Тексты
08 августа 2023
“Аудиоопыт, напоминающий трип”: разбор альбома Трэвиса Скотта "Utopia"
В рубрике "Разбор" редакторы The Flow и приглашенные гости отвечают на главные вопросы о заметном музыкальном релизе и ставят ему свои оценки. Сегодня обсуждаем альбом Трэвиса Скотта "Utopia".
НАПИШИТЕ ОБЗОР НА "UTOPIA" БУДТО ЭТО ТВИТ
Кирилл Бусаренко: Если бы “Утопия” была фильмом, то по аналогии “Барби vs. Оппенгеймер” боролась бы с “Городом астероидов” Уэса Андерсона — тоже своя атмосфера, тоже ворох приглашенных звезд, тоже уникальный авторский почерк.
Карина Бычкова: Альбом, из которого совершенно не понятно, почему он так называется.
Андрей Недашковский: Топовый хай-тек-рэп для стадионов.
ЧТО БЫ ВЫ РАССКАЗАЛИ ОБ АЛЬБОМЕ ДРУГУ, КОТОРЫЙ ВООБЩЕ НЕ СЛЕДИТ ЗА МУЗЫКОЙ
Бусаренко: Такие альбомы (и громкие и сами по себе интригующие) выходят нечасто и слушать их надо в том числе, чтобы пощекотать сенсорную систему — как будто ты пришел в парк развлечений и сел на аттракцион, который совместил в себе все существующие аттракционы.
Бычкова: Заметный американский рэпер выпустил свой первый сольный альбом за пять лет: помнишь как все ждали “Красоту и уродство” Оксимирона (Минюст РФ считает его иноагентом)? Это примерно то же самое для западного мира. Такие релизы здорово объединяют, но ничего новаторского в “Утопии” нет, мы все уже этого где-то слышали — в том числе у Канье.
Недашковский: Альбом-событие, записанный самым успешным учеником Канье и суммирующий последние лет 10 в мейнстрим-рэпе.
Автор “Utopia” — один из самых успешных брендов в индустрии (коллаборировал c McDonald’s, Playstation и Jordan, записал саундтрек для нолановского “Tenet”), но трагедия 2021 года на фесте Astroworld чуть не стоила ему карьеры. После нее он на полтора года минимизировал контакты с окружающим миром, стал невидимкой, перенес выход этого релиза.
“Utopia” интриговала, прокомментирует ли Трэвис Скотт этот инцидент (да, но вскользь), изменится ли его музыка и бренд, строившийся на адском слэме и столкновении людей в мошпитной яме (тоже да, но незначительно). В общем это работа с драматическим контекстом.
ЛЮБИМЫЙ ТРЕК
Бусаренко: “Hyaena”. Вероятно, один из самых простых на альбоме (рэп под бумбэп, вот же неожиданность), но вот альбом начинается, интро берет тебя за грудки и ты в предвкушении, что дальше будет больше.
Бычкова: “Hyaena” — а капелла (это сэмпл из песни 1974 года прогрессив-группы Gentle Giant) сменяется энергичным битом и поэтому цепляет контрастом.
Недашковский: Лучшая форма Скотта — форма демона, который носится по сцене, в глазах — языки пламени, в руках — микрофонная стойка. Но меня моментально вынесла “My Eyes” — песня другого порядка. Печальный интерстеллар-рэп, где важнее не текст, а помехи и шумы, сквозь которые пробивается голос. Будто это послание семье от астронавта, который понимает, что никогда не вернется домой. На середине инструментал меняется (фирменный прием Трэвиса), темп ускоряется, приходит трэповая ударка и трансовые синты — ну очень эпично. Под такую музыку хочется то ли бегать ночью по пустым улицам, то ли драться, то ли сидеть наедине с лицом в ладонях.
Как говорил в свое время Трэвис про альбом “Yeezus”, это рэп из 3000 года.
ЛИШНИЙ ТРЕК
Бусаренко: “K-POP”. Казалось, что может быть проще — позвать на фит The Weeknd и Bad Bunny и хит гарантирован. А вместо восторга вышел лишь зевок.
Если не из самого очевидного — “Parasail”. Янг Лину отвели сказать пару слов, Дейв Шапелл на фите звучит интересно как идея, но здесь он только для того, чтобы проговорить банальности “только вперед, падал и поднимался”.
Бычкова: “K-Pop” — трек с мега-поп-звездами Bad Bunny и The Weeknd почему-то звучит так невыразительно.
Недашковский: “God’s Country”. Все в нем кажется банальным. Могу понять Канье, который выкинул эту песню с альбома “Donda”. И не понимаю Трэвиса, который ее поднял с пола. Скотт на этом альбоме много чего донашивает за Канье. И не скрывает этого, когда говорит на презентации “Утопии” в Риме: “Без Канье Уэста не было бы Трэвиса Скотта”.
САМАЯ ЗАПОМНИВШАЯСЯ СТРОЧКА
Бусаренко: Аутро в “Sirens”, где происходит диалог между Дрейком и девушкой. Еще один мем из серии “Drake is the type of guy…”
— Я думала, мы должны были оказаться в утопии, а это просто твой номер отеля.
— Как по мне, все отлично.
