“Искусство имеет право быть тупым”. Интервью с TheNeedleDrop, главным музыкальным критиком на YouTube
Энтони Фантано — лицо и ведущий YouTube-канала TheNeedleDrop, выпускающего рецензии на музыкальные альбомы самых разных жанров, от звезд хип-хопа до электронного андеграунда. То, что начиналось как небольшой подкаст американского студента, в итоге превратилось в один из самых успешных околомузыкальных каналов на YouTube. Сейчас мнение Фантано значит не меньше, если не больше, чем рецензия на Pitchfork. Его рецензию на "To Pimp a Butterfly" посмотрели больше двух с половиной миллионов раз, а недавний разгром "Revival" уже перевалил за миллион просмотров.
Фантано называет себя "самым занятым музыкальным задротом интернета" — и это не преувеличение. Новые видео выходят практически каждый день, а если рецензия на главный альбом недели вдруг не вышла через пару дней после релиза, комментарии и реплаи в твиттере тут же заваливаются комментариями в духе: "Лысый, где ревью?"
Мы поговорили об успехе его канала, музыкальной критике и её будущем, а заодно показали TheNeedleDrop три русских клипа. Спойлер: ему понравилось.
— Как проходит твой обычный день?
Главное — вовремя проснуться. Потому что иногда могу спать допоздна, потому что работаю до глубокой ночи. А так, постоянно слушаю альбомы и пытаюсь распланировать календарь на пару недель вперёд, исходя из интересов публики и моих собственных. Иногда релизы выходят неожиданно, поэтому приходится на ходу всё корректировать. Но вообще, я живу достаточно скучно.
— Сколько раз нужно прослушать альбом перед тем, как сделать ревью?
От 4 до 6 на протяжении нескольких дней. Я даю себе время отдохнуть от альбома и немного подумать о нём.
— Ты обращаешь внимание на другие рецензии, прежде чем сделать свой ролик?
Скорее на мнение фанатов. Всегда полезно знать, как они восприняли альбом. Иногда определённая фанбаза принимает новый релиз любимого артиста в штыки, а мне он наоборот нравится. Но я стараюсь избегать профессиональных рецензий.
— А сценарии к своим роликам пишешь?
Это скорее смесь из сценария и каких-то опорных пунктов, которые я обязательно должен упомянуть. На съёмку одного ролика уходит в среднем полчаса.
— До того, как запустить канал на YouTube, ты вёл одноимённый подкаст. Почему ты решил перейти к видео?
Подкаст перестал развиваться и просто решил поэкспериментировать на YouTube. Посмотреть, могу ли я найти там новую аудиторию. В полноценную работу канал превратился в 2012 году.
— Сколько денег в среднем приносит один ролик?
Сложно сказать: видео на 50 тысяч просмотров и видео с миллионом — это две абсолютно разные суммы. Но я не могу вслух говорить о том, сколько получаю с канала.
— Ты сталкивался с негативной реакцией артистов?
Как-то Riff Raff резко отреагировал на мою рецензию в твиттере. Такое случается время от времени, но вообще — это редкость.
— До этого в разговоре ты использовал фразу “профессиональные рецензии”. А себя ты считаешь профессиональным критиком?
Технически, я зарабатываю этим на жизнь. Так что да.
— Ты сталкивался с неприятием среди музыкальных критиков, которые отказывались всерьёз воспринимать мнение человека с YouTube?
Да, но это естественный процесс, когда ты находишь в конкурентной среде и добиваешься в ней успеха. Всегда будут появляться люди, которые не любят тебя за это.
— Музыкальная критика сегодня важна так же, как и 10 лет назад?
Да, но её роль изменилась. 10 лет назад музыкальная критика выступала в роли куратора. По сути, она служила входом в музыкальную индустрию. Человек видел рецензию — и после этого шёл слушать альбом. Сейчас люди узнают о новых релизах через социальные сети, пока критики и слова не успели сказать.
Главное изменение произошло не с критикой, а с музыкой — сейчас выходит намного больше релизов, которые можно обозревать и обсуждать. Сейчас и я — один из самых заметных критиков — не успеваю обозревать все интересные релизы. И это открывает дорогу для новых критиков. Сейчас существует возможность начать обозревать жанры, о которых не говорит вообще никто.
Цель критики сегодня — помочь людям ориентироваться в бесконечном океане музыки.
— Ты сам изучал журналистику в университете. Важно ли образование для молодых критиков сегодня?
Полезно иметь журналистский бэкграунд. Но лучше изучать обычную журналистику, а не фокусироваться на музыкальной — некоторые университеты в Америке сейчас предлагают курс именно музыкальной журналистики. И на мой взгляд это пустая трата времени и кучи денег. Куда полезнее изучить законы и этику журналистики. Мне кажется, многим молодым авторам не хватает как раз этого.
Если у тебя вдруг не сложится карьера в музжуре, всегда можно переключиться на другую сферу. Это достаточно жёсткая сфера: много конкуренции, не всегда много денег, много фриланса. В случае Америки у тебя далеко не всегда будет медицинская страховка — а это важно.
Лучший способ изучить журналистику — заниматься ей. Если человек хочет стать компетентным критиком, он должен много практиковаться. Отберите 100 альбомов, прослушайте их и сделайте рецензию на каждый. К сотому тексту вы точно будете писать лучше, чем было на первых порах. Главное — опыт.
