Тексты
Текст: Андрей Никитин

Русские ничего не знают о расизме: доказал Талиб Квели

Разбираем, почему не стоило спорить с Талибом Квели. Или хотя бы лучше подготовиться.

Почему я никогда не стану объяснять афроамериканцу про расизм

Потому что велик риск а) сказать глупость, б) сказать обидную глупость, в) сказать глупость настолько вопиющую, что собеседник расценит ее как проявление того самого расизма.

Потому что я очевидно понимаю в этом меньше. Потому что я никогда не испытывал расизм на себе. Потому что я вообще-то тоже принадлежу к привилегированному большинству.



Рабство давно отменили. Что за белые привилегии?

США существует почти 250 лет. Примерно сто лет афроамериканцы были в этой стране рабами. Потом еще сто лет — гражданами второго сорта.

До 60-х годов XX века расовое неравенство было прямо прописано в законах южных штатов (законы Джима Кроу), а практика линчевания темнокожих (казнь без суда) прекратилась только во время Второй мировой войны.

Если услышав "белые привилегии" вы представляете себе студента МГИМО на "кайенне", то речь о другом. О том, что мир предоставляет немного больше возможностей, удобств и перспектив просто из-за цвета кожи.

Часто это какие-нибудь мелочи.

В американской прессе приводят пример: в супермаркете на более удобной полке всегда стояли шампуни для гладких волос, а не для кучерявых.

Или — в кино главным героем чаще всего был белый.

Казалось бы, несмертельно. Есть заботы и поважнее. Но эти и другие мелочи формируют норму.

А есть и другие проявления белых привилегий. Racial profiling — вот в этом уже точно ничего безобидного. Речь о том, что темнокожих чаще останавливают и обыскивают. Что безоружных черных чаще убивают полицейские, потому что "почувствовали угрозу".

В этом случае привилегия белого состоит в том, что ему нужно что-то сделать, чтобы вызвать подозрения, — а темнокожему достаточно просто быть темнокожим.

Фокус с привилегиями состоит в том, что они неосознанные. Они выдаются при рождении и по умолчанию входят в комплект. Поэтому указав человеку на его белые привилегии, вы можете вызвать резкое неприятие и дискомфорт — см. реакцию на сообщения Талиба.



Какие вообще привилегии у белых русских? Мы сами были в рабстве (крепостное право), а потом выиграли у нацистов войну. А еще мы бедные.

Как сказал Талиб, а попробуйте быть бедными И черными.

Люди слишком буквально поняли слово "привилегии".

Белый не равно богатый, и у всех нас есть проблемы. Речь всего лишь о том, что в заточенном под белого человека мире комфортнее живется не только белому американцу, но и белому русскому.

Россия не Америка, но и здесь можно отыскать понятные примеры. Мы снимаем квартиры в Москве и не переживаем из-за того, что нашим товарищам, которых зовут не Андрей или Николай, а Марат или Тарлан, делать это ощутимо сложнее. А помните, несколько лет назад Gett менял среднеазиатским и кавказским водителям имена на славянские?

А вот доводы про крепостное право и вторую мировую, которые зачем-то стали приводить в дискуссии, нерелевантны теме расового неравенства.



Почему тогда не бывает черного расизма и обратного расизма

Давайте зафиксируем: когда тебя назвали снежком, криво посмотрели и отняли телефон это еще не расизм. Первое и второе это банальное хамство, третье — уличная преступность.

Когда мы говорим о расизме, мы говорим о чем-то совершенно ином — о системе, структурах и процессах, направленных на сохранение и воспроизведение неравенства. И тут нужно обращать внимание не на то, называют ли в этом обществе белых снежками, а на более значимые вопросы. Скажем, раз медианный годовой доход белого домохозяйства ощутимо выше, чем у афроамериканского и латиноамериканского, то проблемка присутствует.

PLC в комментариях к нашей новости вспомнил, как юношей в США он играл на улице в баскет с темнокожим парнем, как вдруг приехала мрачная машина с неприятными типами внутри. Его напарник посоветовал уйти, чтобы не было проблем. PLC привел это как пример черного расизма.

Но расизм проявляется не в том, что Сергея могли побить темнокожие преступники. Если бы это произошло, это был бы неприятный, но всего лишь частный случай, а не система.

Для сравнения, в 30-х годах белые могли линчевать темнокожего за то что он оказал знаки внимания белой девушке и убийцам ничего за это не делали — и в этом система была.

Дейв Шапелл шутит, что если раньше расовое неравенство проявлялось в основном по отношению к афроамериканцам, то сейчас они получили передышку — спасибо мексиканцам и арабам: "Если араб забудет рюкзак в торговом центре, то через 20 минут его уже взрывает робот-сапер — попрощайся со своей курсовой, Фуад!"

Это удачный пример того, как работает белая привилегия — она держится не на зловещем заговоре негодяев-расистов, а на человеческих предрассудках, предубеждениях и зачастую устаревших представлениях о том, что нормально.

Выше я приводил пример про кино. На нем легко объяснять заблуждения об обратном расизме. Вспомните, каким Голливуд был в 90-х, 80-х, 70-х. Американское кино по большей части рассказывало истории белых людей; сценарии писались, а фильмы снимались по большей части белыми людьми. Темнокожий актер играл роли второго плана и эпизоды; на главную роль он претендовал чаще всего в комедиях — но ведь мы не считаем, что афроамериканцам не дано быть драматическими актерами.

Я не склонен видеть в этом расистский заговор — просто Голливуд тоже был построен белым мужчиной. Но поменялись общественные представления и появился общественный запрос на разнообразие и инклюзивность. Но наверняка вы сталкивались вот с таким объяснением этих процессов: "Отъехавшие на почве толерантности американцы придумали квоты, и теперь нельзя снять фильм, если главную роль там не играет черная женщина-лесбиянка с инвалидностью".

Эти слова ок как попытка в черный юмор, но в качестве серьезного заявления они не выдерживают даже минимальной критики. Однако, как раз такое мышление лежит в основе ложной концепции обратного расизма.

Ее сторонники утверждают, что сейчас афроамериканцы "несправедливо" добиваются привилегий, пользуясь статусом меньшинств.

Друзья, несправедливо — это когда ты предмет, который можно купить, продать, подвергнуть насилию. А когда на роль Русалочки берут темнокожую актрису — это не несправедливость. Это так называемое affirmative action, "положительное действие", которое предпринимается, чтобы выправить дисбаланс — нет смысла оспаривать, что существует огромный перекос, а ждать, когда он рассосется, придется еще столетия.

Хотя если верить песням Кендрика Ламара, то сам собой диспаритет не исправится никогда — так уж убедительно рэпер живописует невозможность вырваться из круга бедности и преступности.



Давайте еще раз проговорим, почему Талиб вышел на тропу войны

Я не планировал писать о цирке с постами про "нациста" Тимати. Но мне кажется, что я прекрасно понимаю, отчего Талиб увидел расистов в других своих собеседниках.

Давайте попробуем снова взглянуть на его спор с русскими, но уже с учетом всего написанного выше.

Итак, некто lenwalk77 оставляет ему сообщение (здесь и далее дается в переводе): "Каждый раз, когда ты, ублюдок, используешь слово "белые привилегии", ты звучишь как лицемер! Ты клозетный расист под маской активиста… ублюдок".

Талиб отвечает даже слишком сдержанно: "Только белые расисты отрицают наличие белых привилегий".

В его сообщении не было вопроса "Кстати, что по этому поводу думают подписчики из России?". Ведь человек писал в первую очередь о своем американском опыте. Но I1 упустил прекрасный шанс промолчать (сокращенно): "Человеку из России тяжело все время слышать про белые привилегии".

Еще раз.

Талиб: "Только белые расисты отрицают наличие белых привилегий"
Никто: …
I1: приходит отрицать белые привилегии

Дальше закипает дискуссия, из которой мне кажется, что I1, видимо, понимает привилегии как что-то из мира британских лордов — не расист же он в самом деле. Иначе сложно разобраться, при чем вообще его аргументы про притеснения от власти, пострадавших за культуру русских фанатов рэпа и крепостное право. Талиб называет оппонента тупицей, но разжевывает: "Черных и других не белых часто притесняют и убивают просто потому, что они не белые. Вот что такое привилегии".

Дальше ситуация выходит из-под контроля.

Нет смысла разбирать последовавший срач с привлечением двачеров, фотошопа и архивных фото. Хотя любопытно было найти ответ, зачем популярные русские рэперы сами наделали фотографии с зигами; в США такие снимки, как у Гуфа могли бы причинить много проблем.

Но не потому что судья посадит по 282, а потому что общество осудит, слушатели отвернутся, рекламодатели не захотят иметь дело, активисты призовут к бойкоту, продажи билетов упадут, на фестивали не позовут, концертные промоутеры не захотят связываться. Но это тема для другого большого разговора — почему у нас такие вопросы решает государство, а не общество. Почему когда феминистка вчитывается в текст ЛСП, то ее начинает ненавидеть половина интернета, а когда госчиновник предписывает VK удалить из доступа песню ЛСП "про суецыд", то мы это послушно съедаем.



Талиба все теперь считают умалишенным? Он же всерьез обвинил Тимати в нацизме

Коллега Максим Саблин напоминает, что это не первый такой перформанс Талиба: он уже вступал в войну с твиттером, когда называл расистскими ролики PewDiePie и аниме. И тоже многократно и упорно ретвитил самые нелепые реплаи.

Квели не пытался что-то доказать словами — наоборот, он в первый же день сказал, что не будет давать бесплатных лекций. Вместо этого он отразил направленную против него агрессию в публичное поле, на три дня став самым обсуждаемым человеком в рунете.

Его имя появились в заголовках даже в непрофильных медиа (раз, два, три, четыре, пять), оно же вместе с тегом #russianrapisracist вышло в топ твиттера. К тому же мы сказали несколько слов о его музыке.

Что до русского рэпа, то мы были показаны нейтральному зрителю, как персонажи с зигами и свастиками.



Выводы

Ничего хорошего в расизме нет.

Белые привилегии реальны, вне зависимости от того, погиб ли у вас дед на войне. Кстати, их наличие не обязывает вас испытывать вину, ходить с кислым лицом и просить прощения у Талиба. Ну привилегии и привилегии.

Расовое неравенство существует, а обратный расизм придумали правые, чтобы манипулировать.

Про черный расизм поговорим, когда в НБА будут играть одни белые, а владеть командами — только афроамериканцы; когда белые перестанут апроприировать афроамериканскую музыку, а родят что-то свое, — но подписывать их на лейблы будут только темнокожие; когда афроамериканцев в списке Forbes будет больше, чем в тюрьмах.




Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку