Как Стольный Град стал самой популярной рэп-группой Украины
Подъём, который последние два года переживает украинская сцена проще всего объяснить на примере украинских же фестивалей. Если раньше локального зрителя удавалось заманить на мероприятия такого рода лишь иностранными именами в лайнапе, то по состоянию на 2016 год хедлайнерами больших площадок являются именно местные артисты.
И дело не только во внешнеэкономических факторах, хотя и без них никуда: количество гастролей зарубежных звёзд, если сравнить с цифрами 2012 года, уменьшилось на порядок. Просто страна изменилась и пребывает в поиске нового курса — не только политического. Возник запрос на музыкальный контент, отражающий и осмысливающий происходящее здесь и сейчас.
В Украине появляются свои рок-герои, новые фолк-звезды, большие имена на электронной сцене. Но в сегменте рэпа, музыки, которая, казалось бы, должна наиболее чутко реагировать на сотрясения внутри страны, по-прежнему наблюдалась стагнация. По состоянию на 2016 год здесь есть лишь одна рэп-формация, которой удалось — о ней и разговор.
По аналогии с популярным российским рэп-фронтом, творческое объединение Стольный Град — это YungUkraine. Отряд сольных исполнителей, который собрался вокруг артиста Александра Ярмака, прославившегося вирусными хитами “Пидарасия” и “Сердце пацана” (вот беспристрастная статистика: на официальном YouTube-канале у первого свыше 10 миллионов просмотров, у второго — 16 миллионов). Группа сформировалась 15 ноября 2013 года и постепенно стала обрастать артистами, которых Александр, по его собственным словам, отбирал не только исходя из творческих, но и человеческих качеств. В последующие годы костяк команды состоял из следующих артистов, чьи имена, за исключением первого в списке, широкой публике были абсолютно неизвестны: Ярмак (г. Борисполь), Фир (г. Киев), Михалыч (г. Шостка), Tof (г. Житомир) и Marty (г. Орск, Россия).
Познакомились все при достаточно прозаичных обстоятельствах. Согласно тексту песни “Неспроста”, будущий аффилиат лейбла Евгений “Marty” Корзун просто подошёл к Ярмаку в метро и вручил тому флаер с приглашением на андеграунд рэп-вечеринку. “На сцене водка, какие-то стрёмные тётки, — читает в этой песне Ярмак. — Школьник в колготках читает про третью ходку. Я понял, это не моё, все кричат “Эй йоу!” Выходит Фир и говорит: “Щас раздадим хуёв!” Под входом чалятся разбитые старые тазики — вот это тупо андеграунд, вот это классика. И тут слово за слово, респекты за респектом. Вроде нормальные ребята, вроде светлый вектор”.
ФИР, ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"Как в этой песне поётся, так всё и происходило. В те дни я записывал первые песни в гаражной студии. Наша банда называлась Check Mate, а будущие участники Стольного Града Михалыч и Marty состояли в объединении Made in UA. Пацаны действительно встретили Саню в метро — тогда он ещё на нём ездил — и пригласили на первый большой концерт Made in UA в клубе "Тема".
Ярмак на тот момент был уже видным артистом с первыми хитами. Поначалу возникли сомнения, получится ли у нас делать что-то вместе. Но вскоре оказалось, что у нас невероятно много общего. Ещё до знакомства мы пришли к цели вывести украинский рэп на достойный уровень. Но создать большую империю одному практически невозможно.
У Сани на то время была небольшая студия в одной из аудиторий Национального авиауниверситета. Как сейчас помню, кабинет номер 106. Поначалу репетировали на студии, просто стоя друг напротив друга. Сейчас в нашем распоряжении пара репетиционных баз, где перед каждым концертом мы всей бандой шлифуем программу. Если я не ошибаюсь, уже спустя полгода мы были готовы захватить планету и обсуждали название будущего творческого объединения.
Все мы — пацаны, которые в детстве носили широкие штаны, слушали рэп на первых кассетах и хотели научиться крутить “гелик”. Знаешь, в таких компаниях часто бывает, что кто-то не вписывается в коллектив, либо попросту не сходится характером. Возможно, в этом и есть сила Стольного Града: в коллективе, состоящем более, чем из 20 человек, нет каких-либо неприятных тёрок. Мы обращаемся друг к другу “братка” — и это не просто общепринятое слово. Мы стали семьей".
