"Сцена жрала электричество, как пятиэтажка": кто ставит концерты Хаски, OG Buda, Miyagi & Эндшпиль и не только
Я родилась и выросла в Тюмени. Моя семья хотела, чтобы я работала в нефтяной сфере. На занятиях я проводила время в наушниках, сидя в интернете, и мечтала найти дело, которым я буду гореть.
9 лет назад я собрала чемоданы и с 10 000 рублей в кармане решила бросить всё и отправиться в Москву. Мне повезло, меня окружили замечательные люди, которые вдохновили, дали возможность учиться у них и открыли множество дверей. Список моих профессий за 5 лет — ассистент стилиста, смм бренда, продюсер вечеринок, менеджер артиста, арт-директор в студии и художник-постановщик в рекламе и что только не.
В итоге я пришла к тому, что было всегда рядом со мной — к музыке. Моя работа — это мой мир, в котором я могу спрятаться от серой реальности. Я почти никогда не устаю, потому что горю своим делом круглосуточно. Иметь возможность придавать музыке визуальную форму, выражать то, что я чувствую от ее прослушивания — то, без чего я своей жизни не представляю.
Obladaet
Назар — первый человек, чей концерт я срежиссировала. 2020 год, его тур 3D19, меня позвали поставить и cпродюсировать целое шоу, а я вообще не знала, как это делать. Все было наощупь, с большим страхом и выдуманной уверенностью перед артистом, но вышло круто. Было много лазеров, мы рисовали контент для 3D очков на экраны и раздавали всем на входе кастомные очки. Было смешно, как все в зале в этих очках месились.
Назар — один из немногих на нашей сцене, кто реально умеет выступать и держать толпу. В 2022 году мы делали его концерт Players Club. На концепцию шоу вдохновила любовь Назара к спорту. На сцене мы построили спортивную трибуну и световые шестиметровые вышки. В какой-то момент Назар решил залезть на них без страховки — у меня тогда сердце чуть не остановилось.
Soda Luv
С Владом мы познакомились 3 года назад. Я ставила его концерт. Было время ковида, поэтому концерт был сидячий! Люди на стульях слушали трэп.
Для Влада это был первый сольный концерт. Его желания были такими: "Хочу летать над залом, хочу голых женщин". А до концерта оставалась неделя. В итоге он спускался вниз на лебедке, но из-за того, что репетиций толком не было, запутался в стропах, все пошло не по плану. Но были голые женщины (в купальниках), был актер Дед, которого с экрана пытался съесть Моргенштерн. Собрались все топ-артисты того времени, было ощущение одного комьюнити. Такого сейчас уже не представить: все рассорились, разъехались.
В конце 2023-го у Влада снова был сольный концерт. Влад скинул мне видос 50 Cent, с которого снимаются по очереди костюмы на сцене, и сказал, что хочет так же. А у меня концепция шоу — сложные световые партитуры, основанные на аниме. Туда такое не ложилось. Влад постоянно шутит: "Желание клиента — закон". Пришлось делать, но получилось клево, я порадовалась.
Планировалось, что у концерта будет ограничение 18+. Но поставили 16+, из-за этого ушла часть концерта. У песни "ЯРЛС" ("Я люблю разных сучек") есть неизданная версия с длинным интро, там Влад занимается с кем-то сексом. Я мечтала показать на концерте клип без цензуры (режиссером клипа тоже была я), а интро сделать основным инструментом повествования шоу. К сожалению, этого не случилось.
У Влада сейчас контракты с большими сетями супермаркетов с его газировкой, ему лучше так не чудить. Поэтому мы и не стали загружать на Pornhub версию клипа “ЯЛРС” без цензуры.
OG Buda
С Гришей мы вместе росли в Тюмени, наши родители дружили. У моей мамы день рождения 9 января, у Гриши — 10-го. Мама Гриши поехала его рожать с дня рождения моей мамы. И она же придумала мое имя.
Многие думают, что связь с Гришей помогла мне в карьере, но это не так. Мы впервые поработали в 2022-м на его первом большом сольном концерте в Stadium.
Гриша сделал концерт "на все бабки". Это был самый дорогой мой концерт — думаю, шоу было сделано почти в ноль (то есть, организаторы потратили всю выручку от билетов и не получили дохода — Прим. The-Flow).
Ребята пришли ко мне за 3 недели до шоу. А у любого шоу есть цепочка производственных этапов. Приступить к реализации после всех отрисовок и утверждений мы смогли только за 10 дней до концерта. И в этот момент я слегла с ковидом.
На сцене было 4 больших экрана, на каждом был свой контент. Суммарно для 38 треков нам нужно было создать около 100 видео за 10 дней. В результате мы проводили съемки в режиме онлайн: я с температурой 39 и осложнениями на сердце сутками супервайзила около 10 художников. Я очень горжусь тем, что у меня получилось хотя бы просто выжить.
Для контента я выбрала стилистику примитивизма. Некоторые коллеги мне предъявляли: "Чё за детский сад, это странно выглядит". А на следующий год у Дрейка был тур в таком же стиле.
Сцена, на первый взгляд, выглядела очень просто, но построить такую громадину из экранов и технически сложно, и дорого. Она жрет электричество, как пятиэтажный дом.
Шоу прошло безумно круто. Была потрясающая энергия, было красиво и местами мегатрогательно. Наши с Гришей мамы сидели наверху. Я думаю, что они тоже пережили большой спектр эмоций, потому что помнят нас маленькими придурками — сложно было представить, что из нас получится что-то путевое.
Miyagi & Эндшпиль
С ребятами меня познакомил наш дорогой друг Игорь Клепнев. Это было за месяц до их двухдневного шоу в Adrenaline Stadium.
С их творчеством я была знакома на уровне песни "I Got Love". И направляясь на первую встречу, представляла себе грозных серьезных мужчин. А встретили меня 10 чисто своих пацанов в спортивках на кортах у крыльца их студии. которые шутят, делают комплименты и просто создают классный вайб.
Пацанам в целом по барабану концепции, визуальный язык — они кайфуют от того, что просто делают музыку. Как говорит Игорь, “бродяги в поисках смыслов”. Я долго пыталась вытащить из них какие-то штуки. С первой встречи я ушла растерянная и не понимала, с чем возвращаться.
За день до встречи мне приснилась идея. Я чувствовала себя неловко на встрече — вдруг меня примут за сумасшедшую, скажут: "Какой вообще сон?" Я медленно подступаю к рассказу, достаю картинку, а они отвечают, что это именно то, что они хотели.
Мы построили на сцене Stadium огромную комнату — это была их студия, куда они всех пригласили, чтобы показать, как строится процесс. А так он и строится — они собираются с друганами и вайбят.
У них было два концерта по 8000 зрителей, что довольно мощно. Но что меня поразило — у них было 600 плюсов (приглашенных гостей — Прим. The Flow) только в один день. Вот широкая осетинская душа. Они позвали своих родных, близких. И я такой любви к артистам никогда не видела. Люди в зале плакали, обнимались, делали предложения своим вторым половинам.
На второй день охрана не справилась и человек 200 выбежали на сцену. Другие артисты в такой ситуации убежали бы, а они такие: "Пофоткаемся, что ли?"
Знакомство с Хаски
Познакомились мы с Димой в году 2015-16, когда делали вечеринки "Русский аттракцион". Он только набирал популярность, это было время форса "Пули-дуры".
Мы приглашали малоизвестных артистов: от ранних Гнойного и Яна Блока до челов с 30 подписчиками во Вконтакте, которых мы находили и везли из, например, Новосибирска в Москву. Журнал Vice прилетал снимать про нас документальный фильм. Как раз на этой вечеринке Дима и выступал.
Заведение было на территории РУДН (Университет Дружбы Народов на юго-западе Москвы, где традиционно училось много студентов из стран Азии и Африки; на его территории находится много кафе с этнической кухней — Прим. The Flow) и называлось "Сказка" или как-то похоже — кальянный бар. У меня есть видео, где молодой, зеленый Дима выступает на маленькой сцене посреди фотографий кальянов, рядом танцуют стриптизерши.
В 2019 году группировка "Атака" снимала фильм "Люцифер" с Димой, а меня пригласили оформить его похороны. У него на YouTube до сих пор в шапке профиля фото, где он лежит в гробу. Когда я ее открываю, у меня всегда флешбек. Я помню, как я его клала в гроб, раскладывала эти цветы вокруг, как его гримировал гример, который действительно гримирует трупы.
И наша плотная работа началась с того, как я его похоронила.
Радио СПГС, Олег Кикимора и Ядерное болото
В последние два года у нас с Хаски было около 50 выступлений по всей России и СНГ. Около 30 из них мы посвятили вселенной “Радио СПГС”. Это серия театрализованных шоу. Радио СПГС — вымышленная радиостанции, ее единственный ведущий Олег Кикимора (Вещий Олег) живет на болоте.
СПГС расшифровывается как "синдром поиска глубинного смысла", и смыслов этих в проекте просто завались.
Концерт Хаски в "Урбане" и запуск "СПГС"
Сначала на концертах Хаски я придумывала художественную, сценографическую концепцию, строила всё и занималась светом, но как-то не набиралась храбрости быть Диминым концертным режиссером. Но в прошлом году в мае Дима делал три концерта в "Урбане". И он позвонил мне: "Даш, мне вообще ничего не нравится, я не понимаю, что делать, помоги".
У него была идея посвятить это шоу открытию некой партизанской радиостанции. Что это за радиостанция, почему мы ее открываем — никто не обьяснил.
В 99% проектов я отталкиваюсь от идеи и мысли, а не от формы, но этот концерт был посвящен почти исключительно форме. Я была увлечена музыкой группы Coil и старыми японскими хоррорами. Я наткнулась на выступление Coil в Москве в 2001 году, и их светоотражающие комбинезоны меня просто заворожили. Я начала изучать комбинезоны, защитную одежду и пришла к мысли о ядерной войне, ставшей причиной основания партизанского микродвижения СПГС и его радиочастоты. Так родились наши мутанты — работники радиостанции.
Маски каждого из них делала вручную художница Катя Старостина вместе с гениями электрики из OOPS Team. Мутантский язык и символику радиостанции мы разрабатывали вместе с Антоном Сартеком (ADED). По залу были развешаны расписанные вручную Антоном полотна с символикой и фразами на несуществующем языке.
Вещание радиостанции проходило между блоками песен, как некий антракт. Дима записал аудиодорожки с радиорубриками и джинглами. Вместе с Юрой Катовским, другом и коллегой по Русскому Аттракциону, мы создали видеоиллюстрации к каждой дорожке.
Я приверженец аналогового метода. Очень люблю, когда всё сделано вручную, это самая крутая фактура, самые живые цвета. Например, у нас было очень много камер, и все они были странные. Я взяла на Авито тепловизор для сантехников, мы подключили его на трансляционный экран. Мы транслировали с камер, которые в реальном времени перегонялись через шнур, а за сценой перегоняли их в разных эффектах на 7 телевизоров. Потом переснимали на другую камеру экран телевизора и в реальном времени всё это выводили на экран трансляции. В какой-то момент я просто взяла камеру, загриповала ее скотчем на световой прибор, и она крутились на нем. Это дало картину, которую невозможно достичь какими-то эффектами, и было сделано за три с половиной рубля.
Фестиваль ENCORE с Хаски, или “Рекламная интеграция на Радио СПГС"
Это единственное шоу, которое хотели запретить.
Летом 2022 года я плотно села на конспирологию, сутками изучала “реальное” устройство мира, утопала в куче бреда (и не бреда). Когда Дима предложил поставить его выступление на фестивале Encore, мой мозг отказывался думать о чем либо, кроме конспирологии.
Шоу задумывалось как реклама выдуманной секты, представителем которой является Хаски. Я предложила Диме представить выступление в качестве рекламной интеграции на Радио СПГС. Хотелось выступить на рэп-фестивале без характерного для артистов этой сцены “сложного лица”.
Так было придумано лицо с третьим глазом. Был смонтирован объёмный по своему хрону и наполнению “обучающий фильм” про тайное правительство и массовое заражение человечества. Мы распечатали листовки, а два актера должны были раздавать их и “вербовать” народ в секту.
Из-за этих листовок буквально через 10 минут наших актеров окружила охрана. Я побежала их спасать, меня закрыли в кабинете начальника службы безопасности Музея Москвы и читали лекции про прокуратуру, РПЦ, богохульство и прочее. Выступление вообще хотели запретить, но получилось договориться.
Сюжет СПГС и потайной смысл
Стало понятно, что концепция бесконечной радиостанции, и подход, что каждое выступление может стать ее рубрикой — это гениальный, уникальный концепт, развязывающий нам руки.
Чего только не было на нашей радиостанции — “Аудио-сказка К.О.Л.О.Б.О.К.”, с сюжетом о том, как Колобок-Дима ищет того, кто его съест (в итоге съела муха), “Новостной выпуск” на Фестивале “Будущее”, “Специальный Рождественский выпуск” в Мутаборе, а также несколько шоу, посвященных истории главного героя и единственного ведущего Радио СПГС — Олега Кикиморы.
Случайно и смешно сложилось, что наш Олег — Вещий, так как он вещает свое радио. Наш герой придумал некий Ядерный Апокалипсис, как предлог, чтобы уйти из социума и жить одинокой жизнью в лесу. Был ли Апокалипсис, никто не знает, но мутанты-работники Олега могут быть этому подтверждением. Так он очутился на болоте и стал тем самым человеком, в своем “болоте” увязшим.
Олегу было скучно и он решил осуществить давнюю идею, которой стеснялся в реальной жизни — основать свою радиостанцию. В ее эфирах он рассказывал нам о том мире, в котором он жил, о своем любимом болоте и его жителях, шутил, проводил сеансы гипноза и ставил много разной музыки, в основном своего любимого артиста Димы Хаски.
Наши концерты стали параноидальным бредом Олега, ведь все, что происходило на сцене и в зале — всего лишь плод его фантазий. В последней 7-й части нашей саги Олег надышался газом из протекающей трубы, очутился в глубине своего сознания и встретился с Димой лицом к лицу. Тогда он понял, что его увлечение лишь вредит ему, принял решение закрыть радиостанцию и уйти обратно в настоящий мир.
Самая последняя речь Олега, прощальная, была написана мной. Мы привязали очень красивый лазер к голосу Олега, который повторял его как эквалайзер, и в полной темноте он ярко светил на зрителей под звуки речи прощания нашего друга. Этот момент был настолько красив и сказочен, что я не забуду его никогда.
Финал
Когда я только начала работать с Димой, он сказал мне примерно следующее: "Если я тщательно не готовлю свое выступление, то мне кажется, что я зрителей немного обманываю на деньги". Эта фраза очень основательно засела в моей голове.
Я нахожусь в постоянной моральной борьбе с людьми в индустрии — артисты, их менеджеры, организаторы, прокатчики и прочие. Я считаю, что если вкладывать деньги в концерты, хотя бы на полтора часа помещать зрителей в сказку и давать им возможность пережить настоящий момент здесь и сейчас, в единении с их любимой музыкой — мир не только станет чуть лучше, но и билетов продаваться будет больше тоже.
Концертная индустрия в России выглядит очень скудно и я очень стараюсь это изменить, идя на постоянные жертвы, потому что верю в ценность момента, пережив который, на выходе из клуба хотя бы одному зрителю захочется выкинуть бычок от сигареты в урну, а не мимо нее.