Бычкова: “My dick so hard, pokin' like the Eiffel / I just need the world, I ain't hard to please” — про член, который как Эйфелева башня, читал еще Кендрик в “Backseat Freestyle”, ну и вообще, яркий образ.
Недашковский: “Seen the top ten pen list, I don't even know how they could pin this / Knowing that I'm the human Pinterest”
Сравнить себя с Pinterest, платформой для тех, кто ищет вдохновение и новые творческие идеи, — значит понимать свою силу. Трэвис не новатор, а компилятор, но все свои коллажи, гостей и музыкальные текстуры подбирает виртуозно.
КАКИЕ У АЛЬБОМА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ЗА ЧТО ЕГО ПОЛЮБЯТ
Бусаренко: Во многом это рэп не от ума, а от сердца — и переслушивать его будут как аудиоэкспириенс, напоминающий трип. Будут возвращаться, чтобы потеряться в лабиринте звуков, чтобы вскрыть эмоции под “My Eyes” и “I Know?”, чтобы размять шейные позвонки под “Fe!n”, да и просто потому что “как же он чувствует”.
Бычкова: “Utopia” — это музыкальное полотно, у котором много соавторов, привнесших свои детали: звучки, выкрики, распевы, запитченные детские голоса, автотюновые вставки, смена бита и настроения посреди трека (но это вообще фишка Трэвиса). Стеклышки в этом звуковом калейдоскопе здорово подогнаны друг к другу.
Недашковский: “Utopia” — это аудиопутешествие, как бы пиарщики не опошлили подобные формулировки, описывая ими каждый второй релиз. Это крайне насыщенный по количеству музыкальных решений на единицу времени экспириенс. Вас будут катать, развлекать и удивлять — классными песнями, футуристическим детализированным саундом, фитами, которые было сложно себе представить (Westside Gunn и James Blake на одном треке, huh?).
ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Бусаренко: Главной проблемой “Утопии” кажется ее размах и бесконечный список людей в кредитсах, которых точечно раскидали по хронометражу альбома. Песни из-за этого начинают походить на музейные экспонаты — тебя закидывают деталями (“смотри, вот тут Дейв Шапелл что-то мудрое сказал, здесь на 10 секунд врывается Sampha, а вот эту песню делал продюсер Фрэнка Оушна, поэтому она так отличается”), общая картина становится размытой, наступает переутомление.
А еще слушаешь “Circus Maximum” и “Modern Jam” и не можешь отделаться от мысли “у нас есть Yeezus дома”.
Бычкова: То, что альбом начинается бодро и интересно, но в нем столько всего, что у слушателя рассеивается внимание, и он начинает скучать. Вспоминается строчка Скриптонита “Зрители уснули, позер, повтори им кофе”. Еще не могу избавиться от ощущения, что Трэвис ко второй половине релиза уже сам от него устал.
То, что у альбома нет магистральной линии, идеи, концепции, и он скорее похож на сборник продюсерских достижений.
То, что этот альбом слишком ждали. Знаете термин “оргазмическая ангедония”? Это когда все произошло, но ты ничего не почувствовал. Мне кажется, почти любое поп-культурное событие, которое преподносится как второй Новый год, обречено вызывать такой эффект: ожидания настолько сильны, что мешают оценивать альбом по достоинству и скорее вызывают расстройства. При этом в случае “Utopia” ничего не ждать было невозможно — новости о его промо заполнили все околомузыкальные медиа. Но размышляя о “неоправданных” надеждах, я вспоминаю еще и диалог из фильма “Ширли-мырли”: “По-моему, вы слишком много кушать” — “В каком смысле?” — “В смысле, зажрались!”.
Недашковский: Это не тот альбом, который удивит лирикой (тут рифмуют “Auchan” и “ocean” — уровень!). Дело даже не в шестиэтажных рифмах, а в самом присутствии Скотта на треках, экспрессии, странностях в проявлении себя. Что я имею в виду: можно не знать, о чем песня “I Am A God”, но вы помните, как Канье орал на гарсона, чтобы тот поскорее принес круассан. Скотт научился у Канье многому, — на “Utopia” даже есть треки, которые предназначались для альбома Уэста, — но порой он действительно похож не на сверхновую, а на черную дыру.
ЛУЧШИЙ ФИТ
Бусаренко: Джеймс Блейк со своим ангельским мурлыканьем под синты на финальном “Til Further Notice”. Убрать лишний куплет 21 Savage — была бы совсем сказка.
Бычкова: “Modern Jam” с Teezo Touchdown — вокальный куплет от техасского артиста удачно сменяет речитатив, создавая эффект открытой форточки в душном помещении.
Недашковский: SZA. Если твой куплет начинается на пятой минуте, надо выкинуть что-то экстраординарное, чтобы с трека не захотелось выкинуть тебя. Выход певицы SZA обставлен по-королевски, — с секцией духовых и оркестром, так еще на “Watch The Throne” готовили сцену для партии Beyonce. Ну а под конец куплета я растаял, когда SZA подрезала флоу с давнего хита Дрейка “Marvin’s Room”. Одолжить у бывшего значит присвоить себе.
ДАЙТЕ АЛЬБОМУ ОЦЕНКУ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
Бусаренко: 6,5
Бычкова: 6. Пойдет.
Недашковский: 8,5
Самое популярное за неделю