Не заскамил, а попросил: как рэперов поддерживают их фаны
“Родиться в трэпе, выжить в трэпе, там же сгинуть в трэпе”, — эта строчка ATL уже не кажется актуальной в нынешних реалиях. Времена, когда рэперы занимались противозаконными вещами, чтобы начать жить лучшую жизнь, постепенно уходят в прошлое. Сейчас рэп-карьера сама по себе — действенный социальный лифт, благодаря которому “каждый день” может стать “как день рождения”, и чтобы выбраться из нищеты, уже не обязательно кого-то нагревать. Плюс ко всему в жанре всегда ценили саппорт — как от более популярных коллег, так и от преданных слушателей. Вспоминаем случаи, когда рэперы не стеснялись принимать помощь от своих фанов: и чтобы поправить материальное положение, и чтобы выпустить новую музыку.
Платный розыгрыш старой одежды
И Kai Angel, и 9mice — люди, вхожие в модные круги, тусующиеся с Лоттой Волковой и регулярно неймдропающие бренды в своих текстах. “Моделирую, шмоделирую”, — читал 9mice в треке “Bella”. По всей видимости, артисты не хотят, чтобы их дизайнерские вещи залеживались, и объявили, что за определенную плату можно выиграть их старую одежду, вещи из клипа и мерч. За участие они попросили 2500 рублей — это минимальная стоимость ежемесячной подписки. Есть и другие уровни поддержки: тариф "Я очень люблю вайперр" (4990 рублей в месяц) и "Я вайперр" (49 990 рублей). "Бомбер за 300 тысяч, ебучие штаны за 190 тысяч или еще 300 других айтемов. Я бы охуел от такого, будь вами", — писал Kai Angel и предлагал подписываться с разных аккаунтов, чтобы повысить шансы.
Шиза по подписке
Еще одна недавняя находка — создание закрытого телеграм-канала “Шиза Моргенштерна*” (постоянно переименовывается) подписка на который стоила на старте 100 евро в месяц. Алишер постепенно повышал цену, и к 9 мая в нем было 617 подписчиков. Если прикидывать грубо и учитывать комиссию за использование сервиса платной подписки, канал принес артисту не менее 60 тысяч евро за месяц. Примерно такие же цифры Морген называл в соцсетях. Со временем стоимость подписки выросла до 666 евро, а прямо сегодня скорректировалась до 9.99 евро ежемесячно.
Микстейп за штуку баксов
Лос-анджелесский рэпер Nipsey Hussle (погиб в 2019 году) основал движение #Proud2Pay, в рамках которого придумал продавать физические копии своих альбомов по завышенной цене и бесплатно выпускать их в цифровом формате. Все началось в 2013 году с альбома “Crenshaw”: рэпер открыл его для скачивания и брал по 100 долларов за копию — для тех, кто действительно верил в музыку. Многие считали его сумасшедшим, но тем не менее, он продал тысячу таких альбомов. Более того, десятая часть этих продаж пришлась на долю Jay Z — что это если не своеобразная форма доната. А микстейп “Mailbox Money” рэпер предлагал уже за тысячу долларов, и тогда ему удалось продать целых 60 копий. “Меня это удивляет", — говорил он. "Так же сильно, как и то, что я в это верю. Каждый раз, когда я проходит транзакция, мне приходит сообщение на телефон, и я отвечаю им [покупателям микстейпа]. Обратная связь помогает мне понять психологию человека, который платит тысячу долларов за песни, которые, по правде говоря, можно скачать бесплатно".
Специальный билет на сцену
Иногда Слава КПСС продает билеты на свои концерты по специальным ценам, подразумевающим дополнительные плюшки для слушателей. К примеру, на состоявшийся прошлой осенью Dissociation Fest можно было приобрести билет по цене 50 тысяч рублей. Его обладатель мог выйти на сцену и спеть вместе со Славой один трек, а еще попасть на саундчек и вместе отрепетировать этот номер. Еще рэпер активно стримит и собирает донаты во время регулярных эфиров. Так во время одного из стримов в 2022 году Славе скинула донат его бывшая — на тот момент — девушка, Саша Куромушка и предложила пожениться. Артист ответил “Базару зиро”, но это уже совсем другая история.
Музыка без комиссий
Британский певец Джеймс Блейк, работавший как продюсер с Jay Z, Канье, Кендриком Ламаром, Трэвисом Скоттом и другими рэперами, выпустил в марте серию постов, в которых пожаловался, что стриминги и TikTok платят мало, лейблы ленятся раскручивать артистов и жадничают, гастролировать — дорого, а искусственный интеллект наступает на пятки. Все это репостил — а значит и соглашался с этим — Канье. По всей видимости, ответом на эти недовольства стало сотрудничество Блейка с платформой Vault, идея которой заключается в прямом контакте фаната и артиста: за установленную плату слушатель получает доступ к неизданной музыке своего кумира, а тот получает взамен деньги без участия посредников. Вот такая адресная помощь любимому артисту.
600 тысяч долларов на запись альбома
Легендарная хип-хоп-группа De La Soul в 2015 году объявила, что собирает деньги на альбом “and the Anonymous Nobody…” с помощью краудфандинга. Изначально рэперы хотели собрать 110 тысяч долларов, но в итоге выручили целых 600 874. “Я смотрел на кампанию на Kickstarter как на еще один релиз. Мы наметили дату выпуска, сделали предварительное планирование, поработали с прессой и выстроили все так, как если бы мы готовили альбом”, — рассказывал музыкальный маркетолог, курировавший этот проект. Усилия увенчались успехом не только благодаря его скиллам, но и наличию лояльной фан-базы и горизонтальным связям, которые группа выстраивала на протяжении многих лет.
Случаев, когда рэперы не отказывались от поддержки своей аудитории, и правда немало.
Даже Федук с его талантом, известностью и полным чемоданом больших хитов тоже подключил донаты в Яндекс Музыке. А легенда Крип-а-Крип собирает средства на работу над первым за 11 лет альбомом. Возможно и вам, как говорил другой хитодел, не надо стесняться. Яндекс Музыка сейчас удваивает донаты при выпуске новых релизов, а также этим летом выплачивает бонусный донат 10 тысяч рублей музыкантам, которые до конца сезона подключат "Донаты от фанатов". Бонус придет и тем артистам, кого в течение лета поддержат минимум 10 слушателей. Как организовать кампанию по сбору средств, рассказывает материал BandLink.
Насколько вообще важна артистам ваша поддержка?
По правде сказать, очень важна. Даже суперзвезды перед релизом просят "актива" у подписчиков или придумывают "прогревы" для привлечения внимания к песне, потому что хотят попасть в чарты.
Но еще важнее она для новых артистов, для артистов с некоммерческой музыкой, для артистов с устоявшейся, но не очень большой, нишевой аудиторией. Для них важно даже просто видеть лайки, реакции и комменты в соцсетях — известно немало историй, как у артистов опускались руки без позитивного фидбэка, как они ощущали выгорание и депрессию, попадали в творческий кризис, или даже вообще бросали музыку.
Донаты дают возможность еще активнее поучаствовать в творчестве артиста. Напрямую поспособствовать выходу релиза, помочь собрать деньги на нужный инструмент. Да и просто дать понять: твоя музыка кому-то нужна, не сдавайся, все получится.
*Минюст РФ внес его в список иноагентов