— Какими рецензиями ты гордишься?
Недавнее видео про альбом Eminem “Revival”. Мне нравится рецензия на “DAMN”, хотя у многих зрителей остались к ней вопросы. Я никогда не публикую рецензию, пока она не будет казаться качественной лично мне.
— Существуют ли альбомы, которым ты хотел бы изменить оценку?
Не думаю. У меня выходило видео про альбомы, мнение о которых я изменил. Само собой, со временем определённые релизы начинают нравиться больше, другие — меньше. Это логично, потому что мнение не может быть статичным, оно меняется вместе с тобой.
Возможно, когда мне будет 80, я уже не буду считать музыку Death Grips такой крутой. Но это не будет означать, что они не делали потрясающие альбомы или не двигали музыку вперёд. Это будет означать, что мне 80 лет и мои вкусы поменялись.
— Есть ли артисты, которым ты помог стать известнее?
Наверняка. В этом же смысл. Всегда здорово обозревать очень популярные альбомы. Например, релиз Beyonce “Lemonade”. Я сделал рецензию, она принесла мне много трафика, плюс альбом понравился и мне самому. Но куда ценнее чувство, когда ты открываешь своей аудитории нового артиста. И периодически я стараюсь фокусироваться именно на этом. Я бы хотел днями зависать на Soundcloud и находить там неочевидным артистов, но у меня нет такой возможности. К тому же, мне и самому интересно, как будут звучать следующие альбомы Kendrick Lamar и Drake.
— В чём главная ошибка молодых критиков?
Многие молодые ютуберы думают, что смогут набрать аудиторию, если будут положительно отзываться о главном альбоме дня. Но это так не работает. Если ты хочешь доказать всем, что хорошо обозреваешь альбомы, то нужно уметь привлечь людей к артистам, о которых они никогда не слышали.
— Есть ли жанры, которые тебе не нравятся?
Да, конечно. Мне кажется, что сегодняшний прогметал перепродюсирован, поэтому я не обозреваю релизы этого жанра. Его фанаты не могут ничего вынести из моей критики, потому что я ругаю альбомы за то, что им нравится.
— Про тебя создают кучу мемов. Твой любимый?
Когда меня фотошопят на обложки известных альбомов. Иногда получается очень смешно.
— Как музыкальная критика будет выглядеть через пять лет?
Не думаю, что она сильно изменится. Видео станут ещё более востребованы, но текстовая журналистика никуда не денется. Существуют вещи, которые удобнее освещать в текстовом формате. Цепкий заголовок или короткая статья на злободневную тему — это важно.
Мне бы хотелось, чтобы люди брали журналистику в свои руки. Сейчас для этого существует много возможностей. Когда я только начинал этим заниматься, на волне был блогинг. Но к сожалению, сейчас это изменилось.
Twitch, Instagram, Snapchat — все эти платформы дают возможность быть креативными и переносить музыкальную критику туда. YouTube — это здорово, но сейчас это очень насыщенная платформа. Когда я только начинал, музыкальная критика в видеоформате была чем-то новым и необычным. И это одна из причин моего успеха.
— Ты следишь за большими медиа? Pitchfork, Complex и так далее?
Если честно, нет. Раньше я внимательно следил за музыкальными блогерами и читал все их тексты, у них был отличный вкус. Но блогинг-модель сдулась и многие эти люди больше не пишут, потому что это не приносит им денег. Я был бы рад увидеть камбэк фанатских блогов. Это всегда самые интересные мнения. Потому что люди готовы делиться ими даже бесплатно. Но это не значит, что я выступаю против профессиональной критики.
Сегодня выходит очень много музыки — и никто не может обозревать вообще всё. Даже я.
Бонус: реакция TheNeedleDrop на три клипа русских рэперов.
— ATL “Пчёлки”
Ничего не могу сказать про видео, потому что я не режиссёр. Но клип интригует. В самой песне я слышу влияние современной электронной музыки и нотки трэпа. Это очень мрачная песня, что очень свойственно современному рэпу. Очень холодный трек, отдаёт чем-то европейским. Такой минимализм.
— FACE “Я роняю запад”
Я видел этого чувака! Американский ютубер, который записывает ролики-реакции, обозревал его. Видео называлось “Русский Lil Pump”. Ну и да, он очень дикий, сложно воспринимать его всерьёз. Но я не думаю, что ему самому бы этого хотелось, он выбрал образ клоуна. Думаю, это осознанная тактика. Он наверняка думает, как добиться такого эффекта. Просто троллит всех. И на поверхности это выглядит мерзко — как и должно быть с троллингом. Думаю, сам он максимально серьёзно относится к тому, что делает. Мне кажется, он очень смешной. И стилистически делает примерно то же, чего можно ожидать от Lil Pump.
Проблема многих людей в том, что они хотят, чтобы музыка всегда была глубокой и многозначительной. Но искусство тоже имеет право быть нигилистическим и тупым.
— Скриптонит “Притон”
Пусть я и не понял текст, но песня всё равно кажется депрессивной и прибивающей тебя. Очень мощная драматичная музыка. Понимаю, почему это нравится людям. Всегда интересно услышать, какую эмоцию передаёт песня, несмотря на языковой барьер. Очень крутая мелодия, она заедает в голове.