Тексты
Текст: Владимир Аладьин

Фильм "Вечеринка" — маленькое околоновогоднее чудо

Если вы не знали, что смотреть в праздники, у нас есть идея.

Маленькое околоновогоднее чудо, почти обязательное к просмотру перед праздниками. В случае пьяных эксцессов в процессе отмечания просто вспомните "Вечеринку" — и продолжайте ссоры, как аристократы.

В честь назначения главной героини министром здравоохранения та собирает на небольшую домашнюю посиделку друзей и коллег. Её муж весь день почти по-альцгеймеровски отстранён, а когда собираются гости, вываливает пару новостей, которые доводят всех окружающих до истерики. Вся история разыграна семью актёрами (от отличных до выдающихся) в монохроме, в пределах одной квартиры и часа с небольшим хронометража.

Это замечательная лента для соскучившихся по диалоговому кино. Персонажи, хоть все и принадлежат к верхним слоям элиты, разнесены в политических, мировоззренческих и общечеловеческих вопросах насколько это только возможно. Тут пара лесбиянок, уже почти договорившихся о том, что не все мужчины — насильники. Подруга хозяйки дома, которая от всего и от каждого ожидает только худшего во имя реализма и критического мышления. Её спутник, напрочь уверовавший в оккультности, и которого она оскорбляет стабильно раз в минуту. Потея и нервничая в любой непонятной ситуации запирается в уборной с коксом молодой (на фоне окружающих) финансист.

Из-за полной несхожести героев их споры, колкости и издевательства над ближними, скрашенные аристократизмами, приятны и органичны даже до момента, когда всё полетит под откос. Если бытовую ссору в условном российском кино смотреть стыдно и противно, то от "Вечеринки" хочется сиквелов, спин-оффов и отдельной кинематографической вселенной.





И поскольку формат фильма замкнут почти до проявлений клаустрофобии (финансист с кокаином ощущает это ярче прочих), он идеален для манифестаций или вываливания накопившихся у автора идей. К счастью, эти мысли по большей части саркастичны. Автор словами интеллектуалов подтрунивает над другими интеллектуалами, приверженцы одних концепций разносят учения прочих. Теоретики народного счастья увлечены построением механизмов всеобщего блага и дабатированием вокруг них, в то время как эти умственные конструкции не работают даже на их ближайшем окружении.

А потом происходящее оборачивается всеобщей истерией. И становится ясно, что есть ложь, наглая ложь и нормы приличия. Что все мы — вне зависимости от статусов и рангов — рабы биологии и культурного контекста. Что эмоции иногда работают как подушка безопасности. Не в смысле спасения жизни — они сперва резко застилают мир, а затем плавно оседают, пока тот не откроется заново — с уже откорректированным вводными пребывания в нём. И сколько бы интеллектуальных сил ни положила цивилизация на оттачивание этикета, нужно не более пары минут, чтобы откатиться до уровня племён, культура которых основывается на "заскорузлых обычаях, воловьем пищеварительном тракте и грязном вероломстве".

И всё это, возможно, не самые сложные идеи, но прекрасно снятые и отлично отыгранные. И, если антропологи будущего будут изучать культуру ссор и припадков ярости старта 21-го века, то лучше бы они наткнулись на "Вечеринку", а не на усреднённый российский фильм. Может, экстремальные моменты и стирают разницу между умными и несимпатичными, но хотя бы о режиссуре нашего времени исследователи останутся весьма высокого мнения.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"