Тексты

Как дагестанские (и не только) дальнобойщики протестуют против властей

Что такое "Платон", кто на нем зарабатывает и почему он привел к самой крупной за последнее время акции протеста, о которой молчит телевизор

15 ноября вступило в силу постановление правительства, вызвавшее протесты дальнобойщиков. Логика была следующей: большегрузные (свыше 12 т) автомобили разрушают дороги, значит их собственники должны вносить дополнительный сбор на ремонт. Но протестующие уверены, что это приведет к закрытию малых и средних перевозчиков — и повышению цен на перевозки крупными.


В этой пылкой речи не все понятно — но ясно, что проблема остра



Протесты дальнобойщиков стартовали еще 11 ноября. Водители большегрузных автомобилей в рамках акции протеста выстроились вдоль обочин сразу нескольких федеральных трасс. Несогласные с повышением стоимости проезда по дорогам водители припарковали свои 12-тонники вдоль дорог Подмосковья, Карелии, Ульяновской области, Сибири и других регионов России, сообщал РБК. Около 60 грузовиков выстроилось вдоль обочины на трассе М4 «Дон». Более 150 водителей грузовиков встали на аварийку на трассе Москва — Крым в Белгородской области. И это неполный список.

Водители большегрузов выступили с требованием об отмене сбора за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам, которое вступало в силу с 15 ноября.

Сейчас будет трудно: согласно постановлению, размер платы, взимаемой с большегрузов за 1 км пути по федеральным трассам, до 29 февраля 2016 года будет составлять 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го он составит 3,06 руб. на 1 км. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. В связи с этим некоторые региональные перевозчики уже объявили о повышении тарифов на свои услуги на 30%. Что неминуемо означает рост цен на любые товары, которые таким образом перевозят, для всех нас — ведь автомобильным транспортом в России перевозится более 80% всех грузов.

Рады, что вы еще с нами.

Тем же вечером об акциях доложили президенту. Тот посоветовал переадресовать вопрос правительству и министерству транспорта. В тот же день замглавы Минтранса заявил, что штрафы будут брать только в Подмосковье, в остальных регионах отсрочили до мая 2016-го.

Собирать плату с владельцев грузовиков должна частная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Год назад она БЕЗ КОНКУРСА стал оператором системы «Платон» — Росавтодор заключил с ней концессионное соглашение на 13 лет.

Дополнительное раздражение способна вызвать информация о собственниках компании. По данным СПАРК, оператор на 50% принадлежит сыну приближенного к президенту Путину миллиардера Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам государственной корпорации «Ростех». Здесь интересное об истории создания "Платона".

Когда «Платон» запустился 15 ноября, выяснилось, что система работает со сбоями, деньги списываются некорректно, сайт постоянно виснет. В результате 19 ноября началась новая акция, более масштабная. Часть водителей вновь выстроилась вдоль обочин, другие устроили так называемую акцию «Улитка», двигаясь по трассам со скоростью 5 км/ч. У офисов «Платона» собирались пикеты.

Протестующие требовали провести реальное тестирование технологий и методик системы взимания платы, изучить влияние сбора на инфляцию, обсчитать всю экономику проекта. И только после этого аргументированно либо принять, либо отвергнуть новую систему.

Федеральные телеканалы избегали освещать эту тему, не смотря на то, что акции протеста прошли в 24 областях. Наиболее неспокойно было в Дагестане. «К 18 ноября в республике бастовали более 17 тыс. человек. Машины растянулись по обочине трасс на 57 км. Они никуда не разъезжаются, спят там, сменяют друг друга», — рассказывал РБК лидер водительского профсоюза.

По его словам, у протестующих нет политических требований: «Мы не пятая колонна. Я люблю свою страну и ненавижу Америку. Многие из нас были участниками Антимайдана, но сейчас мы боремся за наши права и за права всех россиян — введение платы за проезд фур ударит по всем потребителям».

В результате Минтранс сообщил о сокращении штрафов в 10 раз. Взимать их начнут не ранее следующего года. Тем не менее, ряд бастующих это не устраивает: они называют уступки несерьезными и требуют полного отключения «Платона». «30 ноября поедем в Москву и остановим МКАД!» — говорят протестующие в Дагестане корреспонденту "Новой газеты"— говорят протестующие в Дагестане корреспонденту "Новой газеты".

Как рэперы меняются к весне и создают шедевры в туалете
Первый сольный альбом Сеги за четыре года
"Он мог бы поступить благородно — защитить нас от травли и подтвердить наши слова"