Тексты
Интервью: Николай Кубрак

"Оксимирон уже не спасет баттлы": Райтраун о скандале на финале Versus, радио и разочарованиях

Большое интервью с главным баттловым ньюйсмейкером последнего полугодия.

Когда Гнойный несколько лет назад решил провозгласить смерть баттл-рэпа, ему хватило для этого одной строки: "Нет никаких новых МС, уже на Версусе баттлит Райтраун". В 2019 Райтраун не просто баттлил на Versus Playoff, но и дошел до финала. Дальнейший текст спойлерит результат баттла и его несколько скандальные обстоятельства, поэтому сначала посмотрите, что там произошло — а потом возвращайтесь к чтению!



Уход с финала, конец карьеры, близкие люди

— Ты стал главной сенсацией Versus Playoff. Но явно давал понять, что не особо хотел участвовать. Почему?

— Мне не очень нужна баттловая аудитория, она откинется уже через полгода. Я баттлы не смотрю уже с третьего Fresh Blood. Ни Кубок МЦ не смотрю, ни Back To Beat, ни 140. Весь Fresh Blood 4 пропустил — только в финале пощёлкал минут пять. То есть, настолько меня за***ла эта вся движуха.


— А как тебя убедили туда идти, если ты не хотел?

— От Ресторатора почти в один день поступило сообщение вести "Стол" и участвовать в сезоне. Я сказал "Окей", но через час передумал. Но съезжать не стал, просто написал Рестору: "Я же сейчас выйду, в первом же баттле обосрусь и меня никто не будет воспринимать как ведущего "Стола". Он говорит: "Да ладно, забей — в первом раунде вылетишь. Ты чо, до финала собирался дойти?" Я потом ему этот скрин кидал и мы смеялись.


— Расскажи о ситуации с Майти. Правда, что ты поделил бабки и не хотел идти в четвертьфинал?

— У меня в конце раунда была строчка "Тебе баттлы нужнее, поэтому я уступлю тебе место". Но я до нее не дочитал, потому что забыл текст. На видео слышно, как я потом сказал Рестору, что хочу сделать объявление. Он ответил: "Нет".

А бабки, да, поделил: двадцатку взял себя, десятку дал Майти. Я явно не победил в этом баттле, поэтому хотел хотя бы бабками поделиться, хотя до этого вообще никогда с Майти не общался. А что было потом, все видели.




У меня, на самом деле, много вопросов ко многим людям на протяжении сезона накопилось. Некоторые люди начали откровенно сходить с ума и становиться п***расами. Баттловая движуха в своём большинстве — это клоака, в которой находиться не хочется. Обрати внимание: все люди, которые нашли себе даже незначительно увлечение — от треков до видеоблогинга — уже в эти баттлы просто не суются.


— Конкретизируй: какие люди и что именно делали.

— Думаю, все понимают. Например, те люди, которые на протяжении всего времени сливали информацию — ходили и п***ели всем вещи, о которых не стоит п***еть. А потом докручивали их и доводили до удобной себе ситуации.


— Понятно, что ты про Парагрина. Расскажи, в какой момент финала ты придумал этот флип и принял решение уйти?

— Palmdropov сам мне предложил не читать о личном. Я сказал: "Окей". Как только началась эта тема (текст о девушке Райтрауна — Прим. The Flow), я сразу понял, что не буду больше в этом участвовать — п***й, финал или не финал. Надо меру тоже знать.

Он много договорённостей не сохранил, которые сам же и предложил. Он предлагал поделить бабки 70 на 30. А когда я перед баттлом ему написал: "Ну что, делим?", он ответил: "Нет, я так жёстко пилить не готов". Говорю: "Ты ж сам подошёл", а он: "Не, я это примерно сказал". Он многие аналогичные договорённости решил не соблюдать. И я подумал, что баттлы — это явно не то, из-за чего стоит сейчас лицо терять.


— Но ты же сам в баттле с ХХОСом говорил, что соперники тупые и не читают про ситуацию с девушкой.

— Не спорю, я сам эту тему закинул. Но она касается только меня — стоит её раскручивать или нет, уже зависит от человеческих качеств оппонента. А он сам сначала подходит и предлагает не читать о личном, а потом делает вот это.

У меня же в это время первый раунд о том, что "ахахах, я в финале!", второй — полностью про Оксимирона, третий — о том, что ухожу из баттлов. У меня на Палмдропова было практически ни***. Обрати внимание — я всегда на позитиве: первые полтора раунда у меня про какую-то абстракцию, вторые — про оппонента.

Я себя никогда не считал баттл-рэпером. Был просто чуваком, который выходит и шутит, высказывается на интересные темы. Да, я всегда топил против моральных рамок, вот это "если вышел — терпи", но если даже я — человек, для которого вообще нет никаких запретных тем — подумал, что вы заигрались, то уже стоит задуматься.


— Почему именно этот момент стал для тебя перебором?

— Во-первых, было очень много п***ежа, практически всё. Во-вторых, люди, про которых читали, находились там. В-третьих, Paragrin, или кто там всё сливал, вообще не пришёл, хотя приходит на каждую тусу. В-четвёртых, ребята очевидно заигрались.

Я чувствовал себя как в фильме "Реквием по мечте": помнишь, там бабка с ума сходила из-за телека, когда вокруг неё все типа ходили и смеялись? Я так же стоял, а вокруг меня все ржали. Я смотрю на это и думаю: "Ребят, вы что, ё***лись? У вас хотя бы мысль, что это перебор, возникает?"

Адекватные люди после баттла написали мне, что я всё правильно сделал. Но другие люди очень любят говорить такую фигню: "Вот, в Америке на баттлах карьеру ломают". Но, во-первых, почему я? Я всегда ко всем на позитиве и с добротой. А, во-вторых, там после баттлов и всю обойму высаживают в лицо — Америка тут вообще не показатель.


— Но у тебя самого всегда очень много чёрного юмора.

— Это же абстракция, всегда был только какой-то абстрактный человек. Тут же идёт перебор и тема, на которую мы договаривались не читать. Почему я должен стоять и терпеть?

Я списывался после баттла с Яном [вторым организатором Versus]: "Ты же понимаешь, что это не из-за неуважения к проекту?" Он говорит: "Да, чувак, я прекрасно всё понимаю".


— Что Ресторатор и Ян говорили, когда вышли за тобой?

— Ко мне никто не подходил. Ресторатор сказал вслед что-то типа: "Судьи приехали". А я ответил: "Ну и что?" Я не помню, для меня это в такой прострации всё было. Кто будет осуждать, пусть поставит себя на моё место. Условный Максим Паровоз, может быть, и продолжил бы — он же там бабки на Forex поднимает. Но, я думаю, нашлись бы люди, которые и е***о полезли бы за такое бить.


— А почему ты этого не сделал?

— Просто уйти было более грамотным поступком. Я неагрессивный человек — не помню, чтобы когда-то хотел е***ьник бить кому-то.


— Но ты же понимаешь, что у многих из аудитории будет простой аргумент: "Это баттлы — стой и терпи!"?

— Возьмём, например, даже судей. Есть Obe 1, который после баттла написал в твиттере, что я петушара. Я на это реагировать даже не стал — что мне с Обиком сраться, у меня не так много времени, как у Керамбита. Вот он меня х***осил, а Нигатив, например, написал что-то вроде: "Чувак, ты в порядке? Я могу что-то сделать?"




Адекватные ребята, которые находились там, меня поддержали. А баттловая аудитория — ну, мне по*** на неё изначально. Мне с ними не пересекаться дальше никак, баттлить я не собирался дальше.


— Ты шёл на финал проигрывать и просто повеселиться?

— Не то чтобы проигрывать. У меня были раунды больше, чем обычно. Это было что-то среднее между баттлом с Похом и баттлом с ХХОСом — где-то и серьёзка была, а где-то и на поржать.

Причём у меня концовка второго раунда была о том, что всегда надо оставаться человеком и есть вещи важнее, чем баттлы. Видишь, я сванговал такой поступок. Типа вы рассказываете, как катаетесь на лимузине с Маркулом и как Oxxxymiron вам дарит шмотки, а как надо прийти на митинг, то вы сразу типа крайние. Есть вещи важнее, чем баттлы, но многие этого не понимают, к сожалению. Тем более сейчас вся эта движуха находится на такой стадии, что баттл Сатира с Джараховым, который два года назад собрал бы 10 миллионов просмотров за два дня, сейчас набирает лям с трудом.




Я понимаю Палмдропова — я такой же был в 20 лет, хоть и не набивал "вордплей" на костяшках. Люди, которые ничем, кроме баттлов, не занимаются, естественно, ставят их в приоритет. Другое дело, что есть люди, которым за 30 — мы понимаем о ком речь, да? Как оказалось, вопросов больше к ним.

Я реально не понимаю: Paragrin просто лепил придуманные "факты", а Палмдропов их записывал? А если даже нет, то как Палмдропов, который появился в баттлах через четыре года после произошедшего, обо всём узнал? Явно кто-то сливал. Если это был не Paragrin, то явно кто-то из тех, кому он до этого всё слил. Причём 90% там притянуто за уши и перевёрнуто в удобную для них сторону.


— Давай тогда разберёмся, как всё было на самом деле.

— Нет-нет-нет, давай не будем. И так уже есть ощущение, что я в Гуфа превращаюсь, который слишком много п***ит, а потом сам же винит себя за это. Думаю, эту тему разбирать нам не надо — пусть она уже останется такой, как есть.


— Тогда такой вопрос: раз ты понимаешь, что такое баттлы, то почему так часто приходишь на них с девушкой? Так мало кто делает.

— Для меня это всё фан, в первую очередь, был. Обрати внимание: сначала мы просто веселились и угорали, а в какой-то момент и баттлы пошли по п***е, и люди стали становиться скотами. Никто от Майти не ожидал того, что он так с ума сойдёт. Никто не ожидал таких поступков от Поха.




Вот, кстати, тот же Палмдропов, который дружит с Похоронилом, начало раунда ему посвятил. Я этого вообще не понял. У людей, б**дь, дружба потерялась, они баттлы ставят выше всего. Но они не понимают, что баттлы — это настолько низкая х***я. Если ты не Rickey F и не Alphavite, то для тебя это просто способ посвятить е***ьником, который ты монетизируешь полгода-годик и всё. Если ты не делаешь концерты, а только баттлишься, то это уже не трамплин никакой.

Баттлы не родят никакого нового Rickey F. Даже если придёт Oxxxymiron и сделает какой-нибудь крутой баттл с конфликтом, это уже не спасёт офлайн-баттлы.

Я никогда себя баттл-рэпером не считал. Вот сейчас прожарка начала набирать популярность — для меня это близко. Там люди на позитиве угорают друг над другом — баттлы я за то же самое когда-то любил. Но потом началась вот эта х***я — я даже на баттле с ХХОСом об этом читал, что, ребята, вы е***улись, вы Паровозу семью сломали со своими баттлами е***ими. А потом я начал в такую ситуацию попадать. При том, что весь сезон шутил и пытался хотя бы по чуть-чуть вкидывать мораль: "Ребята, задумайтесь, вы не тем занимаетесь". Я понимаю организаторов, которые занимаются баттлами до сих пор — это их проекты, их деньги, у них нет другой дорожки. Рестор попытался "Стол" посоздавать, но ни к чему хорошему это не привело. Нет никакого ответвления: если ты делаешь баттлы, то всё, ты должен делать баттлы. Хотя я уверен, что они давно бы тоже уже перестали этой х***ёй заниматься давным-давно.

И вот, когда я весь сезон пытался настроить всех на какой-то истинный путь, то в финале получил то, чего не заслуживал. Я считаю, что это перебор — у меня нет слов.



— Как прошёл твой первый час после финала?

— Ой, ну это уже те вещи, о которых просто не хочется говорить. О***воз полный был. Ребята из Chain’а звонили, говорили, что всё правильно сделал. Кто-то писал аналогичные вещи. Была такая ситуация, что люди всё поняли. Даже те, кто там присутствовал. Когда я стоял там, они хихикали, но потом всё осознали. Тот же Коснарт мне потом писал: "Мне стыдно за то, что я смеялся — будто меня грязью тоже облили". Пока я вот этого не сделал, никто не понял, что начало происходить. Надеюсь, что этот поступок, такой жертвенный, ударит сильно по мне, но кому-то что-то в голову вобьёт.


— Был тяжёлый разговор с девушкой?

— Столько разговоров уже было за всё это время, что это… Короче, мне больше всего неприятно, что я во всё это втянул её. В какой-то момент я сам потерял границы дозволенного и за это поплатился — будем так считать.


— Я слышал, что у тебя в тот момент, о котором читал Палм, был в целом тяжёлый жизненный период.

— Да не то что бы. Ну да, мы были не вместе — это тяжело. Но то, что прозвучало на баттле, было перекручено вообще в другую сторону.


— Но у тебя тогда было всё непросто с деньгами и жильём, насколько я знаю. Даже Пох в полуфинале читал, что выручал тебя и вписывал переночевать.

— Нет, это вообще не в то время — у Поха я всего на пару дней останавливался. Был момент, что я два месяца катал по командировкам и мне это надоело. Понял, что тяжело строить семью и заниматься какими-то увлечениями, когда ты в другом конце страны постоянно. Я ушёл, два месяца сидел без работы, но потом нашёл новую.

Тогда мы с девушкой жили. Искал постоянно работу, искал деньги, занимал у кого-то — не сидел, типа мне по***. Я так не могу, мне всегда работа нужна какая-то.


— На баттле в Хабаровске ты читал про психоактивные вещества и депрессию. У тебя правда были с этим проблемы?

— Ой, знаешь, я же вообще такой sadboy типа. Психоактивные вещества — это так было, для красного словца. Кофеин же психоактивное вещество? Будем считать, что да. Я об этом и читал. Даже показал там на банку RedBull’а — это же то же по факту психоактивное вещество. Если говорить о наркотиках, то у меня с этой х***ёй никогда никаких проблем не было.

А по поводу депрессии — у меня та осень была тяжёлая. Когда я начал копаться в своём плейлисте, то заметил, что там 80% грустных песен — и я слушаю их даже, когда у меня всё хорошо. Мне всегда нужно позагонятся. Это сложно даётся, когда ты работаешь на радио и тебе надо каждое утро дарить людям позитивные эмоции. Ты должен быть сам позитивным, потому что люди всё чувствуют. А у тебя иногда внутри такой п***ц, что ты из себя улыбку выдавить не можешь. Но включаешь микрофон, веселишься и как-то поднимаешь слушателям настроение. И, вроде, тебе самому от этого легче.


