Ювелир звезд русского рэпа — интервью с Mozi J
— Ты часто слышишь в свой адрес “Саша, ты ювелир”?
— Лучшее начало интервью, так и хочется его сразу закончить (смеется).
— Я был обязан спросить.
— В последний раз слышал это дней 8 назад, у меня было знакомство с соседями по новому парковочному месту. Первое, что они спросили, когда я вышел из машины, было: “А вас случайно не Саша зовут?” Просто у меня на машине сзади написано “Jeweller”. Я улыбнулся и ответил, что не участник того видео. Сейчас уже меньше такого, но раньше постоянно спрашивали.
— А если без шуток, ты ведь реально по образованию ювелир?
— Да, у меня три высших образования по ювелирке, еще по геммологии и искусствоведению. Учился 10 лет.
— И как ювелирку преподают в России?
— Плохо. Конечно, есть хорошие кафедры, но оснащения не хватает, подготовка старая, мышление старое. Сейчас технологии поменялись, а мы продолжаем учить людей, как это делали при СССР. Я сам раньше преподавал — у меня сейчас работают многие бывшие студенты.
— А тебе приходилось учиться заграницей, как я понял.
— Я учился два семестра в очень маленьком вузе в Финляндии. На направлении было всего 7-8 человек. Там подход другой — больше за творчество, за масштабирование идей. А у нас жесткая техническая база, которая по факту никому не нужна.
Потом мне довелось год поучиться и поработать на бирже в Бангкоке. Работал у индусов, пакистанцев и тайцев по оценке и продаже камней, созданию изделий. Постоянно новые знакомства и интересные проекты— это дало больше опыта, чем что-то другое.
— Как тебя занесло в Бангкок?
— А у меня жена поехала учиться.Сначала просто тусовался, быстро приелось и пошел на биржу. Пару недель со мной никто там не здоровался, тяжело шли на контакт, завышали цены, а потом через месяц сдружились. Если тебя там видят постоянно, то пускают в свой мир.
— А жена у тебя кто по образованию?
— Она поехала в Таиланд учиться на шеф-повара. А так она юрист.
— Тяжело оставаться в форме, когда жена шеф-повар?
— Щечки подрастают (смеется). В карантин было тяжело, сейчас полегче.
— Тебе сейчас приходится самому работать руками?
— Да я постоянно что-то доделываю. Сейчас больше организационной работы и съемок, делать что-то самому не получается, хотя и хочется. Вот в прошлом году 30 декабря я полировал подвески, чтобы отдать OG Buda и ребятам.
— Ты же из Тюмени. Был знаком с тусовкой Melon до их известности?
— Мы с Гришей [OG Buda] давно знали друг друга. Года три назад случайно встретились на концерте Obladaet в Питере, когда у них был совместный тур. То есть я знал про OG Buda, но не знал, что это Гриша. Мимо меня прошло. А сейчас периодически видимся и говорим, что вот два пацана, которые из Тюмени вышли и поднялись (смеется).
— А изначально с ним познакомился на волне ювелирки?
Просто в Тюмени все друг друга знают. Особенно ребята, рожденные в начале 90-х, когда рождаемость была низкая. Кто-то катался на BMX, кто-то крутил брейк, все на слуху.
— Когда ты затеял бизнес в 2015-2016, было понимание, что будешь работать с рэперами?
— Не было четкого плана. Вообще, бизнесом это стало только 1,5-2 года назад, когда все поперло. До этого просто делал ювелирные изделия, выкладывал в инстаграм. Начал сотрудничать с AVG. В то время я делал вечеринки в Тюмени и привозил их. Устраивали настоящие рейвы и периодически делали интересные изделия. Потом благодаря ребятам получилось выйти на разных артистов. Большой привет пацанам из AVG.
— Насколько дорого заниматься ювелирным бизнесом?
— Очень много души вкладывается. Мы же не просто скачиваем модель и отдаем клиенту, как многие делают. Многие проекты требуют детальной проработки и времени, чтобы все выглядело круто.
Если говорить о финансах, мы очень много вкладываем в развитие. Буквально вчера полностью перешли на свое производство, приобрели новое оборудование, строим большой магазин в Санкт-Петербурге. Недавно приобрели Audi RS6 из которой делаем арт-объект — будет участвовать на выставках, будет ездить по городу, ее везде будут узнавать. Это дополнительные вложения в рекламу.
— Твоя последняя коллаборация с Моргенштерном — это обычный день в офисе?
—У нас каждый день огромное количество интересных проектов, постоянные обсуждения и споры. Это хороший по прибыли и на уровне с западными артистами проект, но с Алишером даже не финансовая часть важна — это больше вопрос популяризации. Важно показать, что мы на уровне и можем делать круто. У нас сейчас одеваются 60-70 процентов индустрии. Народ видит интересные изделия и двигается в нашу сторону.
— Какие у тебя ориентиры в мире рэп-ювелирки?
— Jacob & Co, Яков Арабо. Я недавно с ним познакомился, благодаря Тимати. После этого понял, что нет ничего невозможного — лет через 5-10 будем магазин рядом открывать (смеется).
— Значит, есть цель выйти на мировой уровень и стать условным Беном Боллером из России?
— Я же Mozi J, зачем мне быть Беном Боллером? Я раньше ориентировался на них, смотрел и думал: “Блин, Бен Боллер, Грег Юна”. Так я то же самое делаю, где-то даже лучше могу. Я моложе. Это, конечно, может быть излишним бахвальством, но рынку нужна молодая кровь.
Мы выходили на Америку — делали коллаборацию с Bones, обслуживали Lil Gnar. В Европе работали с Kontra K, достаточно крупным артистом. С испанцами работали, с итальянцами. Им больше нравится наш подход, как мы выходим на артистов и как подходим с творческой стороны.
— На кого нужно подписаться, чтобы видеть красоту?
— На мою жену (@yana_puma). Она носит прекрасные украшения. Однозначно Jacob & Co. И Tiffany.
— В одном интервью Бен Боллер говорил, что в конце 2000-х думал уйти из ювелирки из-за мирового кризиса. Каким для тебя был 2020-й?
— Офигенный год был, выросли в 10 раз. А сейчас по сравнению с тем годом где-то в 4 раза. У нас были запасы ювелирки, где-то неделю на карантине посидели без продаж, через неделю выправились и пошли вверх.. Пришел Slava Marlow, вернулись артисты, которые временно отложили все из-за отсутствия туров и рекламных интеграций.
— Ювелирка же относится к категории luxury. Люди не покупают ее из необходимости и на постоянной основе.
— Это заблуждение, когда люди говорят, что ювелирка не нужна. У тебя был когда крестик или кольцо? Вот твои очки — это тоже в какой-то степени ювелирка, потому что их можно украсить. Так или иначе 90 процентов людей в нашей стране соприкасались с ювелиркой.
Я бы не сказал, что бренд Mozi J дорогой — у нас есть позиции за 3/5/9 тысяч рублей. Если говорим о каких-то кубинских цепях, то учитывая их себестоимость и наши цены на них — это реально классная цена. На обручальные кольца, например, никогда не делали упор, потому что хотели делать индивидуальные проекты. Скоро начнем делать и красивые изделия для молодых семей. В тяжелый люкс пока не уходим, но есть мысли.
— Ты смотрел “Uncut Gems”? Насколько правдоподобны моменты, что в маленьком салоне стоит навороченная дверь с двухфакторным пропуском?
— Все реалистично на 100 процентов. В Америке нормальная история, что если у тебя есть магазин — 90 процентов товара в нем принадлежит не тебе, а кто-то в дистрикте сделал и ты просто собирательством занялся. Да, много дверей, много охраны, много евреев, много левых “ролексов”. У нас такого объема продаж нет — российский бизнес в целом покрывает всего 2 процента от мирового.
— Так, а если вы сами делаете ювелирку, то как охраняете ее?
— Пистолеты, дробовики, М-16 и пара гранат, заходите (смеется). Да все стандартно: служба безопасности, камеры, ночное видение, сигнализация, экстренная кнопка.
— Что самое дорогое ты держал в руках? Кроме жены.
— Держал слиток золота 33 кг. На дубайской бирже держал часы за 15-16 миллионов долларов для какого-то русского клиента.
— Были моменты, когда ты шел по городу, а в кармане лежит условный камень на сотни тысяч долларов?
— Разные ситуации были. Это же рэп (смеется). Ювелирка — настоящий хасл. За золото и бриллианты всегда убивали. У меня родственники в Иркутске занимаются бизнесом с 90-х, раньше продавали чароиты, сейчас это запрещено уже. У них там историй, можно кинокомпанию свою сделать.
Мой первый мастер, который обучал меня всему, в 90-х обслуживал кучу бандитов и делал им цепи, в сравнении с которыми цепи Jay-Z — маловаты будут. Были люди в Санкт-Петербурге, которые носили цепи толщиной в руку.
— У тебя были стремные ситуации?
— Была ситуация, когда меня пытались грабить и даже слегка это вышло, но мы потом решили вопрос и вернули все. У нас свободно ходить в дорогих изделиях — это нужно очень уверенно себя чувствовать. В стране не так много денег.
— На ютубе есть ролик, где ты приезжаешь к Славе Марлоу на машине с инкрустированным значком. Нет вероятности, что ты выйдешь в магазин, вернешься, а его уже нет?
— Есть вероятность, что кого-то шокером долбанет, пока он будет пытаться снять его. Мы же не глупые — у нас есть всякие секретки. Даже если найдутся умельцы, то сделаем другой, что поделать. Нам нужно популяризировать, нужно делать что-то уникальное. Я даже не думаю, что это получится продать, потому что ювелиры все свои и знают друг друга.
— А что такое секретка?
— Ты пытался когда-нибудь снять значок с “роллс-ройса”? Он уезжает обратно. А у нас есть пара сюрпризов (смеется). На самом деле мне самому было любопытно и я оставлял машину на пару дней. Люди просто подходят и трогают. Мне кажется, этим никто не занимается уже.
— Кто был первым рэпером, с которым ты поработал?
ST, Мезза и Boulevard Depo. Артем в то время очень сильно помогал. Самое дорогое из первых изделий было золотое кольцо для Меззы— у него даже есть трек со строчкой “на пальце розе, я выгляжу как экспонат”.
— У тебя есть любимая строчка про себя?
— “Mozi J сделал мне цепки”. Назару Obladaet большой привет. А всего треков где-то 6-7 вроде с моим упоминанием.
— С кем ты не работал, но хотел бы?
— Из наших?
— Да, из зарубежных есть подозрение, что назовешь Дрейка.
— Все же из первых были бы Young Thug и Future. Потом уже Дрейк. Очень хотелось с Offset. Вообще, у меня два года лежит изделие для A$AP Rocky — все надеялся тогда, что его выпустят из тюрьмы в Швеции. Жду, когда он приедет.
А из наших артистов… Очень хотел бы доделать проект с ATL и чтобы моя задумка понравилась Томми Кэшу. Проектов много, идей много, изделий классных будет много. Очень круто будет с Кизару.
— Какую самую дорогую вещь ты делал для рэперов?
— Она сейчас будет делаться. Это пока секрет, но скажу так — об этом мечтают все бухгалтеры (смеется).
— А из тех, которые уже засвечены?
— У Моргена самые дорогие. Последний комплект цепей и часов.
— Для кого был сделан респиратор за 10 миллионов?
