Все альбомы Pharaoh — от худшего к лучшему
Такие рейтинги всегда вызывают много споров. Не избежать их и на этот раз.
Pharaoh, как герой своего времени, продуктивен: за шесть лет он выпустил 12 релизов, среди которых и сольные, и совместные. Этот список — попытка наших редакторов отранжировать его дискографию, расставив релизы в ней от худшего к лучшему. И заодно вспомнить их значимость для современного рэпа новой школы.
12) Правило (2020)
Последний на момент написания текста альбом Глеба Голубина раскритиковали и коллеги, и часть слушателей, хотя в стриминге он показал хорошие цифры: стартовал с первого места чарта Apple Music. Дело не только в музыке, но и в эпохе: в 2017 году Pharaoh хвалили за стиль куда больше, чем ругали за незатейливый лексикон. Что произошло три года спустя: модный продакшн и стильный визуал превратились в обязательную норму, а не выделительный маркер, бывшие коллеги Pharaoh радикально усложнили звук и сами встали к микрофону, новые герои тоже вступили в игру. На этом фоне у Pharaoh будто бы не изменилось вообще ничего. Мы привыкли к трендсеттеру, который ну наверняка сейчас что-то выдумает и/или адаптирует новое. Теперь Глеб — в роли фолловера, и эта роль ему никак не идет.
11) Redrum (2018)
Слушать: Soundcloud
“Redrum” — агрессивный релиз: в треках Pharaoh открыто диссит Фейса за поклонение люксовому бренду, а в "Узах моба" иронизирует над Оксимироном. Здесь Глеб Голубин показывает себя как хороший рэпер, но это мы уже слышали в предыдущих альбомах. Новинкой же стала злоба, с которой он дистанцируется от вдохновленной им же сцены. В то же время в этой войне идеологически ему совершенно нечего предложить взамен. Интересно, что “Redrum” нельзя найти на стримингах. Автор объяснял это тем, что релиз был собран из ранее не выпущенных песен и он не хочет “получать с них прибыль”.
10-9) Уаджет / Phlora (2014)
“Здесь династия умерших, рэп тут как туберкулез”, — говорит 18-летний Глеб Голубин в заглавном треке “Уаджета”. Как звучат первые микстейпы Pharaoh, выпущенные в 2014 году? С одной стороны, это проба пера — Глеб аккуратно переписывает конспекты то ли Bones, то ли Yung Lean, то ли SpaceGhostPurpp, а на самом деле всех вместе взятых с их замедленным мрачным рэпом и трилл-битами. С другой — ищет собственный почерк и образ. Здесь мы впервые слышим про “молодого ублюдка” и “мертвого сутенера” — и потом услышим про них еще не раз. И видим человека с такой позицией: все грустно и плохо, давайте делать то, что нельзя, но сильно хочется.
Как это слушается в 2020 году? Немного наивно и уже ностальгически (что понятно, прошло все-таки шесть лет). О том, что за артист Pharaoh, мы узнали, но о его способности писать хиты для всей страны узнаем чуть позже.
8) Paywall (2015)
В начале 2015 года москвич Pharaoh и уфимец Boulevard Depo оставались популярными в узких кругах рэперами. Трек "Champagne Squirt" уже вышел, но клип, сделавший его хитом, появится только в апреле. На совместном мини-альбоме Глеб и Артем ищут стиль и под мрачные, иногда витчхаусовые (тут есть даже песня “Ведьмин дом”) биты, упражняются в том, какие бы еще эвфемизмы для наркотиков придумать. Слушай песню “Pokenav”, где поход за закладкой обыгрывается как ловля покемонов (и это за год до игры Pokemon Go!).
Pharaoh здесь держится в тени более уверенного напарника — и это мешает ему экспериментировать. Но можно отследить, как идеи “Paywall” потом развились на втором совместном релизе двух рэперов, “Плакшери”.
7) Phuneral (2018)
Выставка достижений Pharaoh. “Phuneral” вобрал в себя весь карьерный опыт Глеба: от клауда до сиропных баллад, от рэп-кричалок до рока. Есть даже камео Сергея Шнурова — не то чтобы яркое, но еще одна галочка статуса. Что важно: когда вышел “Phuneral”, все обсуждали не его музыку, а дружбу с Невзоровым, светские рауты и последствия романа с Кафельниковой. Показательно, что запомнили больше не альбом, а песню “Не по пути”, вышедшую следом за ним — где “Из-за таких, как ты, Алесь, я хочу выше лезть”. В принципе, справедливо: каких-то суперярких моментов на релизе и нет.
6) Rage Mode (2015)
Совместный микстейп с основателем Dopeclvb i61 и битмейкером stereoRYZE — это один большой трип. Pharaoh вновь ярко проявляет себя на припевах и даёт релизу структуру, дозируя тот хаос, который несет сюда i61. Среди всех совместных проектов Pharaoh этот — неординарный, драйвовый и истерически весёлый. Во многом благодаря i61, чьи строчки порой слишком абсурдны. Но стоит вслушаться, и в его текстах открываются истории о внутренних демонах и апокалипсисе, благодаря чему в релизе можно проследить цельный сюжет.
5) Dolor (2015)
Еще не манифест, но уже претензия. Глеб многозначительно объясняет, что “Dolor” — это “боль” по-испански, сокрушается, что фанаты читают название как “доллар” и открывает “Клуб 18”, намекая на Кобейна (сюда же относится “предсмертная” записка Фараона, вложенная в архив с альбомом). Он пренебрежительно оставляет за бортом микстейпа хит “Black Siemens” с клипом-миллионником — просто потому что может.
“Dolor” звучит агрессивнее прошлых микстейпов: это трилл-кричалки про беспокойную юность и все, что ее сопровождает. Кричалки прямого действия — будто бы с запрограммированным расчетом на мошпит, слэм и прочие травмоопасные концертные активности. Это сработало: именно после него о Pharaoh заговорили не как о подражателе Bones, а как о самостоятельном артисте. После него на концертах стало все больше людей, а поведение людей (по обе стороны сцены) на этих концертах еще сильнее закрепило мысль “рэп — это новый рок”.
4) Плакшери (2016)
“Плакшери” вышел спустя год после "Paywall", но из-за успеха "Black Siemens", "Champagne Squirt" и "Топского Павла" статус обоих рэперов заметно возрос. На втором своем совместном релизе два популярных артиста тогда еще существовавшей тусовки YungRussia еще сильнее притираются друг к другу.
Здесь есть хит "5 минут назад" — визионерский трек, который и правда звучит, как будто пришел из будущего. Но и во второй половине альбома Pharaoh и Депо не снижают темп, выдавая мета-ироничную "Плакшери" и потенциально мемную "Послушай, сука" (оба появления i61, как и на "Paywall" — однозначно хайлайты). А еще Глеб спасает "Cabernet Sauvignon" прилипчивым хуком и уверенно чувствует себя в лизергиновом хорроре "В сердце тьмы".
Есть мнение, что игра перевернулась в 2015 году, однако и спустя год в жанре происходили большие перемены. Клип "5 минут назад", вышедший ближе к концу года, стал еще одним хитом Pharaoh и превратил их с Депо в звезд новой сцены.
3) Phosphor (2016)
“Я разлагаюсь среди леса”, — кричит Фараон и добавляет: “Твоя карьера мне неинтересна”. “Phosphor” — это и изглоданный нерв, и факи в лицо. Такой симбиоз был и на прошлых альбомах, но тут он выведен на максимум. Рэпер хоть и работает на прошлых настройках (в списке ссылок — все тот же мрачный рэп охватом от SpaceGhostPurpp до группы $uicideboy$), но доводит отработанные методы до совершенства. Никогда до этого звук Фараона не был настолько выверенным — спасибо саунд-архитекторам из Dead Dynasty. Гитарный рев соседствует с акустическими переборами, кричалки — с балладами, седативная читка — с пением. Кстати, здесь Глеб здесь первый раз так много поет, и, как покажет практика, не последний.
Если “Dolor” был микстейпом об амбициях, то “Phosphor” — о способностях и статусе. К концу 2016 года писать “скр-скр-скр” в комментариях к новостям о Pharaoh стало не то, что не смешно — cтыдно. Но главное все-таки было впереди.
2) Кондитерская (2016)
Движущей силой песен Глеба Голубина и Олега ЛСП всю дорогу были депрессии, сомнения, терзания — естественно, у каждого свои. “Кондитерская” мелодична, мрачна и мизогинична, главный злодей в ее вселенной — роковая женщина, которая, будто демон, ведет обоих артистов через полосу испытаний. Слышно, что Олег искуснее Глеба владеет словом, у него тут точно больше запоминающихся строчек, зато Pharaoh несет сюда тление, гниение и весь требуемый декаданс молодости, убедительно брызгая его слушателю в лицо. Большой удачей для обоих стала “Порнозвезда“ (ее потом Глеб переделал и для своего сольного альбома), а изящный припев Pharaoh в “Неоне” до сих пор сложно забыть.
1) Pink Phloyd (2017)
Тогда казалось, что это входной пропуск в высшую лигу. Сейчас — что это пиковая форма артиста. Что сделал Глеб: расстался с преследовавшим его всю дорогу грузом и наследием клауд-рэпа. И соорудил образцовый по состоянию и правилам 2017 альбом: не перепродюсированный, но передовой, с хуками-липучками и отличными мелодиями. Здесь сложилось ощущение, что он может зайти на любую территорию: позвать на фит Грязного Луи из the Chemodan, потом сделать R&B-балладу, а после нее засэмплировать классику рэпа 90-х “I Got 5 On It”.
“Фара = стиль”, — такое мнение про Pharaoh до сих пор есть у многих. “Pink Phloyd” убедительнее всего отвечает на вопрос, что это за стиль такой.
Самое популярное за неделю