Весной 2014 года Стольный Град выпускает дебютный альбом “Город свободы”. “Рэп без грязи, который пробуждает, а не угнетает” — так характеризовал творческий вектор команды Ярмак. В отличие от музыки других украинских рэп-звезд, тут сразу был заметен акцент на работу с локальной аудиторией. Такого рода месседж транслировался и через выбранную дату первого концерта Стольного Града, приуроченного ко дню Киева, и через логотип формации, на котором изображены купола Киево-Печерской Лавры, стелла на Майдане, а в центре экспозиции — монумент Родина-Мать. Это была музыка украинцев и для украинцев. И читали они не о каком-то абстрактном гетто — или о чём там рэперы обычно читают — а о своём городе, связь с которым очертили уже самим названием и которому посвятили чуть ли не десяток песен. Но всему этому предшествовала волнующая и тяжёлая для Украины пора.
В страну пришла революция. В октябре 2013 года происходит малочисленная студенческая демонстрация, отстаивающая курс на интеграцию Украины с ЕС. В ночь на 30 ноября её разгоняют силами спецподразделения МВД “Беркут”. Что было дальше помнят все: десятки тысяч демонстрантов в одном лишь Киеве, требующих отставки президента, столкновения с подконтрольными президенту войсками, первые жертвы на улице Грушевского.
В начале февраля 2014 года, — за несколько недель до трагических событий на Евромайдане, унесших жизни сотен людей, — участники Стольного Града Ярмак и Tof выпускают песню “22”, в тексте которой об Украине говорилось как о красивой и замученной девушке, не преклоняющей колени ни перед кем. Её выход стал для Ярмака моментом поворотным.
В то время выпускать песню подобного содержания было и творческим, и гражданским риском. Во-первых, активистов Майдана похищали, избивали и чего похуже — а в случае Ярмака одной лишь песней участие в событиях не ограничивалось. Его можно было увидеть в лагере сторонников Евроинтеграции, он выступал на уличной сцене в центре Киева.
Во-вторых, в столь неспокойную пору большинство артистов попросту не рисковали открыто выступать в поддержку какой-либо из противоборствующих сторон. “Мы все были потрясены, — вспоминал те дни продюсер группы Бумбокс, Алексей Согомонов, в интервью The Flow. — Я со многими музыкантами общался тогда, люди разговаривать нормально не могли, не то чтобы писать песни”.
Выход “22” — песни с таким посылом и таким клипом, собранным из видеохроники событий Революции Достоинства, — многими был воспринят неоднозначно. За Александром всё же тянулся шлейф авторства легкомысленных хитов, умело таргетированных на массового слушателя. Но невозможно было отрицать вот что: в момент глубоких потрясений он оказался единственным артистом (не “рэп”, а вообще!), написавшим песню о том, что всем было необходимо услышать. Есть мнение, что именно действия в подобных обстоятельствах и показывают, кто тут большой артист, а кто так — попить зашёл.
После творческого прорыва не могло не последовать большого концертного турне. Ярмак, стратегически воспользовавшись повышенным интересом к своему творчеству, подтягивает и соратников по Стольному Граду. Лучше всего о росте популярности его рэп-войск в последующие годы скажут цифры. Если на момент выхода первого коллективного альбома группа собирала на своих концертах в Киеве около тысячи людей, то к концу 2015-го ей поддался клуб-пятитысячник “Stereo Plaza” — площадка, на которой выступает, например, Баста. Другой показательный момент: ни в 2015 году, ни в 2016-м (ни в 2014-м, ни в 2013-м — список можно продолжать) никакой другой украинский рэп-артист и замахнуться не смел на зал такой вместимости. Стольный Град действительно стал рэп-группой номер один в стране.
В 2015 году коллектив пополняется видным украинским эмси Назарием “Гигой” Герасимчуком, который российскому слушателю знаком по фитам с Бастой, Хамилём, Рем Диггой и много кем ещё. С точки зрения спортивного рекрутинга это был безупречный трансфер: Гига, при своем багаже клубных выступлений, является одним из лучших рэп-перформеров страны, что, впрочем, не спасало его музыкальную карьеру от длительной пробуксовки. Таким составом был записан второй альбом Стольного, получивший название “Пока районы не спят”.
ГИГА, ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"В октябре 2015 года мне позвонил Валик — один из “старшаков”, как я его называю, нашего объединения — и предложил встретиться на студии Стольного Града. Присутствовали Валик, Ярмак и я. В декабре у группы планировался большой концерт и организаторы искали хорошего ведущего — а заодно и пару песен предложили исполнить. Тогда о приглашении в состав формации и речи не шло. Просто предложили единоразовую работу и я согласился. Во время подготовки к концерту периодически проскакивали намеки на тему “приглашение в семью”, но ничего конкретного. На одном из собраний это предложение таки прозвучало. Главное, это произошло именно тогда, когда должно было: как только я понял, что нашел себя, меня нашел Стольный Град. В таких случаях говорят: “Совпадение? Не думаю”.
Здесь я наконец обрёл ту самую “творческую семью”, которой так не хватало. Стольный Град — это целая команда, которая постоянно работает над одной задачей — развитие индустрии, успех общий и успех каждого отдельного её представителя. Что я уже получил как сольный артист? Мы прокатились и продолжаем ездить с туром по многим городам Украины, сняли 5 клипов на песни с последнего альбома Стольного, среди них уже есть парочка миллионников. 3 клипа попали в телик. Мы выступали в главном офисе Вконтакте в Украине, трансляцию смотрело 208 тысяч зрителей. Осенью я снова буду в телике, выступать в нескольких популярных в стране ТВ-шоу. И это далеко не всё… Я снова жив, я вернулся.
Самое большое заблуждение о Стольном Граде — что мы какие-то националисты жесткие. Как только стало известно, что я присоединился к группе, очень многие друзья говорили: ”А нафиг тебе это нужно? Ты и сам можешь!” Не прошло и полугода, и мнение своё они изменили.
У Стольного Града не только в Киеве большая фанбаза. На нашем концерте в Ровно было более 1500 человек, а для такого города — это ого! Мы общаемся со слушателем, устраиваем встречи с фанами и много чего ещё. С того момента, как я попал в Стольный, у меня практически нет свободного времени. Я только сейчас стараюсь выкроить пару свободных дней, чтобы начать снимать сольные клипы.
Чтоб рэп в Украине развивался, нужна поддержка от телеканалов и радиостанций, а у нас рэп — всё ещё неформат. Ярмака, например, знает тут каждая собака. В каждом городе он собирает полные залы, все клипы — миллионники (не возникни проблем с очисткой семпла и перезаливкой клипа на песню “Сердце пацана” на YouTube, она бы уже перешагнула отметку в 30 миллионов просмотров), но на радио не звучит ни одна его песня. Только сейчас мы по чуть-чуть продавливаем ТВ. Почему так? Ведь его сообщество Вконтакте по количеству подписчиков занимает первое место в Украине, обогнав те же Mozgi Потапа. Без накруток, все живые люди, все фанаты. Для развития культуры и популяризации артистов нужны деньги на качественные клипы, биты, запись и сведение, промо, но продюсеры пока готовы вкладывать только в откровенно коммерческие проекты. Многие могут попробовать оспорить мои слова, привести примеры тех, кому удалось пробиться самостоятельно, но это скорее исключение из правил. Еще одна проблема рэпа в Украине — извечная “трушечка”. Сами рэперы уничтожают жанр, считая что классный рэп закончился в двухтысячных. Такие ребята в списке претендентов на звание “Лучший зарубежный рэп-альбом 2016” все ещё ищут Wu-Tang. Когда наши рэперы начнут делать музыку, а не “рэпчик”, тогда и появится надежда. Да и времена в Украине сейчас далеко не самые лучшие.
Возвращаясь к украинскому рэпу. Перестаньте вешать ярлыки, просто слушайте музыку, не разделяя на слова, бит и другие составляющие. Чувствуйте её. Перестаньте верить слухам и чужим мнениям. Не верьте политикам и новостям, независимо от того, в какой стране живете.
Знаешь, что за годы знакомства меня в Ярмаке удивляет больше всего? Что он до сих пор не растерял веру в добро. В то, что люди могут меняться к лучшему. Он слишком светлый, слишком позитивный, слишком верит в человечество. Я так уже не умею".
Группа целиком состоит на самообеспечении, имеется собственная студия в центре Киева, предоставляющая полный спектр аудио- и видеопродакшна. Все биты ей пишет работавший прежде с Кравцем штатный битмейкер TS Prod. Это с его подачи инструменталы на альбоме подверглись существенному лифтингу, помимо почтительного отношения к бумбэп-канонам здесь заметно влияние и “новой школы”: 808-е стрекочут, разжиженные биты свистят, бочка подкидывает пыль на ваших колонках высоко вверх.
Вторая пластинка Стольного Града — это техничный репрезент-рэп молодых людей, которые устали от войны в своей стране и рэпа, концентрирующегося на (само)разрушении. Социополитическая тема здесь не была главенствующей, но во многих треках строчкой-двумя нет-нет да проскакивала, не позволяя забыть, откуда эти люди и в каких условиях они существуют.
Финальной песней пластинки стала “Забери меня” — антивоенная баллада, которую легко можно представить в репертуаре условного Басты. “Забери все пули и гранаты, разбуди мне брата, и дай гитару я спою, стирая медиатор, — читает в ней Ярмак. — И если где-то воевать, то лишь на фестивалях, и если скажут мне стрелять, то только рифмой в зале”.
Подводя итоги 2015 года, представители соцсети Вконтакте скомпилировали список самых популярных артистов Украины. Ярмак в нём оказался дважды — на первом месте сольно и на седьмом уже как часть группы Стольный Град. Больше рэперов в этом списке не было.