10 хороших фильмов, которые пролетели мимо "Оскара-2020"
Вчера в Лос-Анджелесе раздавали "Оскары".
Мы собрали десятку фильмов, про которые на этом мероприятии не вспоминали, но которые совершенно точно заслуживают вашего внимания.
Мы также надеемся на помощь читателей: накидывайте в комменты и другие фильмы, о которых мы забыли. Будем восполнять пробелы.
"Прощание" (Farewell)
Трогательное кино о принятии неизбежного, в котором режиссеру удается избежать очевидных манипуляций и навязчивого сентиментализма. Фестивальный хит “Прощание” подкупает своей искренностью, общаясь со зрителем на интуитивно понятном языке. В картине органично сосуществуют любовь и скорбь, правда и ложь, прошлое и будущее — мы просто наблюдаем за этими вещами в их обнаженном виде, в их естественной среде.
"Соловей" (Nightingale)
“Соловей” — вторая работа Дженнифер Кент, чей дебют “Бабадук” стал хитом в жанре ужасов. Cобытия разворачиваются в реальном месте (Австралия), в конкретный исторический период (времена колонизации), но не покидает ощущение, что герои путешествуют через сам ад. Двух персонажей, явлюящихся полной противоположностью друг друга, объединяет ряд травмирующих событий, но фильм при этом не лишен красоты — живописная дикая природа позволяет отвлечься от чудовищного насилия, а тропические ливни смывают кровь.
"Неограненные драгоценности" (Uncut Gems)
Сложно поверить в то, что суета, хаос и постоянно растущее напряжение, в которые погружает это кино, являются рутиной для харизматичного героя Адама Сэндлера (да-да, тут Сэндлер не играет очередного дурачка в шортах и рубашке с коротким рукавом — в этот раз роль серьезная и справился он с ней идеально). Под безумный саундтрек, без какой-либо передышки, мы мечемся по Нью-Йорку: либо вслед за очередной блестящей штуковиной, либо прочь от очередного разъярённого кредитора, мечтающего вернуть свой долг. Этот темп прямо-таки физически истощает, что лишь подчеркивает то, насколько удачно братья Сефди транслируют пропитанную тревогой невыносимую обыденность еврейского ювелира-лудомана. Кому еще удавалось снять сцену, в которой персонажи просто смотрят баскетбол по телевизору, а зритель при этом не в состоянии усидеть на месте?
Подробнее о фильме читайте здесь.
"Солнцестояние" (Midsommar)
На вторую картину Ари Астера (первой была “Реинкарнация”, тоже, кстати, проигнорированная членами жюри) фанатами хоррор-жанра возлагались огромные надежды. “Солнцестояние” можно описать как переосмысление “Плетеного человека” с примесью шведского фольклора и драматичной истории о расставании. Визуально фильм уникален: его действия разворачиваются при ярком дневном свете на живописной пасторальной локации, что совсем не похоже на то, к чему нас годами приучал жанр. Вместе с героями зритель кружится в языческих танцах средь полевых цветов, все глубже проваливаясь в калейдоскоп из кошмарных галлюцинаций, ритуалов и жестокости. Отдельно про пролог ленты — первые десять минут могли бы запросто существовать в качестве отдельной короткометражки. Ее вы еще долго не забудете.
"Волны" (Waves)
“Волны” — фильм, фонтанирующий эмоциями. Они выплескиваются из кадра яркими цветами и льются красивым саундтреком. Остается лишь поддаться течению и качаться на волнах вместе с героями — то захлебываясь, когда тянет на самое дно, то снова поднимаясь над уровнем воды, заново обретая надежду. Режиссер смело отказывается от традиционной структуры повествования, но такое решение полностью оправдывает себя. Технически этот фильм можно назвать “подростковой драмой”, но такойярлык никак не передаст той глубины, на которую автор так смело и уверенно погружается.
"Аполлон 11" (Apollo 11)
Еще один документальный фильм про высадку человека на Луну, но первый, который структурирован так, чтобы позволить зрителю почувствовать себя свидетелем этого исторического события. “Аполлон 11” скомпилирован из ранее неиспользованных архивных пленочных кадров, а звуковая дорожка собрана из аудиоматериалов, отобранных из неотсортированных записей, общий хронометраж которых составлял более 11 тысяч часов. Сложно поверить в то, что “Аполлон 11” — это что-то реальное, что происходило 50 лет назад, а не футуристическая фантазия на тему того, чему только предстоит произойти в далеком будущем.
"Обезьяны" (Monos)
Суровая интерпретация “Повелителя мух” хоть и снята по всем канонам современного инди-кино, но затрагивает вечные темы — анархия, война, человеческая природа. Сюрреалистичная картинка в комбинации с завораживающим саундтреком (который написан композитором, работавшим над “Побудь в моей шкуре”)гипнотизируют и даруют ни с чем не сравнимый опыт. Зритель оказывается где-то на краю света — в высоких, отрезанных от цивилизации, горах латинской Америки — вместе с группой детей-солдат, вынужденных выживать в уродливой и бессмысленной, но порой красивой и абсолютно уникальной реальности.
"Скрытая жизнь" (Hidden Life)
В 2011 году “Древо жизни” Терренса Малика было номинировано на “Лучший фильм”, “Лучшую режиссуру” и “Лучшую операторскую работу”, но его последний фильм академики совсем проигнорили. Это контрастирует с собранной им прессой, где фильм почти единогласно хвалят. “Скрытая жизнь” — захватывающая религиозная драма о вере в момент глубочайшего кризиса. Маэстро (а тут это слово уместно) Терренс рисует знакомый портрет мученика, но повествует в своей уникальной манере, тонко раскрывая идеи через эфемерные детали, еле различимые жесты и мимолетные ощущения.
В России его покажут только в марте 2020-го.
"Люс" (Luce)
Роль Келвина Харрисона (любимчик критиков, которого многие называют одним из лучших актеров 2019 года) в фильме “Волны" была незаслуженно проигнорирована членами жюри Киноакадемии, но так же несправедливо была обделена вниманием и другая — в триллере “Люс”. Это многослойное кино о многих актуальных социальных и политических проблемах. На протяжении всей ленты, герои ищут правду, но сами при этом лгут, манипулируют и подтасовывают факты, чтобы в конце концов “правда” соответствовала их мировоззрению и убеждениям. В таких фильмах ничто не лежит на поверхности, а вся их ценность содержится где-то между строк почти что театральных, но, благодаря блистательной игре актеров, все-таки убедительных монологов.
"Последний черный в Сан-Франциско" (Last Black Man in San-Francisco)
“Последний черный в Сан-Франциско” — поэма о лжи, потерях и примирении с прошлым. Она магическим образом передаёт то чувство, которое каждый из нас испытывает по отношению к родным местам, где мы выросли и научились ощущать. Фильм полон повседневной красоты, которую мы привыкли не замечать, но эти мелькающие сквозь время мимолетности накапливаются внутри нас и в конце концов обретают неописуемую силу.
А вот что мы будем смотреть в 2020-м — полсотни фильмов, среди которых новые Вильнев, Финчер, Спилберг и все-все-все