— Изначально был китаец, который грезил им, но наступила корона и он потерялся. Сейчас его забрал себе частный инвестор в коллекцию.
— Что дороже, сет Моргена или респиратор?
— Сет Моргена. Если брать всю ювелирку, что мы для него сделали — это 25 миллионов рублей. Поэтому он и ходит с охраной.
У нас еще есть замечательный пример Navai с рукой, которая стоит 250 тысяч долларов. Есть Влад А4, у которого часы как пара квартир в Москве. Есть Тимур Ильдарович, который носит только золото, но его украшения выглядят достойно — думаю, они за долгое время выросли в цене и он их сейчас может продать подороже.
— В зарубежном рэпе есть практика, когда ювелирку берут на прокат для клипов или фотосессий. У нас такое есть?
— У молодых артистов. Да и не только они — блоггеры, модели, инфлюенсеры. Стилисты просят для артистов, а они потом выкупают после съемок.
— Также известны примеры рэперов-хаслеров, которые не торопятся возвращать арендованное.
— Рынок не такой широкий, присутствует доля уважения. Бывают вещи, от которых никто не застрахован, но случаев, чтобы что-то не возвращали — такого не было.
— Вот приходит условный Obladaet делать заказ, как ты с ним работаешь?
— Многие приходят с концептом альбома или какой-то жизненной ситуации. Художественная часть — это 70-80 процентов, потому что мы должны реализовать картинку из головы. Многие накидывают просто слова, а бывают конкретные задачи. У кого как мышление работает — некоторые прямо с эскизами приходят.
Назар обычно приходит с концептом, как это было с championship ring. Мы берем все идеи, накидываем, предлагаем что-то новое, рисуем, моделируем и выдаем готовый продукт.
— А что было раньше, обложка “Players Club” или готовое кольцо?
— Он пригласил меня на стадии проработки обложки, рассказал концепт, вот и все. На обложке рендер, который потом был сделан в реальности — Obladaet именно такое сейчас носит на пальце.
— Профанский вопрос. Если я молодой рэпер и хочу уникальный дизайн, какой минимум нужно закладывать?
— 9 тысяч рублей и до бесконечности.
— Что сейчас самое трендовое в рэп-ювелирке?
—Очень много направлений. В нашем — багетные бриллианты. Белое золото, жемчуг. Желтые бриллианты сейчас очень популярны.
— К тебе никогда не обращался Платина за изделием из платины?
— Платине, кстати, недавно какой-то чувак подарил кусок платины (смеется). Если не ошибаюсь, наши общие знакомые подарили ему сережку, которую мы делали.
— Как думаешь, сейчас самый расцвет ювелирки в рурэпе? Я не припомню, чтобы раньше у нас ее было столько.
— Спасибо мне чуть-чуть (смеется). Такого не было, когда мы начинали. Человеку нужно было объяснить, зачем нам давать деньги, что и как мы сделаем. В большей степени это был американский рынок — наши смотрели, но не могли реализовать. Были салоны, были какие-то чуваки в подвалах, а чтобы позвонить кому-то и сказать “Бро, мне нужна цепа” — такого не было.
Я рад, что один из первых, кто это начал делать у нас. И очень рад, что это так сейчас развивается. Раньше я ходил к ювелиру на районе, мы что-то делали, потом студентов набрал, первая мастерская, производство, что-то размещал на разных производствах ушел, открыл свое и вырос, теперь большой офис, сейчас открываем бутик, следом Москва, дальше в Америку, хотим глобальную историю, нас все поддерживают. Круто.
— Когда Слава Марлоу или Моргенштерн заказывают у тебя огромные блямбы, которые засветят на паре шоу, у тебя не возникает мысль “Чуваки, ну зачем?”
— Big Russian Boss вот до сих пор носит подвеску, которую я сам делал и обрабатывал на кухне 5 лет назад.
А Слава, кажется, потерял свою — я недавно просил ее дать мне на съемку, а он не нашел. Может, в гардеробе где-то застряла.Это прежде всего история, такого никто раньше не делал. Это часть его творчества. Через время это забудут, а потом появится какой-то ювелир, будет делать большие проекты, а мы, деды, посмотрим на это и скажем: “Ха-ха, было, пацаны”.
— У кого из рэперов лучший вкус на ювелирку?
— Отвечу так. Никто не дает задания четче Тимати — у него в голове всегда есть финальная картинка, он очень ответственно к этому подходит. С точки зрения простого креатива — Алишер. С точки зрения классической ювелирки — Кизару. С точки зрения чего-то необычного — Назар. С точки зрения концепта и постоянной генерации идей — Boulevard Depo. У него безумная чуйка на тренды.
— Я буду показывать фотки. Просто говори, что думаешь.
— Это история, которая вызвала всплеск на продажу цветных бриллиантов. С точки зрения контента в ювелирке — бомба. Камни и пирсинг делают много лет — это не что-то новое, но Узи интегрировал брюлик за 24 миллиона долларов.
— Если бы к тебе обратились за таким, стал бы делать?
— Конечно, почему бы нет? Не я же буду ставить. Если мастера пирсинга, которые это все обсуждают. Наверняка будет вовлечена титановая или платиновая пластина, к которой крепится камень и его можно спокойно убрать. Возможности человеческого тела и хирургии сейчас безграничны. Но сам я бы так не ходил.
— Это делал Jacob. Стоит в 10 раз больше, чем у Моргенштерна. Это история. Тот стиль Канье, альбом , его клипы. Вот когда он называл себя богом. Эпоха. Почему Jacob один из самых крутых — у него огромное количество подобных проектов, которые изделиями-то сложно назвать.
— Сложно. Он ugly персонаж, мне не нравится, что ему делают, и не хотел бы с ним работать. Может, это классно с точки зрения воздействия на рынок. Трэш-артисты тоже должны быть. Я недавно Милохину сделал сережки-единороги (смется). Они мне кажутся симпатичнее.
— Я даже не понял, что на фото Окси.
— Да, это клип с Ригосом 2015 года. Такой вопрос — почему в рурэпе так мало носят гриллзы? Недры, Элджей, а кто еще?
— Морген, Слава, Obladaet, Navai пока еще не сделал. Дофига на самом деле. Просто никто не носит так часто как Назар и Недры.
— Скажу, что дяде Леше надо было давно сменить команду. Всегда можно сделать что-то интересное, причем у LuGang есть прикольная одежда. Но отсылка прикольная.
— Дядя Раким. К нему никаких вопросов, у него все красиво.
— Он главный популяризатор ювелирки в зарубежном рэпе?
— Нельзя говорить главный, потому что в американском рэпе очень много людей-инфлюенсеров. И у нас не один Алишер. Не все слушают Алишера, Назара или Элджея. Но Rocky один из крутейших в фэшне и эти изделия у него одни из крутейших. Это же классика — Jesus piece, крест, A$AP Yams на шее. У него одним из первых появился жемчуг и опалы. Икона.
— Наводящий вопрос. Что из этого дороже?
— Вторая фотка — бриллиантов становится меньше с каждым годом, так что это еще и инвестиционная история. А по поводу первой, тут важно понимать, станет ли Дрейк легендой, чтобы его вещи распродавались на аукционах как вещи Майкла Джексона.
— Плохо (смеется). Иногда люди считают, что если засыпать все брюликами, будет красиво. Но модель не доделана, пропорции не доведены.
— О, это самый любимый клип. Здесь все цвета золота — они все жестко отличаются по цвету. Цепь классная, cuban chain от Dave Blinga, кастомные очки, гриллзы. Гуччи дед.
— Какая из двух круче?
— Да тут все одинаково круто. На второй фотке “кубинка” немного другая просто. Я бы выбрал вторую, где Jesus piece.