Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев

Как стать лучшим татуировщиком в мире?

Интервью с Олегом Шепеленко, мастером, который очень близко подобрался к этой цели.

Олег Шепеленко, тату-мастер из Ростова, в конце января победил на международной тату-конвенции в Лос-Анджелесе "Golden State Tattoo Expo" в номинациях "Большая цветная татуировка" и "Цветной портрет". Это была далеко не первая его победа на зарубежных конвенциях и в тату-мире он считается одним из главных мастеров по реалистичной татуировке. Его работы можно увидеть на L'One, Рем Дигге, Сергее Пицце и DJ Nik-One, а ближайшие три года он проведет, перелетая из Нью-Йорка в Ростов-на-Дону и обратно каждые три месяца — таков его личный контракт с американской студией. The-Flow решил узнать у Олега, что же значит быть настоящим тату-мастером и как устроен их мир.



Работы Олега Шепеленко, выигравшие на американских конвенциях.


В мире татуировок довольно часто происходят встречи мастеров, конвенции. Что из себя представляет именно эта, на которой ты только что победил?

Golden State Tattoo Expo проходила в первый раз, но туда, в Пасадену, съехались действительно лучшие мастера мира. Вообще конвенций много, но таких, чтобы собирали действительно лучших, очень мало. Тут постарались организаторы и пригласили звезд: почти с любым мастером — заходи в его бокс и фотографируйся на память. Чем они имениты — почти каждый создал свой стиль. Кто-то был первым в черно-белых портретах, другой начал движение "акварельной" татуировки. Эти люди именно создатели истории тату. Я всю жизнь мечтал именно о такой конвенции.

Как мастеру попасть на подобный слет?

Попасть туда может любой, но участие в конвенциях, разумеется, платное. Конкретно в этой стоимость за бокс была две тысячи долларов, но я уже не платил — когда ты добиваешься определенных успехов, появляются спонсоры. Я вхожу в мировую команду World Famous Pro Team, нас там примерно десять человек, и краски, машинки уже предоставляют они. Они же оплатили и бокс, и мы всей командой туда поехали.

Могу я сам взять и сделать конвенцию, например, в Саратове? Есть какой-то рейтинг этих съездов?

Все можешь, конечно, все реально. Но тебе нужен будет человек, который понимает, кто крутой, кого приглашать и как убедить профессионалов приехать к тебе в Саратов. Самые крутые конвенции проходят в Нью-Йорке и Калифорнии. Вообще вершина работы тату-мастера — работать в Калифорнии. Японцы, китайцы, европейцы, русские бросят всё и поедут туда, если получат звонок от директора калифорнийской студии с предложением поработать. Там самые высокие гонорары. А вообще можешь и в Саратове организовать, но зачем туда поедут мастера из Калифорнии?

Есть смысл ехать туда слабому мастеру?

Нет, никакого. Ты можешь оплатить взнос и поехать, но к тебе никто не зайдет, никто не закажет татуировку, когда вокруг столько крутых. Список мастеров вывешивается на сайте, люди вписываются в их расписание и делают тату прямо там. И тут ты среди них сидишь, иероглифы набиваешь! Какое к тебе отношение будет?

Ты уже не в первый раз участвуешь в американских конвенциях?

Уже в третий. Впервые меня позвали мои спонсоры поучаствовать в нью-йоркской, которая проходит уже лет десять. Мы с ними работали удаленно и тут они спрашивают, не хочу ли я приехать поучаствовать, есть место. Я, конечно, испугался. Для меня это самая глобальная мечта была — поехать в Америку на подобную и там занять какое-то место. Все татуировки, мастера, все это в Россию пришло оттуда. Мы учились на них, копировали. Я не говорю, конечно, про тюремную или армейскую темы. И я сел в самолет и полетел в это логово.

Ты, получается, должен приехать туда со своим экспонатом?

Да, есть парень, которому я делаю татуировки уже давно, и он тоже фанат Америки, загорелся поехать. Сделал ему рукав и с ним полетели вместе. Выиграли в номинации "Лучший рукав" с этой работой, а уже на самой конвенции на бедре ему сделали портрет Хайзенберга и с ним взяли "Лучший цветной портрет".

Получается, что ты специализируешься на портретах?

На цветном реализме.





Как так вышло, что в этом направлении у тебя нет конкурентов?

Конечно, они есть. Приходится применять какие-то свои фишки, нарабатывать опыт, новые подходы. Кто-то делает небольшие портреты, сантиметров десять на пятнадцать, а я уже выставляю большие, на все бедро, например. Помню, на московской конвенции как-то выиграл маленький черно-белый портрет, а моя цветная работа на две ноги заняла второе место, потому что одному из жюри показалось, что в черно-белой больше деталей. Хотя я такую могу часа за два сделать, а на ту потратил два года.

Как тебя принимали коллеги зарубежом?

Дело в том, что те люди, на которых я ориентировался, когда учился татуировать, участвовали в тех же номинациях, что и я. Когда-то я молился на них, не понимал, как они делали то, что делали. Не буду называть имени, но мастер, на которого я всегда равняюсь в своей работе, в том же "Цветном портрете" не занял никакого места. Это и признание и толчок к работе. Ты выходишь с конвенции после работы и понимаешь, что ты теперь среди лучших, ты один из них. И не вариант успокоиться и расслабиться.

Как ты дошел до приглашения работать в США, с чего все начиналось?

Да все очень просто. Первую татуировку сделал еще в школе, однокласснику. Мы его развели на то, что он один будет крутой в школе с татуировкой, и он долго не думал. Мне понравилось, хотя это был жесткий партак. Струна от гитары, моторчик от плеера. В армии я, наверно, вообще не служил, а просто имел там тату-студию — бил прапоров, всех. Потом вернулся, пошел на работу и попутно дома делал татуировки друзьям. Пошли первые предложения от ростовских студий, но там я долго не задержался. Я понял, что ситуация, когда человек приходит с любой своей идеей, а ты обязан ее исполнить — это не мое. Когда-то я увидел в журнале одного мастера, который делал реализм и решил, что если заниматься тату, то только вот так. Зарабатывать просто любой татуировкой мне не хотелось. С двумя друзьями мы открыли свою студию, а позже поехали на первую конвенцию, в Прагу. Там я занял третье место с портретом и понял, что чего-то стою и надо продолжать добиваться качества.

Ты за классику в татуировке?

Я за качество. Татуировка — это на всю жизнь. Появляются новые стили, та же трэш-полька. Входит в моду, проходит три-четыре года и нет такого стиля. Или дот-ворк, лайн-ворк — такая татуировка не проходит испытание временем, через несколько лет от этих линий, точек ничего не остается. Собственно, как в музыке, появляется новый стиль и спустя время пропадает. Даже в реализме есть свои тонкости, например, нельзя в небольшой работе делать много деталей, они расплывутся, сольются. Хочешь детали, делай большую работу. Такие вещи приходят с опытом, я тоже раньше не понимал разницу. Крутой мастер для меня — это тот, чья работа через три года выглядит как свежая.

Возможно ли в тату-мире прославиться не мастерством, а какими-то пиар-ходами, съемками на ТВ? Например, мастера из сериала "Miami Ink"?

Нет, тут так не получится. Все-таки это не музыка, где можно под фонограмму спеть. Сначала они добивались всего своим трудом, а потом уже их пригласили на съемки.

Что является пиком, наивысшей точкой признания мастера?

Мастер-классы. Больше уже ничего нет. Сейчас я могу позвонить в любую студию любой страны и сказать, что хотел бы поработать у них. Например, могу поехать отдыхать в Италию и заодно легко договориться на две-три работы по записи. Благодаря интернету это очень легко. Но высший пик — это проводить мастер-классы. Всех же известных мастеров постоянно спрашивают, как они работают, как смешивают краски, какими машинами бьют и так далее. Организатор мастер-класса собирает пятьдесят человек со взносом по тысяче долларов, и целый день ты делаешь татуировку у них на виду. Всё объясняешь, показываешь фишки, все технические подробности, отвечаешь на вопросы. Вот это, я считаю, моя главная цель, дойти до такого уровня. Мастера, которые записываются на такой класс, за один день могут перепрыгнуть четыре-пять лет своего опыта, это колоссальная польза.

Крутым ли считается татуировать звезд?

У меня есть такой опыт, это сложно. У звезд почти никогда нет времени, они всегда в перелетах и так далее. Поэтому, посмотрите на звезд, у них не очень хорошие татуировки. Да что там, у них очень плохие, в основном. Они приезжают к мастеру и говорят: "У меня два часа, вот такая идея". И ты сломя голову несешься, пытаешься что-то изобразить. В Калифорнии мы договорились поработать с B-Real, который сам выложил фото моей работы в инстаграме, но он до сих пор не нашел времени. Мы созванивались, он обещал перезвонить и так далее, но в итоге договорились поработать попозже. Он пока и не придумал, что именно делать. Говорит: «У меня есть свободное место на груди, я оставляю его для тебя» и все. Что-то цветное хочет, но больше ничего не придумал. Из плюсов — это пиар мастеру, но его хочется сочетать с качественной работой.

Кто самый дорогой татуировщик в мире?

Сложно ответить. Например, недавно я видел работу мастера Нико Хуртадо, я слежу за его творчеством, делает крутые работы. Не очень большая татуировка, двадцать на двадцать сантиметров где-то, цветной портрет. Он сделал его за двадцать четыре часа, в две смены по двенадцать. Его час стоит триста пятьдесят долларов, то есть она обошлась в восемь четыреста. На наши деньги это около шестисот пятидесяти тысяч. Но не могу сказать, самый ли он дорогой или есть подороже, зависит от спроса. Это достаточно молодой мастер, лет тридцати пяти, но он уже дает мастер-классы по миру, владеет студией. В России, сразу скажу, никто столько не стоит.

А в России сколько берут?

Хорошие мастера в Москве примерно пять-шесть тысяч за час. Но тут еще нужно понимать, что кто-то за десять часов сделает небольшой портрет, а другой полрукава. Так что по ценам точно не скажешь.

То есть выгодно ездить зарубеж, как ты?

Очень выгодно, если ты хороший мастер и тебя знают. В таком случае у тебя хорошая запись на месяца вперед. А если тебя там не знают, не знают твой инстаграм или фейсбук, то даже если ты хорош, все равно съездишь в жесткий минус.

Какая последняя увиденная тобой татуировка тебя впечатлила?

Я довольно плохо относился к черно-белым работам в реализме, но на последней конвенции увидел ноги парня, где было много персонажей, и, честно, просто офигел, какое качество! Никогда такого не видел! Я и сам делаю черно-белое, но это очень далеко от такой работы. Я поразился, очень круто! Сам представь, ты используешь всего один пигмент, а какой объем получен. Все, меня осенило, что нужно учиться такому, подтягивать свой black & grey.





У тебя есть цель переехать насовсем?

В свете последних событий, конечно, об этом думаю. У меня две студии в Ростове и я много делаю, чтобы они хорошо работали, но много делаю и для того, чтобы меня звали заграницу. Я не буду говорить много за патриотизм, Родину я люблю, но можно ее любить и из Калифорнии. Меня многое тут держит: ребенок, родители, студии, и сжигать мосты я не хочу. Мне нравится этот город, я люблю его. В Ростове мои корни, я тут стал тем, кем стал. Я везде заявляюсь как российский мастер. Знаешь, что я хочу? Стать лучшим мастером в мире, но чтобы в Ростове можно было зайти в салон и сделать татуировку у лучшего мастера в мире. Хотя жить и работать удобнее во всех смыслах в Штатах. Сейчас у меня контракт, по которому я три месяца работаю в США и три в России. Но местные работодатели, конечно, хотят, чтобы я в России проводил меньше времени.

Много ли в России всемирно признанных мастеров?

Думаю, что могу отметить человек десять-пятнадцать. Это те, кто ездит заграницу, занимают места на конвенциях, их действительно знают. Но много действительно талантливых мастеров сидят по своим кухням и не стараются подняться повыше. Ведь в человеке много должно сойтись, чтобы он стал успешным. А кто-то просто ленится, кто-то боится потратиться, не вкладывает в себя. Нужно рисковать, ехать на конвенции, а не покупать машину, например.

Кто твой клиент в США?

Студентов нет, так как цена выше средней. Это уже какие-то состоявшиеся люди, может быть, владельцы бизнеса, устоявшиеся в жизни люди, в общем.

Пока ты работаешь в США, забивается ли твое расписание в России?

В России все расписано примерно на год вперед.

Насколько распространены среди мастеров какие-то интриги, зависть?

Много зависти, много злобы… Это в России. Заграницей мало. Там мастера по-другому подходят к коллегам: они собираются вместе, чтобы посмотреть что-то, поучиться, поднять свой уровень. В России почти любой только что взявший машинку в руки будет своим клиентам рассказывать, что у остальных награды куплены и что работы у них плохие.

Затратно ли быть татуировщиком?

Смотря, чего ты хочешь добиться в этом мире, какие цели ставишь. Если ты работаешь у себя дома — не затратно, тысяч двадцать на краски и прочее хватит. Если же хочешь развиваться, то суммы гораздо выше. Нельзя думать, что ты можешь съездить на одну конвенцию, даже самую лучшую в мире, и потом всю жизнь снимать пенки, не получится. Сейчас я трачу до трехсот тысяч, но и отдача другая.

От каких татуировок ты отказываешься?

От всех, которые не в моем смысле. Вообще не стоит ко мне обращаться за трайблом или японской татуировкой. Ты не можешь стать успешным в разных стилях. Боксер не станет крутым пловцом, хоть и то и другое спорт. Я много времени трачу на изучение реализма, а мастер по трайблу изучает орнаменты, узоры, и там тоже много своих фишек. В моих студиях работает пять мастеров и каждый из них специалист в своем стиле: орнамент, ньюскул и олдскул, реализм, мастер по Японии и мастер по дотворку.


Какой, с твоей точки зрения, правильный путь начинающего татуировщика?

Не строй никаких иллюзий — очень много и интенсивно нужно работать. Так во всем в жизни: в музыке, в бизнесе. Просто много работай и все придет. Пересмотри работы известных мастеров в том стиле, что ты выбрал, читай только про этот стиль. Нужна узкая направленность, не смотри на моду. Ориентироваться на моду — это провал.




На Олеге работы Дениса Тидана (спина) и Константина Завадкина (шея)

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку