Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Тор: Рагнарёк" — совершенно чудовищное кино

Наша рецензия на последний фильм Marvel в этом году.

В "Торе 3" немало хороших шуток, есть симпатичные персонажи и яркие локации. Порядком зрелищных сцен и здорово снятых боёв, крайне уместный саундтрек. Заходят погостить персонажи других лент киновселенной и, понятное дело, есть сцены после титров и камео Стэна Ли. И кино совершенно чудовищно.

Тор узнаёт о пророчестве. Мол, если выполнить определённые бессмысленные действия, Асгард будет разрушен. Появляется сестра Тора — богиня смерти Хела и ломает молот главгероя. Сам протагонист попадает на планету, где проводятся гладиаторские бои, и находит там Халка. Весь ход истории и её логика так и строятся на "если выполнить некоторые бессмысленные действия, то получится так-то".

Новый "Тор" — комедия. Комедия целиком, бесповоротно, от и до. И комедия плохая. Потому что гегом тут заканчивается каждая сцена. Некоторые сцены гегами перебиваются или начинаются, но заканчиваются — решительно все. Это будто общаться с человеком, который постоянно пытается шутить. Он так пытается, аж на лице написано, насколько в этом старателен. Даже если моментами это заставляет улыбнуться, общая эмоция ситуации — непроходимая духота. В приоритетах при создании картины первейшим было количество шуток. Их качество — где-то в в третьем десятке пунктов KPI. Обеспечение связности и какой-никакой драматургии вычеркнули из списка целей ещё на первых планёрках.

Будто смотришь не кино от Marvel, а сборник фанатских шуток на его тему, скомпилированный и снятый самой студией. При этом, это не сарказм над жанром, не попытка деконструировать через осмеяние, не самоирония даже. Просто герои почему-то вдруг стали в четыреста тысяч раз чаще отпускать колкости и нелепо себя вести. Самое время, перед надвигающимся армагеддоном-то.

Втройне странно, что в безыскусную юмористическую передачу решили превратить именно ленту про "Тора" — а эта линия картин у Marvel’а была наименее к такому повороту готова. После фильмов от шекспиромана Кеннета Брана и большого мастера важнейших сериалов в истории Алана Тейлора (тогда, на старте, имена режиссёров ещё что-то значили) новая лента — что-то на уровне порнографического фанфика или декламации вогонской поэзиии.





Впрочем, чувство юмора у всех разное — и некоторые формы так называемой разумной жизни могут признать "Рагнарёк" и впрямь уморительным. Но с этим праздником острот и трубадурства ещё двигать остальную киновселенную. В которой с третьим "Тором" навсегда останутся сценарные этюды, когда одна нужная авторам глава переступает в другую без каких-либо внутриэкранных причин. Такой подход, когда создателям можно вообще не думать про логику, потому что волшебство, уже был представлен в "Докторе Стрэндже". Недаром протагонист последнего заскакивает ненадолго в "Рагнарёк" и совершает несколько поступков, которые никто вам никогда не объяснит — просто, чтобы показать преемственность лент.

В некоторой степени вышеописанное — избавление от логики — наиболее логичный сейчас шаг для Marvel. Сперва они пытались брать лучшее из комиксов и переносить это на экран с некоторым, весьма умеренным, уважением к традициям киноискусства. При всех художественных допущениях и ляпах ранних картин, люди там прям садились и писали сценарии. Придумывали законы, по которым в картинах живут, и старались те не нарушать. За что им, зачинателям франшизы, конечно, огромное спасибо от любителей кино. Но духу комиксов, на которых всё это строится, такой подход противен, избыточен и вульгарен. Там своя атмосфера и понимание, что позволено, а что — нет. Чистый, оторванный от реальности, инженерных расчётов, конструкторских решений и сверок с хоть какими-либо правилам полёт мысли. Скучнейшее, между прочим, из того, что может породить человеческий мозг.

И "Рагнарёк" в таком смысле — действительно немножко гибель мира. Киновселенная Марвел совсем перестаёт быть про кино, окончательно уходя в анимированные комиксы. Обильные несмешные шутки, яркие локации, прикольные герои и их непрекращающиеся бои. Новая построенная система полна и противоречива, а старина Курт Гёдель рекомендовал сторониться таких систем. Наверняка, на границе их космоса огромная горилла кидается в странников бочками. И почти с гарантией, приходится кому-то из супергероев сестрой или кузиной.

В общем, фанаты комиксов победили любителей фильмов. Просто за счёт более сильной мотивации, отсутствия внутренних ограничителей и других интересов по жизни. “И как хорош тот новый мир, где есть такие люди”.


Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров