Новости Тексты Альбомы Клипы
16+
Тексты
Записал: Кирилл Бусаренко

Pokras Lampas объясняет нам NFT

Как мир диджитал-искусства подсел на этот хайп и почему люди готовы платить за цифровые картинки и мемы сотни тысяч долларов.
Комментарии
0

NFT — главная тема последних месяцев в сфере диджитал-искусства. Официальное определение "невзаимозаменяемый токен" мало кому что объяснит, но упрощенная суть в следующем — благодаря технологии блокчейна на специальных интернет-аукционах появилась возможность покупать цифровые объекты: картинки, видео, аудио и даже мемы, за которые владельцы получают временами неправдоподобные суммы.

Мы мало что понимаем в криптоарте, поэтому обратились к специалисту — художнику Pokras Lampas — и задали несколько вопросов про NFT, а также попросили прокомментировать особо дорогие работы. И обложку альбома Кизару.




Физическое искусство можно потрогать руками, можно купить оригинал и стать его единственным обладателем. А в чем ценность NFT?

В первую очередь NFT как технология — это возможность верифицировать любой объект творческой деятельности. Это может быть и звук, и бит, и 3D-модель и какой-нибудь сложный файл, JPEG-картинка, видео.

Мы живем в современных реалиях, когда современными художниками становятся не только те, кто пишут полотна или создают скульптуры, но и и многие люди, которые работают с диджитал-артом. Раньше у них не было возможности удобно и качественно тиражировать и продавать оригиналы работ. Сейчас этот инструмент появился. Для диджитал-художников это такой ренессанс.

Также это интересный инструмент для коллекционеров, у которых не всегда есть большие стены, но при этом у многих есть экраны. Некоторые инвестируют в определенное имя, понимая, что рано или поздно это может стать хорошим вложением на вторичном рынке или возможностью обменять один арт на другой.

Сейчас под NFT попадают много сегментов. Например, в спорте сейчас "токенизируют" известные баскетбольные матчи и делают карточки. Это интересный рынок, и не последнюю роль играет то, что есть огромный объем криптомиллионеров и держателей активов, которые до этого особо не участвовали в покупке физических работ и оставались в теневом сегменте. Для них это возможность интересно распорядиться активами и поддержать любимых художников.


Может обычный человек без подписчиков и известности что-то продать на NFT-аукционе?

Это сильно зависит от площадки. Есть такие, куда легче получить доступ, например, площадка Foundation. А потом можно выставить работу на 24-часовой аукцион, и она неизбежно попадет на главную страницу.

Тогда сработает механика, что можно поставить первую ставку. Ну или художник может попросить друзей или коллег, чтобы те поддержали его первой ставкой, потому что здесь работает правило комьюнити. А дальше на последних 10-15 минутах работа появляется на главной маркетплейсов — и это возможность увидеть ее наряду с известными и дорогими продажами. Равная конкуренция. Далее уже вопрос к часовой зоне и удаче — увидит ли коллекционер вот прямо сейчас тот или иной лот, захочет ли поднять ставку. Часто война ставок превращает работу за первоначальные 100 долларов в работу за тысячи и десятки тысяч.


А есть ли какой-то тренд внутри NFT-сферы? Есть ли объекты, которые коллекционеры скупают чаще остального?

Каждая площадка в каком-то виде формирует свои тренды. Где-то это футуристический 3D-дизайн, яркие цвета, блестящие прозрачные текстуры на моделях, космос и человек, легко считываемые образы и прочее. Около месяца назад половина продаж приходилась на такие работы. Но аудитория площадок и количество художников сильно расширяются.

На мой взгляд, сейчас основной тренд именно внутри комьюнити — это попытка перестать оценивать работы коллег и уходить от токсичной критики. Стараться поддерживать даже то, что не нравится, поддерживать разнообразие и начинающих художников. Сейчас это классный пример роста комьюнити с нуля, формирования ценностей и объединения креативной индустрии, а не просто коллекционеров.


У тебя был опыт с NFT? Продавал, покупал?

У меня сложился очень позитивный опыт работы с NFT — не в последнюю очередь, потому что есть своя аудитория и имя, которое знают в России и других странах. Поэтому даже при первом дропе со ставкой в “эфир” — это около 2,5 тысяч долларов — был сразу поддержан нашими/зарубежными художниками и коллекционерами. В итоге был продан за 16 “эфиров”.

Последующие продажи были не за такую высокую сумму, потому что самый первый дроп считается генезисом и оценивается всегда выше, так как это определенная редкость для коллекционера. Тем не менее моя коллаборация с Дмитрием Мельниковым ушла за 10,8 “эфира”, а другие экспериментальные дропы — где-то за 2-3 “эфира”.

Работа с NFT — это не только продажи и покупки. Сейчас есть возможность не просто заработать денег, а развить индустрию. Лично я вложил 15+ тысяч долларов в произведения начинающих художников, коллекционные карточки и тиражные работы известных мастеров. И не собираюсь останавливаться — например, мой твиттер сейчас посвящен NFT, и я могу кого-то ретвитнуть или упомянуть в треде коллекционеров.


Популярность NFT и криптоарта в целом — это надолго?

Уверен, что надолго. Этот рынок сильно поменяется за считанные месяцы и годы. Недавно он был похож на Дикий Запад, а через недели стали заново формироваться цены на работы, начал появляться вторичный рынок, появляться первичные оценки рисков и инвестиций коллекционеров. Бывают примеры, когда коллекционеры поддерживают огромными суммами экспериментальные работы. В NFT приходят люди абсолютно разного уровня, подхода и медийности: от Эминема до Сноудена. Надеюсь, в будущем появится большое количество офлайн-галерей, а у диджитал-художников будет больше инструментов для независимой авторской работы.


Прокомментируй несколько топовых NFT





Beeple “Everyday — The First 500 Days”, 69 миллионов долларов



Beeple — один из легендарных медиахудожников в мире. Многим может не нравиться его стиль, но его упорство безусловно заслуживает уважения. Выкладывать работы на протяжение тысяч дней, несмотря на критику и комментарии, сформировать аудиторию в 1,5 миллиона с нуля, и превратить свое творчество не просто в объект цитирования, но и часть истории искусства — это большая заслуга.







Trevor Jones “Bitcoin Angel”, 3,2 миллиона долларов



Это крутой пример работы с тиражированием, когда Тревор продал не оригинал, а больше 1000 копий, поэтому вышла такая внушительная сумма.








Homer Pepe, 320 тысяч долларов



Если говорить о мемах, то это часть современной интернет-культуры, поэтому абсолютно нормально, что многие криптомиллионеры, которые выросли на этой эстетике, готовы вкладывать сумасшедшие деньги.









Chris Torres “Nyan Cat”, 561 тысяча долларов



Что касается мемов, то стоит еще упомянуть, что суммы за них были выложены не просто в духе “увидел картинку, предложил 60 тысяч долларов и купил”. Эта сумма формируется за счет аукциона, который ограничен по времени, и самая высокая борьба разворачивается в последние минуты. Аукцион запускается на 24 часа, когда кто-то внес первоначальную сумму ставки, а потом новые ставки сбрасывают счетчик таймера на последние 15 минут. И тут происходит самое интересное — война переходит в крупные цифры, потому что о лоте уже знают другие коллекционеры из чатов “дискорда”, медиа и других каналов.









FEWOCiOUS “The EverLasting Beautiful by FEWOCiOUS”, 550 тысяч долларов



Fewo — один из самых интересных художников в NFT-мире, потому что ему всего 18 лет, а у него уже сумасшедшие продажи. Вокруг этого ходят много слухов о лобировании имени определенными коллекционерами и спекуляции на быстром росте работ. Но я не обладаю всей информацией. Пока что мне кажется, что эта эстетика еще не сформирована до конца.










Pak “Metarift”, 904 тысячи долларов (вот тут в движении)


Работы Пака — это интересный пример того, как диджитал-артист, который не может быть правильно репрезентирован в традиционных галереях, нашел возможность собрать огромную аудиторию, развить собственную эстетику и суметь кодировать другие смыслы внутри работ. Многие покупатели находят интересные отсылки в коде, внутри макетов и файлов. Сам он делает очень интересные коммуникации в твиттере и является одним из самых популярных и интеллектуально мощных художников.









Я рад тому, что многие представители нашей культуры — не только художники, но и рэперы, режиссеры, писатели и прочие — стали экспериментировать на новом поле. Это возможность расширить аудиторию и получить саппорт от новых коллекционеров.


comments powered by Disqus
В рубрике "Разбор" редакторы The Flow отвечают на главные вопросы об альбоме и дают ему свои оценки.
Новый музыкальный жанр, очередной виток развития аудиовзиуальной культуры или вычурная постмодернистская пародия на поп-музыку? Попытаемся разобраться что такое гиперпоп, и как он влияет на другие музыкальные жанры, в том числе и на хип-хоп.
Рассказываем, как настолько долгожданный релиз оказался главным разочарованием жанра.
Больше никаких загадок и пранков — третий альбом Мирона вышел.