— Всё, о чём читал Палмдропов и о чём ты говоришь, было после баттла с Парагрином? Вы тогда с ним ещё нормально общались?

— Да, вроде того. И сейчас он тоже подходил ко мне на 1/8. Поэтому я и удивился — он нормально подходил, братался, в друзья везде добавился. Подумал: "Ну, окей". А потом вот это.

Это просто люди, с которыми свела судьба, но дальше она с ними не поведёт. Все такие люди нужны, чтобы понять, что не везде надо тусоваться.

Я ни на какие баттловые тусовки не хожу уже давно, если сам не участвую. Чтобы увидеть 3-5 человек, с которыми приятно общаться, нужно увидеть много людей, с которыми вообще говорить не хочется.





— С Палмдроповым говорил после финала?

— Нет. Единственное, через Коснарта он сообщил, что ему уже неудобно и вспомнил про договорённость поделить бабки, попросил скинуть номер карты. Я ему пишу: "Чувак, ты серьёзно? Какой, б***ь номер карты? Какая договорённость? Какие бабки делить? Поделите их с Парагрином".


— Можно сказать, что твой уход был неким жестом по отношению к Versus и всей баттловой движухе?

— Нет, вообще нет. Я всегда старался все свои жесты помещать в текст. Даже если я не выучил и плохо подготовился, то выхожу, чтобы совсем не подводить людей, если это действительно нужно.

Но когда я понял, что на этой ситуации кто-то будет хайпить — это странная х***я. Они-то дальше пойдут баттлить, а мне ещё надо и на радио, и везде светиться. Плюс родственники тоже это видят.


— Они смотрят твои баттлы?

— Да. Ничего особо не говорят, только что матом много ругаюсь. Они не очень разбираются.

Но у меня есть брат, ему восемь лет. Он смотрит футбольные блоги всякие, поэтому я иногда хожу к Карену Адамяну на всякие шоу. Только потому, что он это смотрит. Потом рассказывает, что к нему в школе подходят люди и говорят что-то про Райтрауна на радио или на программе "Футбольный хейт", а он отвечает: "Этой мой брат". И я понимаю, что не зря всё это делаю.




— Круто. Девушке, как я понимаю, тоже нравится всё, чем ты занимаешься — постоянно вижу её с тобой везде.

— Не думаю, что баттлы нравятся сильно. Но она поддерживает меня и это нормально. Если это действительно для меня важно, то она всегда поддерживает и переживает за меня, даже если ей это не совсем нравится.


Твоя цитата: "Лучшее место на земле — это вагина любимой женщины". Это просто шутка или такая странная иллюстрация высоких отношений?

— Во-первых, это хороший панчлайн. Я тогда сразу так подумал. Во-вторых, это правда. Зачем перечислять какие-то города и так далее? Да, у нас всё серьёзно — мы семь лет вместе, пусть и с перерывами.


— У тебя был странный твит про Гарика Харламова и "куколда Шредингера". Что ты имел в виду?

— Это просто был панчлайн. Но, конечно, я ему сочувствую. Ситуация же такая, что это фильм — там всё не по-настоящему, причём тут это? Но у нас общество ё***ых колхозников, которым жёны изменяют по-настоящему, просто они об этом не знают.

Я недавно на радио поднимал тему — нормально ли изменять и так далее. Звонило 90% мужиков и говорили: "Ну да, я изменял своей жене. Раз-два было. Считаю, что это нормально". Я спрашивал: "А если тебе жена изменит?" И все говорили: "Нет, такого не должно быть". И вот эти вот люди потом пишут Гарику Харламову, который вообще ни при чём.



— А ты сам сталкивался с изменой? Или все слова Палмдропова были мимо?

— В том-то и дело, что мимо. И как люди на это реагировали и поощряли — я просто дальше не собирался слушать. Это всё абсолютно мимо.


— Почему я спросил про Харламова: не боишься, что тебя после финала могут так же затравить школьники?

— Мне по***. Мне неудобно, что я втянул дорогих и близких людей в это. Харламов правильно делает, что не парится. Он адекватный человек, а школьники — долбо**ы, их мнения слушать вообще не стоит.




Кризис баттлов, стендап, судейство 17ib



— Ты всё время в своих раундах рефлексируешь на тему усталости от баттл-рэпа. Тебе ведь никогда особо не нравились баттлы, да?

— Первое время было прикольно, но мне никогда не нравилось к ним готовиться. Мне нравится "Стол" и работа на радио, потому что это полнейшая импровизация. Я никогда не готовлюсь к интервью и к эфирам. Но у меня хорошие рейтинги.

Раньше мне нравилось ходить на баттлы, но сейчас появилось радио, где я могу хоть каждое утро выплёскивать свои творческие порывы. На*** мне теперь баттлы нужны?


— Ты пробовался на Comedy Battle, но не прошёл кастинг. Почему?

— Это был год, наверное, 2015-й. Я пошёл туда после стендапа про говно на "SLOVO: Москва". Узнал обо всём за день до кастинга, пошёл туда, рассказал им. Они ответили: "У тебя нормальные шутки, но сейчас столько стендаперов, что нам нужен в сезон либо суперсмешной комик, либо какой-то отбитый лох, с которого можно рофлить и выносить его в самом начале". А я типа крепкий середнячок. При том, что этот стендап я написал за день всего, даже не зная, как писать панчи и шутки. И сейчас не знаю — не смотрю никакие стендапы: ни зарубежные, ни русские. Поэтому и угорал с того, что меня четыре года в баттлах называют стендапером, хотя их не смотрел никогда.




— Но ты же понимаешь почему — у тебя был стендап в баттле с Teeraps’ом и с Майти.

— С Майти это была спонтанная х**ня. Я к нему готовился, как к баттлу с Плантом — точно так же по времени. Я текст не знал абсолютно. Прикинул, что если я буду забывать раунды или что-то пойдёт не так, то скажу вот про это или про это — но ничего не прописывал и не продумывал конкретного. Это практически импровизация — была небольшая база, например про Лёху Медь. Когда заметил, как это начало заходить, то начал дальше додавливать, а оно всё заходило и заходило. Лёха Медь причём настолько обиделся на эти шутки, что в баттле с Похом называл меня сыном шлюхи. То есть он на такое обиделся, а ты спрашиваешь, почему я с баттла ушёл.

Я ещё вот чего не понимаю. Если сравнивать мою ситуацию с Паровозом, то всё очень странно. Паровоз же изначально был отрицательным персонажем, его многие не любили. Но это даже тогда было перебором. А тут мне казалось, что я по сезону иду как в голливудском кино, ко всем с позитивом — и в финале такая х***я. В людях разочарование полнейшее и, как правило, все эти люди из баттловой культуры. Не знаю, чему хорошему могут научить баттлы. Видимо, ничему.

Есть, конечно, чуваки адекватные. Я, например, знаю, что так бы не сделал условный LeTai или условный Miles. Может, я ошибаюсь, но LeTai — это единственный чувак, который понял, что ему говорили Oxxxymiron и Markul. Он делает треки, он выпускает клипы, он погрузился в музыку, пока все остальные просто баттлят. И на*** им нужен был ментор? Они его даже не слушали. LeTai создаёт хорошее впечатление — он сидит дома, нигде особо не тусуется, делает музыку, вежливо всегда общается. Он не включает сториз со словами: "Ну чо вы там, петухи?" Он человеком остался после баттлов и это круто.


— Paragrin тоже всегда такое впечатление производил. У него вообще репутация самого доброго баттлера.

— Но в жизни всё не так. Млечный его же так разъ***л за это. Было ещё давным-давно понятно, что гнильцой там пованивает очень сильно. Та же самая ситуация с Пиэмом — везде говорят, что они друзья, а потом выходят и прилюдно х***осят друг друга, вместо того, чтобы спокойно разобраться. Когда близкие люди начинают сраться на публике, значит друзьями они не были.


— Ты уже почти шесть лет в игре и каждый раз говоришь, как тебя за***л баттл-рэп, но никак из него не уходишь. Почему?

— Я перед третьим Fresh Blood полтора года не баттлился. После — тоже особо не собирался, но потом появилось Fidelio, на котором я просто страдал и х***осил проект. У меня тогда не было других занятий — тупо работал инженером. Я очень хочу делать треки, но постоянно считаю, что надо ещё сильнее запариваться над текстом и пока не могу начать. Мне легче сто строк написать на баттл, чем какой-то хуковый припев. Я очень хочу этим заниматься, но не хочу выкладывать треки просто ради самого факта. Хочу выложить сразу крутой трек. Я много пишу в стол. Не так, чтобы вышел у тебя баттл и ты сразу дропнул какой-нибудь дерьмовый трек.

А как только появилось радио, я сразу потерял интерес к баттлам. До этого просто нечем было заниматься особо из творческих дел. Но до Play Off я год почти не баттлился, если не считать эксперимент с ХХОСом на Кубке, и это было прекрасное время. Никаких дедлайнов, подготовки и прочего.


— Но сейчас ты уходишь из баттлов окончательно?

— Да, конечно, сто процентов. Я это планировал сделать, даже если бы финал получился нормальным. Третий раунд заканчивался на том, что я всё, с меня хватит, спасибо, что были со мной всё это время. Очевидно, что всё. Хоть Oxxxymiron меня позовёт побаттлиться, я всё равно не соглашусь.


— Не жалко, что шесть лет потратил и вот так неоднозначно уходишь?

— Жалеет, может быть, Сван, который бросил баттлы на пике и сейчас пытается в них камбэкнуться. А о чём мне жалеть? Я, по сути, от самого начала и до конца прошёл. Что это если не конец? Даже баттлы блогеров не набирают миллионы просмотров — это уже точно конец.

Это такой Red Dead Redemption 2 — надо смириться, что у тебя умирает герой и надо играть за другого. А возвращаться и играть за Артура Моргана через сохранёнки неприятно — ты с ним уже попрощался.


— Ты один из, наверное, трёх-пяти людей с первого сезона SLOVO, которые в движухе до сих пор. Оцени с позиции этого опыта сегодняшнее состояние баттлов.

— Людей, очевидно, за***ло это смотреть. В 2014-м просто лепили панчики — если кто-то выходил и делал на серьёзке, то он уже становился богом баттлов. Потом научились баттлить по фактам, ставили упор на технику, меньше делали панчи. Далее был самый оптимальный этап — "баттл века" и плюс-минус период до и после него, это был пик. А сейчас баттлы в таком виде, что если за раунд три панча прозвучит, то уже п***ц, ни*** себе он панчей напридумывал! У меня три-четыре года назад весь текст из панчей состоял — плохих или нет, но они через каждую "двоечку" были. А сейчас с ХХОСом у меня вообще почти панчей не было. Я просто орал и людям зашло.



Что нового уже можно придумать? Люди уже придумывают шот-баттлы, танцевальные баттлы, чтобы просто это всё разбавить. Я с радостью лучше посмотрю какой-нибудь танцевальный баттл, чем какой-нибудь финал RBL на час. Я вообще не понял, с какого момента люди начали по часу баттлиться? Неужели им не лень столько готовиться и учить? И неужели другим людям не лень выделить час на просмотр е***ого баттла? Настолько по*** на своё время? Обычным людям зачем это смотреть?


— Ты говорил, что к половине баттлов готовился по два дня. Как это возможно?

— Так в этом и прикол — поэтому я плохо тексты знал, а не потому что не учил. Наоборот, говорил всегда, что если бы все готовились так же, просто за ночь, то вряд ли бы вывезли. Наоборот, у меня с памятью всё очень хорошо всегда было — за ночь заучить целый текст не так просто. Я не могу заранее готовиться — когда сроки начинали подгорать, тогда и старался. Но в последнее время у меня даже не подгорало ничего: баттл с Майти в воскресенье, у меня в субботу ещё нет текста и мне по***.

Единственное, с ХХОСом чуть заранее начал готовиться — впервые за всю историю дописал текст за три дня до ивента, никогда не начинал так рано. Просто легко писалось и хотелось высказаться на какие-то темы. А к полуфиналу нам с Похом уже обоим не хотелось так готовиться — мы понимали, что нам ещё вместе работать и это всё не самое важное. Конечно, могли бы многое накопать, давно друг друга знаем, но зачем? Пох хотел слить баттл и я хотел слить баттл — получилось как в "Южном парке".

Я не люблю устраивать деконструкцию на половину раунда, как DEEP-EX-SENSE. Чем проще и короче я донесу мысль, тем лучше. Мне поэтому очень нравится выступление Хайда против Чейни. Я на протяжении многих лет перед подготовкой к баттлу пересматривал раунды Хайда, потому что: а) ему тоже по*** на рифму; б) он был достаточно злой; в) Хайд просто крутой.

Сложные вещи, сказанные простыми словами, и искренность работают лучше. Почему люди обратили на меня внимание в этом сезоне? Потому что я всегда искренний и честный был, у меня всегда горели глаза и я не хотел никого из себя строить.


— Ты говорил, что баттл Птахи и Гуфа лучше большинства современных баттлов. Почему?

— Не очень шарю сейчас за хорошие баттлы. Но вот, допустим, баттл Пиэма и DEEP-EX-SENSE’а крутым считается?


— Сейчас, в контексте времени, нет.

— Хорошо. А Пиэма и Sector’а?


— Ну да, пожалуй.

— Ты из него хоть одну строчку сходу вспомнишь?


— С трудом. Но 15-летний МЦ всех МЦ знает весь этот баттл наизусть.

— Но это, знаешь, круто только для тех, кто шарит за панчи и так далее. А баттл Птахи и Гуфа настолько разлетелся на мемы, что их все до сих пор вспоминают. Не это ли крутость?



Я не говорю, что баттл Сявы и Lil Dick’а крутой, его никто не вспоминает. Но вот эти "моральный урод, зоофил", строчки про детей Гуфа — это такой резонанс создало, что мы все долго общались фразами оттуда. Крутой баттл Джарахова с Лариным, потому что "15-й год" настолько стал мемом, что утёк с баттла сразу по всем пабликам. Вот это круто! Потому что баттл — это шоу.

Но каждому своё — кому-то нравится разъ**, кому-то шоу. Но если оценивать по критериям не для баттловой аудитории, а для более широкой, то очевидно, что круче тот баттл, который дольше обсуждали. Баттл Пиэма с Обиком вышел неделю назад и уже всем по***.


— Насчёт шоу. Пересматривал твои баттлы во время подготовки и получил колоссальное удовольствие, снова угарая над Плантом, Сэмом Данком и остальными. Тебе везло с культовыми оппонентами, но кто был для тебя самым смешным именно в кругу?

— Тот Самый Коля. А если именно из фриков, то Паша Плохой. Он пытается всё выставить как образ, но настолько верит во что читает, что становится очевидно — это не образ. Поэтому смешно было. Иногда пересматриваю баттл с ним — кажется, что я сделал там хорошо.



Часто пересматриваю баттл с Плантом, но только его раунды — вот эти "способности робота" или "моя рефлексия взрыыыв" вообще пушка. На самом деле, я бы сейчас лучше баттл с Плантом пересмотрел, чем большинство новых. К этому надо относиться с иронией, а у баттловой аудитории с этим очень плохо — если им в лоб не говоришь, что это ирония, они не понимают. Они реально начинают в это верить. А если к Планту относиться как к бэд барсу или как к фрик-шоу, то это вообще суперская тема.


— А были какие-то смешные моменты со всех этих баттлов, которые не попали на видео?

— Всё закулисье Fidelio — это очень забавно всегда было. Тогда над проектом потешались, а сейчас вот все скучают. Габонычу полюбас камбэкать надо эту тему. Мне даже Похоронил предлагал на Кубке МЦ организовать "финал" Fidelio и забаттлить с Сеймуром. Я отказался — у меня нет к нему негатива и что за финал на добрых щщах.

А на Fidelio было много весёлых моментов. Все же помнят про баттлы в стрип-клубе, наверное. Перед этим ивентом нам всем прислали сообщение, что в свой текст надо интегрировать благодарности клубу Golden Girls и его владельцу Лакки Ли. Я сразу подумал: "Чего, бл**ь?".

Ещё был смешной момент. У меня в тексте был панч о том, что после пары баночек Drive будешь мочиться кровью. А там же тексты сверяли перед баттлами — один из продюсеров услышал этот панч и попросил вырезать. Но я не вырезал и зачитал. Наверное, почувствовал свою безнаказанность — меня сливают, бабки не платят за победу, потому что не выигрываю, а за двадцать тысяч там делать особо не***. И когда остальные люди говорят, что хотят уйти, им отвечают: "Ладно, п***уй", а когда я хочу уйти, мне говорят, что надо сначала вернуть им деньги за все баттлы — а там 90 косарей. Подумал: "Понятно, тогда будем играть по вашим правилам".

Но Габоныч всего этого не знал, он, наоборот, пытался вставать всегда на нашу сторону. К нему нет никакого дизреспекта, даже хотел бабки из своего кармана отдавать за последний этап. Там же была продюсерская группа, которая поняла, что эта тему не приносит бабок, и резко съе***ась куда-то. Остался один Габоныч с проектом и деньгами, так что его можно понять. Даже если бы сейчас он подошёл и сказал: "На тебе 50 тысяч за ту победу", я бы ответил: "Чувак, ты угораешь что ли?"


— За какой из перфомансов на Fresh Blood 3 тебе стыдно?

— За все и ни за какой. Но именно по-настоящему стыдно — ни за что. Только за баттл с Плантом, наверное, немного. Для людей, кто только знакомится с баттлами и набирает "Райтраун" на YouTube, видос с Плантом вылезал бы первым ещё до Play Off. И все, наверное, думали: "Ну вот, значит ты так баттлишься". А неплохие выступления с Fidelio вылезали в самом конце.



Насчёт перфомансов — мне тогда казалось, что это будет смешно, потому что нелепо выглядит. Мне нужно было чем-то забить текст, потому что я опять поздно начинал готовиться. Не успевал всё выучить и надо было какую-то х***ю добавлять. Я просто выходил, веселился, хотел получать и дарить позитив.

Но мне больше стыдно за баттл с ХХОСом, чем за баттл с Плантом. Потому что это не я. Мне хотелось поорать и сделать агрессивно, но я совсем не такой в жизни человек.


— Гнойный сначала упомянул тебя на "баттле века", а потом снял целый фильм "Враг Райтрауна". Почему он тебя так не любит?

— Мне кажется, я для него просто персонаж, на которого можно накинуться, просто прикольно шутить надо мной. У меня тоже такие есть — на отборе четвёртого Fresh Blood я с Эля угорал дико, мемы про него делал. Мне по*** на него было, просто хотелось за кого-то смешного зацепиться и пофорсить эту тему. Ну не нравлюсь я Гнойному, что поделать. И Oxxxymiron’у не нравлюсь, скорее всего.


— Да, у вас даже перепалка в твиттере была.

— Была, но тогда он не с лучшей стороны себя показал. Я ему просто написал: "Зачем вы так выкупаете панчи, которые, очевидно, плохие?" Причём про эту неадекватную реакцию тогда говорили все. А он мне в ответ написал: "Ты свои баттлы на FB3 видел вообще?" То есть сразу на личности перешёл. Вроде, человек в тысячу раз грамотнее и умнее меня, но сразу переходит на личности. Подумал: "Ладно, чувак, понятно".

Насколько я понимаю, им и радиошоу моё не нравится. Oxxxymiron, может, сам и не слушал, но Женя, его менеджер, писала в твиттере что-то типа: "Это какая-то хуйня, зачем это вообще на радио существует?" Видимо, им не заходит, но что поделать.


— Тебе же скоро придётся судить Oxxxymiron’а на 17-м независимом. Как ты оказался среди судей?

— Не придётся, я буду другую ветку судить. Причём я сначала из-за этого расстроился, а потом посмотрел и понял, что из топовых участников там только он.

Мне предложили судить 17-й независимый ещё задолго до того, как Oxxxymiron заявку подал. Я честно ответил, что никогда не следил ни за одним онлайн-баттлом и отказался. Дальше меня Re-Pac стал постоянно звать судить фристайл-баттлы — там как раз были я, Габоныч и Санчес. Познакомились получше и хайп вокруг 17-го начала набираться, в итоге сам спросил: "Предложение ещё актуально?". Короче, запрыгнул в последний момент — как раз тогда судьи начали сливаться и нужны были новые.

Договорились, что буду судить с третьего раунда. С первого рано, а людей, которые соглашаются судить с 7-8 раунда, я не понимаю — очевидно, что к тому моменту все прикольные чуваки уже вылетят. Половина просто за***тся сдавать. Крида задротские судьи могут в какой-то момент похоронить, когда начнут до***ваться до всего. Но я считаю, что надо судить по общему впечатлению. И меня Крид пока больше всех удивляет.


— Ты часто повторял в своих выступлениях фразу: "баттл — это то, как следует спорить о вкусах". Что ты под этим подразумеваешь?

— Это же как дебаты зарифмованные — каждый пытается навязать своё мнение. МС начинают докапываться до моментов из прошлых текстов, объяснять, почему это плохо, почему он сам делает лучше и так далее. По сути, получается, что это именно то, как надо спорить о вкусах — в рифму, с панчами, жёстко и смешно.


— А разве имеет смысл вообще спорить о вкусах?

— Нет, конечно. Но в баттлах ничего другого не получается. Например, то, что делает условный Палмдропов: я посмотрел, у него в старых баттлах 90% текста — это разборы старых чужих панчей, кто за кем стоял, кто что говорил. А если у соперника, допустим, нет "баянов" в текстах, о чём он читать будет?

Короче, конечно, не стоит спорить о вкусах. Но тогда многим баттлерам просто не о чем будет читать. Хотя в баттлах это не всегда плохо — там чувак с одним вкусом баттлит чувака с другим вкусом, а судит это всё человек с каким-нибудь третьим вкусом. То есть полная субъективность получается.



Космодром, Studio 21, "Стол"


— Ты работал на космодроме "Восточный". Шутки про монтёра оттуда пошли?

— Да, но я работал инженером по пожарной безопасности: сигнализация, дымоудаление, вот это всё. Не спорю, что начинал я с монтажника — в 2014-м бросил институт и поехал на сочинскую олимпиаду работать ручками. Мне, 19-летнему пацану, там платили в месяц по 50-60 тысяч, поэтому остался там на полтора года. Поработал монтажником в итоге года два или три. Потом мне повезло — дали шанс, дали бригаду людей и вырос в итоге до инженера. Но когда Пох читал про монтёра, я уже года два как инженером был. Если он не видит разницу, между человеком, который потолки собирает и бетон месит, и человеком, который в случае какой-то опасности или чьей-то смерти первым же в тюрьму сядет, тогда я не знаю. Это разные профессии.




— Расскажи про работу на космодроме.

— Никаких ракет я не видел. Мы занимались производственными корпусами, корпусами, в которых ракеты собирались, энергоцентрами разными. Ракету я видел только в разобранном состоянии, но уже в самом конце. Наша задача была в обеспечении пожарной безопасности в производственных корпусах.


— А жить там, в отрыве от цивилизации, тяжело?

— Да, тяжело. Либо ты до Благовещенска летишь семь часов, а потом четыре часа на машине едешь по дороге, которая просто в рот вы***на. Либо летишь до Хабаровска и там на поезде десять часов, выходишь на глухой станции и едешь на машине ещё час. Вот в таком месте этот космодром находится.

Развлечений, конечно, никаких нет. Я много в Dota играл там. Всего в сумме у меня в Dota лет десять игры, но я это делал с перерывами и никогда не занимался профессионально. Всегда был середнячком, никогда не было цели стать киберспорстменом — так, помойка 4к MMR.

Потраченного времени не жаль — было весело и прикольно. Dota даже научила сдержанности. Dota-сообщество такое же токсичное, как и баттловое, если не хуже — там ведь анонимность полная. В какой-то момент Dota вообще считалась сложнейшей компьютерной игрой, Илон Маск выпускал на неё искусственный интеллект. Какие-то навыки она всё-таки прокачивала: внимательность и концентрацию, например.


— А чем ещё запомнился опыт работы на "Восточном"?

— Погода. Минус 40 постоянно. Я там впервые понял, зачем нужны подштанники. Никогда не покупал термобельё, а там выходишь на улицу покурить в джинсах и думаешь: "Б***ь! Как же холодно!". А потом выходишь просто в подштанниках, даже без джинс, и понимаешь — да, это реально работает.


— Как ты оказался на Studio 21?

— Помог опыт на баттлах. Но не Versus — скорее, писали людям, которые на "SLOVO: Москва" участвовали. Сидел дома, пришло сообщение от радиостанции с предложением сотрудничества. А я всегда всё ставлю под сомнение — ответил, что у меня особо нет ни треков, ни опыта. Отвечают, что хотят не треки, а попробовать меня ведущим. Захожу к нему на страницу, вижу, что много друзей, начинаю гуглить и понимаю, что это бывший программный директор "Радио Рекорд". Начинаю гуглить про них и вижу, что "Европейская медиагруппа" запускает новый проект. Думаю: "Ни*** себе, это же там, где "Европа Плюс", "Дорожное радио", "Ретро ФМ". Прикольно, надо ехать и пробовать".

Поехал, попробовал — записали одну демку, вторую и начал в эфире постепенно работать. Ну и как-то вот уже два года.


— Ты довольно слабо начинал на радио, но очень прокачался. Расскажи, в чём секрет.

— У меня за всё это время стиль ведения уже сто раз сменился. Про то, о чём шутил раньше, сейчас уже не шучу — понимаю, что для многих людей это мерзко, может отпугнуть. А мне всё-таки надо собрать вокруг себя не ту аудиторию, которая рэп слушает. Это утреннее шоу — его люди слушают, чтобы повеселиться. Мне надо у других станций публику забирать. По одному начинают потихонечку переходить. 90% людей, которые на постоянке слушают моё шоу, писали: "Поначалу думал, что ты е***н, а потом понял прикол и мне понравилось".

Мне вообще показалось, что на баттловый мой стиль на Play Off повлияло именно радиоведение. Я научился разговаривать. Всей вот этой истории с Майти не было бы, если бы я не научился разговаривать. Не знаю, как начало получаться. Просто пробовал, пробовал и пробовал. Я же всегда любил поп***еть, а сейчас за этой начали ещё и деньги давать.


— Но при этом ты интроверт. Тяжело быть шоуменом с таким складом психики?

— Вообще нет. Мне кажется, большинство крутых шоуменов интроверты. Когда включается микрофон, камера или ещё что-то, ты забываешь об этом. Экстраверту нужна шумная компания вокруг него. А когда ты интроверт, то эта компания перед тобой, и ты понимаешь, что она не будет влезать в твоё личное пространство, то это никак не влияет. Когда шумная компания вокруг, я могу иногда чувствовать себя неловко. А когда она передо мной, то мне просто — даже наоборот, она меня заряжает сильнее всего.


— У тебя крутой скилл импровизации. Как прокачивал его? Может, есть опыт в КВНах или какой-то ещё самодеятельности?

— В КВНе я, конечно же, участвовал, но не прям серьёзно — два месяца поиграл, пришёл на две репетиции и пару игр сыграл. Это даже не считается.

Не знаю даже, в чём секрет. Может, дело в том, что я не создаю образ. Просто я вот такой. Сейчас же вообще тяжело шутить, чтобы никого не обидеть. А мне всегда было просто шутить над самим собой, потому что люди любят самоиронию, ты никого не обижаешь и люди смеются. Над собой шутить иногда даже смешнее, чем над кем-то.

А импровизации нельзя научиться. Можно научиться фристайл-баттлу — если речь именно о быстром поиске рифмы. А вот такой импровизации, как просто п***еть, это можно прокачивать только. Но задатки тоже должны быть. Ваня Ургант и до "Вечернего Урганта" какие-то крутые шутки е***ил на "Прожекторперисхилтон".


— Мне показалось, что у тебя вообще никогда нет стеснения перед людьми и ты свободно чувствуешь себя перед любым человеком.

— Иногда да, но это как раз меня и подводит меня часто. Я уже говорил, что начал превращаться в чувака, который очень много говорит, а потом жалеет об этом. Как, например, тогда на четвертьфинале — когда сам удочку к этой истории закинул. Или о том, что касается личной жизни, пошутил на радио разок — и потом сыплются сообщения в личку. Люди не понимаю, что если ты один раз пошутил, то не обязательно надо это развивать дальше и общаться об этом. Люди думаю, что если ты обо всём шутишь, то им тоже можно об этом шутить.

Я сам столкнулся с такой ситуацией, когда был выпуск с Серёгой Детковым, Расулом Чабдаровым и Павлом Дедищевым. Подумал: "Ну, они в прожарках участвуют постоянно, напишу про каждого шутку перед эфиром". Паша и Расул нормально отреагировали, а потом я Серёге Деткову говорю какую-то шутку безобидную типа: "Серёга Детков в детстве не любил машинки на пульте управления, потому что она либо ездила вперёд-назад, либо крутилась на одном месте". И он такой: "Это что сейчас было такое? Это у вас, рэперов, так принято?" И в тот момент я понял, что если он сам везде шутит об этом, то это не значит, что об этом можно шутить всем. По крайней мере, если ты не близкий человек. Над его рукой шутят люди, которые приближены к нему, и он нормально реагирует. А когда какие-то левые шутят — это уже другая ситуация. Это как мы можем шутить про мамок друг друга, но если кто-то подойдёт на улице просто и пошутит про мамку — то это уже ненормально.


— Что не вошло в твои репортажи из крутых моментов?

— Очень много не вошло. В какой-то момент я уже хотел забрать видео и сделать своё. Например, на Comic Con’е мы вообще два дня снимали, а вышло на восемь минут и вообще практически ничего. Но я понимаю почему. Люди, которые смотрят, воспринимают меня не как Райтрауна, а как Райтрауна со Studio 21. Поэтому если шутить на те темы, на которые я привык, это зайдёт у меня на канале. Но когда это выходит на канале Studio 21, где выкладывают Сэма, к которому все уже привыкли, они начинают думать, что что-то не так. Поэтому все мои репортажи — это 30% от того, что я бы оставил.

Из невошедшего было много весёлых моментов. На Comic Con’е, например, был стенд "Авито", который выглядел как обычная комната с обоями и диваном. Там на одном диване сидел Саб-Зиро, Фредди Крюгер, Антимаг и Dota и ещё какая-то тёлка из Mortal Combat. Я сел к ним и говорю: "Ребят, мы находимся на стенде магазина "Гидра". И всё, шутка сразу же не зашла — про "Гидру" нельзя, плохо.



Ещё была шутка. Там стоял Porsche под наклоном на горочке, а прямо напротив сидела девочка маленькая. Я говорю: "Мы снимаем интервью, можно я прямо сейчас прыгну на машину эту?" Мне отвечают представители: "Нет, машина неустойчиво стоит" А я им: "А, вот поэтому вы девочку напротив посадили".

Про блэкфейс ещё было — я же там типа в Сэма переоделся. Подошёл к ниггеру и говорю: "У нас с тобой одинаковые костюмы". Он такой: "Да?". А я ему: "Но я лучше постарался, чем ты" и ушёл. Вот такие все шутки были. Как бы обычные, но что-то оставили, а что-то нет.


— Самая дикая история, которая случалась с тобой за всё время работы на Studio 21? Может, гости какие-то удивили?

— Паша Техник оказался настолько добрым и крутым чуваком, что я даже подумать не мог. Мы после эфира с ним прекрасно общаемся, от него одни положительные эмоции.

А, например, Гусейн Гасанов не понимаю, зачем приходил. Интервью срывалось почти на каждом вопросе, он максимально не хотел ни о чём разговаривать, не понимал, что люди будут звонить и задавать вопросы, сказал: "В смысле? А почему это с нами никто не обсудил?"

Был прикольный момент, когда я звонил Гудкову после выхода клипа с Киркоровым и Басковым. Я представился начальником службы безопасности "Ашана", типа мы посмотрели по камерам и увидели, что Киркоров украл сырок, и теперь надо вернуть 50 рублей. Но Гудков понял, что это прикол и мы потом даже пообщались немного в телеграме. Люди из юмора понимают, пранк это или нет.

Был ещё момент смешной. Появилась новость, что в Америке из банков спермы начали скупать сперму клонов знаменитостей. Самой популярной была сперма клона Джорджа Клуни — типа все хотели, чтобы ребёнок был похож на Джорджа Клуни. И я говорю: "Ребят, я знаю, кому позвонить". И позвонил Дмитрию Грачёву — чуваку, который в Comedy Club’е Путина играет. Говорю: "Понимаете, тут такая новость — хотелось бы купить у вас немножко спермы".

Это было уже довольно давно, тогда можно было по такому тонкому льду шагать. Но сейчас за нами Роскомнадзор очень внимательно следит.


— Просят что-то вырезать и не говорить на определённые темы?

— Я сам с этим не сталкиваюсь, но понимаю, как всё работает. У меня есть фильтр внутренний и понимание, что надо шутить, если уверен, что шутка прям разъ***ая. А потом смотреть на реакцию: если кого-то задело — я извинюсь. А если я понимаю, что без шутки можно обойтись, то не буду её шутить. Это относится и к баттлам, и к радио, и к жизни.


— А цензура на радио есть?

— Конечно, есть. Это федеральная радиостанция. Нельзя материться, агитировать, озвучивать какие-то призывы.

Насчёт политической цензуры — не знаю, но внегласная существует везде, наверное. Про вышестоящее руководство шутить, наверное, нельзя. Но если ты очень тоненько сделаешь, то почему нет? Допустим, озвучить новость не как "Мединскому не понравился фильм "Джокер", а как "Мединскому не понравился фильм "Джокер" (сдавленный смешок)". Ты одним этим смешком высмеял новость, все поняли и ты никого не обидел. На тоненький лёд можно аккуратно одной ножкой ступать — потом если что можно, например, сказать, что ты не называл Мединского плохим человеком, а просто прочитал новость и поперхнулся.


— Ты в начале разговора упомянул, что баттл-МС не говорят про митинги и действительно важные вещи. А сам на митинги ходишь?

— Речь про людей с активной позицией, которые в интернете её высказывают, но сами никуда не ходят. А у меня нет никакой позиции в этом плане. Я понимаю, что происходит какой-то п***ец, но не более того.


— Вернёмся к Studio 21. Ты сам слушал радио до того, как начал на нём работать?

— Раньше иногда слушал Comedy Radio, когда на работу ездил. В детстве в Питере слушал Radio Studio — это был 2007-й год, там крутили R’n’B, рэпчик русский, это было круто тогда. В тот момент думал, что это прикольно, а потом вообще забыл о нём. Я ничего не делал, чтобы на радио попасть, оно само ко мне в жизнь пришло.


— Тебе не кажется, что сегодня радио неактуально и его никто не слушает?

— Я тоже думал об этом. Но потом понял, что если ты на тусовке включаешь свою музыку, то ты полностью ответственен за вайб этой тусовки — тебе надо постоянно переключать песни и заботиться о том, нравятся они кому-то или нет. А так ты просто включаешь радио и все довольно.

Плюс я видел цифры. Радио, конечно, слушать стали поменьше с появлением AUX-а, но, на самом деле, до сих пор радио слушает очень много людей. Есть такая тема, как лояльность аудитории — высчитывают, сколько человек слушает по времени эфир: когда человек включил и когда закончил слушать. И у нас сейчас этот показатель круче всех, даже круче, чем у "Европы Плюс". Хотя аудитория, конечно, намного меньше — у них тысяча городов вещания, а у нас сорок. Но зато у нас очень лояльная аудитория — это часть коммьюнити.


— Утренний эфир тяжело вывозить? Я "сова" и вообще не представляю, как это возможно.

— Я тоже "сова". В основном все, кто ведёт утренние эфиры, ложатся часов в 9. Я так не могу — ложусь часа в два ночи. Но теперь я днём сплю. Тут ещё дело в том, что почти на каждом радио в утренних эфирах сидят по три человека и есть какой-нибудь редактор. Они просто говорящие головы.

А на Studio 21 так не получилось, потому что они изначально хотели дать всем ведущим полную свободу. Я сам выхожу в эфир один, сам придумываю шутки и игры какие-нибудь. И получается не хуже, чем у тех людей, которые по трое работают. Я пытался вдвоём работать, но у меня не получилось. У меня чувство юмора довольно мимолётное — я придумал шутку, вышел в эфир и её рассказал. А когда работаешь с человеком, её нужно с ним согласовывать — она может ему не понравиться.




— Хорошо зарабатываешь там?

— При учёте, что я работаю там четыре часа в день, то да. Не скажу, что радиоведущие самые богатые люди — в основном они зарабатывают на корпоративах. Если брать телеведущих и других смежные сферы, то радиоведущие, наверное, самые бедные. Но, когда я работал инженером, ездил по десять часов в день, была куча ответственности, то получал меньше, чем сейчас.

Сейчас у меня только радио. Но поначалу год пытался работать на двух работах — уходил в семь, возвращался в двенадцать ночи, и это невероятно выматывало. Потом на радио стали платить побольше и я бросил вторую работу — немного урезал аппетиты, но приобрёл больше свободного времени, чтобы уделять время семья и увлечениям. Сейчас я впервые в жизни получаю настоящее удовольствие от работы. С трудом просыпаюсь, но еду туда с радостью.


— Хочешь двигаться дальше по карьере шоумена и пойти на телек или YouTube?

— Было бы классно. Я бы очень хотел Late Night Show своё. Вижу, что многие сейчас в это пытаются, но у них не получаются. Те же Стас Ярушин или Мезенцев — не знаю, чего им не хватает. Но в Америке куча Late Night Show на все вкусы, а у нас только Ургант.

Я бы хотел что-то такое. Это разговорный жанр, ты так же можешь шутить и веселиться. Если идти на телек или YouTube, то мне был бы такой формат больше всего интересен. А что мне ещё делать — снимать пранки или анбоксинги?


— Как возникла идея переизобретения формата "Стол" после FB4?

— Не знаю, мне просто Рестор предложил. Ему ещё во время третьего Fresh Blood нравились мои перископы. Я так понял, что был у них одним из первых кандидатов в списке.

Задумка, с теми возможностями, которые есть у Versus, была неплохая. В принципе, если выкладывать изначально на каком-то другом канале, воспринималось бы иначе. Люди не понимают, что если в среду вышел "Стол", то это не значит, что в воскресенье не выйдет баттл. Поэтому проект похоронили. Людей, как оказалось, очень тяжело удивить Бастой и Райтрауном за одним столом или Егором Кридом и Поперечным. Тяжело понять, что вообще нужно людям.




— "Стол" закрылся?

— Я не знаю, мы не общались на эту тему. Последний выпуск 200 тысяч просмотров набрал. Он как бы плоховатый, но 200 тысяч? Серьёзно?


— Объясни хейтерам "Стола", какие у него плюсы.

— Плюс в том, что можно отвлечься от баттлов, понять, что может происходить и что-то другое. Но они скажут, что можно отвлекаться и в другом месте. Но это была прикольная идея — собрать рэперов, юмористов и людей разной культуры, разных поколений, чтобы пообщаться на какие-то интересные темы. Это интересно, если вслушаться, и многие люди нашли эту интересность. Но очень многие так и не нашли — как правило, это были как раз е***ые школьники.


— Тебя часто баттлят за внешний вид: идеально ровная борода, кожанка зимой и так далее. Откуда у тебя все эти понты?

— Ну, а что такого? Я просто хотел в ней побаттлиться. Хотел побыть в ней, а не в пуховике — у меня какая-то кофта или футболка была отстойная. Принёс кожанку, люди иногда переодеваются для камер — это нормально.

Но это всё ложное впечатление — я вообще за собой не слежу. Если я просто бороду побрил, это не значит, что я за ней слежу постоянно. Я ногти зубами подстригаю, о чём речь. Побрить бороду — это пять минут, это несложно, но зато у тебя аккуратная борода. В первую очередь люди смотрят на твоё лицо, это важно.

Я иногда тоже забиваю на себя, не стригусь долго. Я могу похудеть, могу пожирнеть, могу побриться, могу не бриться — я не стараюсь произвести впечатление внешностью. Может, иногда так получается, но я в этом не виноват. Зайдите ко мне в инстаграм — я постоянно в одной-двух толстовках. У меня может одновременно висеть две-три кофты одинаковых. Я купил, мне понравился образ и хожу в нём постоянно. Я вообще однолюб такой.


— Несмотря на все твои успехи в роли ведущего и преображение в Play Off, тебя всё равно слишком часто называет серым. Тебя это задевает?

— На самом деле, нет. Когда я высказываюсь об этом на баттлах, то всё равно сам знаю, что я не серый. Для них это повод высказаться на какую-то тему, но мне неинтересно баттлить соперника, мне интересно баттлить обстоятельства.


— Объясни, в чём твоё преимущество, относительно других баттлеров?

— В искренности. И в нежелании вы***ваться больше, чем я из себя представляю. Мне часто говорят: "Чувак, ты же работаешь на радио. Многие об этом мечтают. Ты стал медийной персоной". Но в масштабах вселенной это всё ничтожно. Я знаю своё место.

Вот Дудь — суперпопулярная персона, но до последнего в метро ездил. Надо всегда человеком оставаться — это самое главное. Не надо пытаться быть тем, кем ты не являешься. Люди всегда чувствуют это и чувствуют твою искренность, она их притягивает.


— Страницу баттл-рэпа ты в своей жизни уже перевернул. Какой будет следующая?

— Я стараюсь не планировать ничего конкретного. Всё всегда само приходило. Какие-то двери открывались — я их захлопывал, какие-то нет. Даже радио появилось случайно. Может, что-то ещё само появится, может, нет. Но пока работаю на радио, расту в этом, получаю удовольствие, потихонечку получается и это прикольно.

Не стоит загадывать наперёд — любой хайп сейчас не зависит от тебя, если ты не какой-то чувак со своим каналом на YouTube. Сейчас я радиоведущий на Studio 21, а завтра начальство захочет и я уже не буду им. Поэтому надо быть всегда приземлённым.


— Но есть же какая-то мечта?

— Есть мечта, которая, наверное, никогда не сбудется. Хотел бы собрать большой клуб со своими треками. На меня очень сильно повлияло творчество Markul’а, практически во всех треках себя находил. А у него же всегда позиционирование в песнях, что он один. И когда я пришёл на Booking Machine Festival, то увидел огромный парк, кучу людей и как они поднимаются здоровенный плакат с надписью "Ты не один" — у меня чуть слёзы не полились.

Хотел бы делать что-то такое же. Мне даже нравится не творчество, а сам Markul — это как в баттлах было про личность, стоящую за ними. Мне важна именно сама личность, и я сам стараюсь быть ею.



Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком