мультивселенные, и родители принимают детей”.

“Все, везде и сразу” — прежде всего, фильм о ценности семьи. Прыжки по мультивселенным, зрелищные драки, хруст материи реальности и превращение в камень — все это в итоге оборачивается маленькими ступеньками, которые мать преодолевает, чтобы лучше понять свою дочь. И увидеть ценность в том, в чем она, из-за быта и бесконечной рутины, разучилась ее замечать.

Кажется, фильмы, которые настолько изобретательно доносят такие простые мысли, заслуживают всех наград.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку