Pyrokinesis: "Два миллиона прослушиваний за сутки, но никто даже не написал о моем альбоме"
Pyrokinesis дал большое интервью "Афише Daily". Полностью его можно почитать на сайте издания, а мы публикуем главные цитаты оттуда.
Почему подал заявку на 17 Независимый
Потому что я начинал с баттлов. Мои первые песни были на онлайн-баттлах, мой первый текст был на текстовый баттл. Фактически это моя история. Раньше те же текстовые баттлы были серьезным подспорьем для тех, кто не мог записываться, но хотел реализовать себя. Я начал писать лет в 14, но ничего не исполнял по целому ряду причин.
Например, потому что меня не устраивал мой голос. Голос у меня, кстати, так и не сломался, но я к нему привык. Чтоб ты понимал: я играл в компьютерные игры на почти полупрофессиональном уровне, но всем врал, что у меня нет микрофона — настолько я стеснялся своего голоса. У меня еще и жесткая боязнь сцены — до сих пор выхожу на свой же концерт и коленки трясутся. Не скажу, что я прям собираюсь участвовать в 17-м Независимом и побеждать. Но это действительно эпохальное и важное событие. Хочется оставить свой след и поучаствовать в таком.
Почему критикуют заявку? Я ж просто сидел дома за компом, оставалось три или четыре часа до поезда в Москву. Играл в World of Warcraft, потом что то надоело сидеть — за двадцать минут написал текст и записал все на диктофон. У меня дома студия стоит, но было в падлу разворачивать. Поэтому просто записал на диктофон, скинул на MacBook, который мне подарил The Flow, свел все примитивно и уехал в Москву. Но если дойду до третьего раунда, то уже постараюсь там.
Как выбирал между баттлами, музыкой и наукой
Я класса с десятого участвовал в онлайнах. Сначала по приколу, а затем уже влился в тусовку, дошел до финала "Левого баттла", который абсолютно несправедливо проиграл.
После этого решил уйти из баттлов и записать свою первую ипишку "5″. Песни с нее я до сих пор пою на концертах. На втором курсе уже встал выбор: заниматься музыкой или наукой. Хотя сейчас я понимаю, что на самом деле такого выбора даже не стояло. Думал, что если ты хорош в одном, то плох в другом. Но, естественно, нужно было заниматься всем. Универ я закончил, получил диплом, но все научные проекты я загасил.
Грант? Не выигрывал, но участвовал. Мы подали проект на "Умник". Жюри все понравилось, но они сказали, что мы подали заявку не в ту область, нужно было доработать проект. Проект связан с электроникой и восстановительной медициной. Нам предложили прийти на следующий год, принести модель и пообещали без конкурса сразу же дать грант. Но это был как раз тот момент, когда я словил жесткий экзистенциальный кризис и сделал окончательный выбор в пользу музыки.
О постструктурализме
Да, я прямо постил в группу в "ВКонтакте" перед альбомом картинку с кузнечиком и лекцию [историка философии] Дмитрия Хаустова по ризоме, чтобы слегка подтолкнуть людей в нужном направлении. Если обратить внимание, на обложке альбома под кучей сколопендр есть маленький кузнечик — это важный символ.
Вот, а по принципу ризомы я всегда выстраивал свое творчество, только раньше не совсем это понимал. В последние года два начал углубляться в современную философию и наткнулся на эту концепцию, когда познакомился с творчеством [французского философа Жиля] Делеза. Увидел и понял — это как раз то, что я делаю. Если обратить внимание, то абсолютно любую песню с моего нового альбома можно связать с прошлыми. У меня даже выходит отдельно текстовый цикл "Final Fantasy", который тоже связан с треками.
Опережая комментарии по поводу того, какой я псевдоинтеллектуал: я это делаю не потому, что хочется нагрузить, и не ради фансервиса. Нет, мне просто интересно. Мне нравится двигаться именно таким образом в творчестве. Творчество должно приносить удовольствие, прежде всего тебе самому. И оно приносит мне удовольствие именно в таком виде.
Кем вдохновлялся из философов
Раньше очень нравился [немецкий философ XIX века Артур] Шопенгауэр, но это уже пройденный этап. Перед последним альбомом очень вдохновлялся Делезом, [Жаком] Деррида, [Роланом] Бартом. Это люди, которые в основном работали с текстом. Вообще я считаю, что французская мысль — самая великая мысль XX-го века. Даже всех ********* [доставшая] деконструкция, о которой дети узнали из баттла Мирона и Гнойного, это же тоже Жак Деррида.
Кого любит читать
Я безумный фанат Пелевина. Во многом потому, что его книги — то самое вкушание текста. Люблю его не столько за идеи, они в основном переработанные, сколько за то, как он фиксирует и подает их. Он тоже очень много берет у французских философов, у того же Фуко, которого мы еще не упомянули. Я как раз начинал читать Пелевина еще до того, как обо всем этом узнал.
Сейчас еще начитался [русского писателя и драматурга Анатолия] Мариенгофа и чувствую, что он начинает на меня влиять. Шекспир — один из моих любимейших писателей. Но художественную литературу я редко читаю, последние года два больше философию и научпоп изучаю.
Топ-3 книг из научпопа? "Вы, конечно, шутите, Мистер Фейнман!". Потом "Ярче тысячи солнц" про [физика Роберта] Оппенгеймера. И еще Брайан Грин, "Элегантная Вселенная": там настолько хорошо все разжевывается про теорию относительности, что любой поймет.
Женский вокал, любимые певицы, фит с Dakooka
Я большой любитель женского вокала. У Ланы просто замечательный последний альбом. Очень нравится, что она не изменяет своей аудиовизуальной эстетике, вот этой вот Америке времен 60–70-х. Раньше я ее вообще постоянно репитил, потом чуть реже, но последний альбом очень впечатлил, и я снова к ней возвращаюсь. Иногда я сокрушаюсь, что сам не женщина, потому что безумно люблю женский вокал. Очень нравится вокалистка Pretty Reckless [Тейлор Момсен], Хейли [Уильямс]из Paramore, Тарья Турунен (бывшая вокалистка Nightwish. — Прим. ред.) — она же вообще оперная певица. Ее песнями тоже очень вдохновлялся, они отлично передают фэнтезийную атмосферу Средневековья. В сольном творчестве у нее невероятное сочетание нежного голоса и жестких таких рифов в духе дарк-фэнтези. У нее какой то прям эльфийский вокал. Еще есть замечательные группы Peach Kings и Wolf Alice, но это уже гранж и рок-н-ролл. А из местных, конечно же, [украинскую поп-певицу] Dakook’у безумно люблю. Я уже написал свою часть фита с ней, а Катя [Еременко, настоящее имя Dakook’и] мне скинула вариант со своими напевками. Я приходил к ней на концерт, познакомился, там обо всем и договорились. Концерт, кстати, был в филармонии, и все звучало просто замечательно. Поэтому фит уже скоро.
Что не так с музыкальным медиа в России
Катю постоянно зовут на фестивали, но на сольные концерты приходит мало людей. А у нас по всей стране солд-ауты, но на фесты вообще практически не зовут. Не знаю, с чем это связано. Возможно, с некомпетентностью российских музыкальных медиа. Отчасти и "Афиши" тоже. Например, у моего альбома почти два миллиона прослушиваний за сутки, но никто даже не написал о нем. Медиа зачастую не понимают, как все работает, и поступают очень странно.
С кем бы хотел фит
С группой "Помни имя свое", очень люблю их вокалистку. С Thrill Pill хотел бы — *********** [офигительный] персонаж. У него есть отличная песня "Смерть комментатора". Марсель Дюшан говорил, что гениального художника от посредственного отличает то, что гениальный может взглянуть на себя одновременно глазами всех людей всех времен. Вот Thrill Pill такой, он просто чувствует эпоху. Без иронии и без шуток, он очень клевый.
Еще поставил себе цель фитануть со всеми участниками группы "Каста" по отдельности. С Влади уже договорился. Безумно люблю Влади, очень люблю "Касту" — вырос на их песнях. Альбом Хамиля "Феникс" — один из ключевых в моей жизни. Я даже на одном из баттлов делал кавер на "Искусственного человека" Влади.
Любимые художники
Благодаря Умберто Эко я проникся Питером Брейгелем. Кто еще впечатлил? Импрессионисты. Они же как мученики от искусства. Им пришлось стукнуться лоб в лоб с классической школой, с академиками. Эдуарда Мане в этом смысле очень люблю.
Уорхол мне очень близок. Баския, безусловно. Они же дружили, и, говорят, Уорхол подкатывал к его заднице. А у Уорхола я обожаю идею бессмертия. В чем его особенность — в том, что он очень боялся смерти и хотел, чтобы его работы висели в каждом доме. А это трудно сделать, учитывая, что искусство по большому счету единично, это дискретная вещь. Уорхол переработал концепцию творческого бессмертия.
Про Мане я уже говорил. Еще очень большое влияние на меня оказал Франсиско Гойя. Еще одна картина Фрэнсиса Бэкона на меня повлияла очень сильно — "Портрет папы Иннокентия X".
Алкоголь, драка с командой Хаски
У меня есть одна безумная история, но я даже боюсь ее рассказывать. Короче, однажды я подрался с командой Димы Хаски в одном из городов (у нас выпали концерты в один день). И я абсолютно ничего не помню. Насколько мне известно по рассказам, я получил ***** [люлей], а потом мы помирились и пошли искать бар. Сознание ко мне вернулось только в тот момент, когда я вынес с ноги дверь магазина "Пятерочка". Мне очень стыдно за это. Но тогда я думал об одном: "Сейчас меня заберет полиция, и будет тепло". Я так думал, потому что зимой вышел на улицу в легкой летней курточке. А вместо полиции приехали чоповцы и уложили меня прикладом в землю, попутно угощая шокерами.
Потом меня передали полиции, много мотался по отделам, брали отпечатки ног в кедах, было очень много возни и в целом весело. На самом деле вся история еще более жесткая и панковая, но не хочу ее подробно рассказывать. Но там было прям панково-панково. Люди вокруг ничего не понимали.
Депрессия, Петербург
На момент, когда я переезжал в Санкт-Петербург, в моем сердце была большая дырка из за женщины. Плюс навалившееся вот это все: рэп, какая то первая известность. Все это сыграло злую шутку, и я на какое то время очень сильно ушел в себя. Но никакого творческого импульса никакие вещества не дают, это все бред и глупости. Никогда не нужно стимулировать творчество веществами и прочей ***** [ерундой] — творить можно и нужно на трезвую голову. Большинство треков я пишу на трезвую голову.
Линия мерча "Художника посадят": о чем она
Однажды я сидел дома и пришел к интересной для себя мысли, что есть такое понятие, как герой нашего времени. И если раньше таким героем был модернист, который кричал об идеалах, то чуть позже им стал коммерс, который продавал эти идеалы. Это были две крайности. В наше время любая гениальная идея проходит промежуток между вспышкой и коммерциализацией.
Любая великая идея в определенный момент продается. "Из андеграунда на экран", как говорит Мирон Янович. И всегда канонизировались либо герои, которые создавали идею, либо которые продавали. Я подумал: а почему бы не канонизировать нечто среднее? Идея с момента создания быстро выходит в тираж. Герой тот, кто успеет ее продать. Но за каждую великую идею кто то должен сесть.
Это нарративная подоплека. А фактическая в том, что я действительно интересуюсь тем, что происходит у нас в стране, и не являюсь аполитичным. Я вообще считаю, что искусство не может быть аполитичным. Искусство — это отражение действительности. Даже у меня в моих метафорах сказочных можно найти какие то такие моменты.
Мерч — мое выражение поддержки людям, которые борются за свободу, за все хорошее и против всего плохого. Недавно мы еще раз запускали эту линию и сделали ровно 68 футболок — это отсылка на студенческие движения 68-го года во Франции. И 68% от продаж мы отослали в "ОВД-Инфо", "Правозащиту открытки" и в "Медиазону" как донаты. Письмо в защиту фигурантов Московского дела? Мне в ЛС постучался Андрей Андреевич Замай и сказал, что намечается вот такая движуха, не хочу ли я вписаться. Я решил, что дело благое, и не могу остаться в стороне.
Что думает о критике за "позерство"
Я уже говорил, что делаю это все исключительно для себя. Я экспрессивный персонаж достаточно. Есть ли во мне позерство? Да, безусловно. Я считаю, что в любом творческом человеке есть позерство, и это нормально. Но это есть не в моем творчестве, а исключительно в моем поведении. Творчество я делаю только такое, которым искренне хочу заниматься. это часть характера.
Я просто мудак, и все. Очень сложно жить в образе, потому что тебе приходится придумывать ролевую модель и постоянно ее на себя примерять.
Когда ты живешь образом, то постоянно меняешь эту ролевую модель и в какой то момент испытываешь конфликт личности. Однажды я пришел к выводу, что это не есть хорошо, и надо жить так, как мне велит мое сердечко.
Поэтому, собственно говоря, я выбиваю дверь магазина "Пятерочка" и пишу про говно в Twitter. Кто меня может упрекнуть в том, что я держу какой то образ, когда я в Twitter пишу про говно и мочу? Это ролевая модель, которая в меня вшилась — я стал своим образом. Когда то я придумал себе образ, а со временем просто стал им. Я это просто я. И нет другого "я". И никогда не было.