Тексты
Интервью: Кирилл Бусаренко

Ювелир звезд русского рэпа — интервью с Mozi J

Обстоятельный разговор с человеком, чьи украшения вы могли видеть на Кизару, Моргенштерне, Обладает и других топах индустрии.

— Ты часто слышишь в свой адрес “Саша, ты ювелир”?

— Лучшее начало интервью, так и хочется его сразу закончить (смеется).


— Я был обязан спросить.

— В последний раз слышал это дней 8 назад, у меня было знакомство с соседями по новому парковочному месту. Первое, что они спросили, когда я вышел из машины, было: “А вас случайно не Саша зовут?” Просто у меня на машине сзади написано “Jeweller”. Я улыбнулся и ответил, что не участник того видео. Сейчас уже меньше такого, но раньше постоянно спрашивали.


— А если без шуток, ты ведь реально по образованию ювелир?

— Да, у меня три высших образования по ювелирке, еще по геммологии и искусствоведению. Учился 10 лет.


— И как ювелирку преподают в России?

— Плохо. Конечно, есть хорошие кафедры, но оснащения не хватает, подготовка старая, мышление старое. Сейчас технологии поменялись, а мы продолжаем учить людей, как это делали при СССР. Я сам раньше преподавал — у меня сейчас работают многие бывшие студенты.


— А тебе приходилось учиться заграницей, как я понял.

— Я учился два семестра в очень маленьком вузе в Финляндии. На направлении было всего 7-8 человек. Там подход другой — больше за творчество, за масштабирование идей. А у нас жесткая техническая база, которая по факту никому не нужна.

Потом мне довелось год поучиться и поработать на бирже в Бангкоке. Работал у индусов, пакистанцев и тайцев по оценке и продаже камней, созданию изделий. Постоянно новые знакомства и интересные проекты— это дало больше опыта, чем что-то другое.


— Как тебя занесло в Бангкок?

— А у меня жена поехала учиться.Сначала просто тусовался, быстро приелось и пошел на биржу. Пару недель со мной никто там не здоровался, тяжело шли на контакт, завышали цены, а потом через месяц сдружились. Если тебя там видят постоянно, то пускают в свой мир.


— А жена у тебя кто по образованию?

— Она поехала в Таиланд учиться на шеф-повара. А так она юрист.


— Тяжело оставаться в форме, когда жена шеф-повар?

— Щечки подрастают (смеется). В карантин было тяжело, сейчас полегче.



Дмитрий "Mozi J" Кузнецов


— Тебе сейчас приходится самому работать руками?

— Да я постоянно что-то доделываю. Сейчас больше организационной работы и съемок, делать что-то самому не получается, хотя и хочется. Вот в прошлом году 30 декабря я полировал подвески, чтобы отдать OG Buda и ребятам.


— Ты же из Тюмени. Был знаком с тусовкой Melon до их известности?

— Мы с Гришей [OG Buda] давно знали друг друга. Года три назад случайно встретились на концерте Obladaet в Питере, когда у них был совместный тур. То есть я знал про OG Buda, но не знал, что это Гриша. Мимо меня прошло. А сейчас периодически видимся и говорим, что вот два пацана, которые из Тюмени вышли и поднялись (смеется).


— А изначально с ним познакомился на волне ювелирки?

Просто в Тюмени все друг друга знают. Особенно ребята, рожденные в начале 90-х, когда рождаемость была низкая. Кто-то катался на BMX, кто-то крутил брейк, все на слуху.



Mozi Jewelry x OG Buda




— Когда ты затеял бизнес в 2015-2016, было понимание, что будешь работать с рэперами?

— Не было четкого плана. Вообще, бизнесом это стало только 1,5-2 года назад, когда все поперло. До этого просто делал ювелирные изделия, выкладывал в инстаграм. Начал сотрудничать с AVG. В то время я делал вечеринки в Тюмени и привозил их. Устраивали настоящие рейвы и периодически делали интересные изделия. Потом благодаря ребятам получилось выйти на разных артистов. Большой привет пацанам из AVG.


— Насколько дорого заниматься ювелирным бизнесом?

— Очень много души вкладывается. Мы же не просто скачиваем модель и отдаем клиенту, как многие делают. Многие проекты требуют детальной проработки и времени, чтобы все выглядело круто.

Если говорить о финансах, мы очень много вкладываем в развитие. Буквально вчера полностью перешли на свое производство, приобрели новое оборудование, строим большой магазин в Санкт-Петербурге. Недавно приобрели Audi RS6 из которой делаем арт-объект — будет участвовать на выставках, будет ездить по городу, ее везде будут узнавать. Это дополнительные вложения в рекламу.


— Твоя последняя коллаборация с Моргенштерном — это обычный день в офисе?

—У нас каждый день огромное количество интересных проектов, постоянные обсуждения и споры. Это хороший по прибыли и на уровне с западными артистами проект, но с Алишером даже не финансовая часть важна — это больше вопрос популяризации. Важно показать, что мы на уровне и можем делать круто. У нас сейчас одеваются 60-70 процентов индустрии. Народ видит интересные изделия и двигается в нашу сторону.






— Какие у тебя ориентиры в мире рэп-ювелирки?

— Jacob & Co, Яков Арабо. Я недавно с ним познакомился, благодаря Тимати. После этого понял, что нет ничего невозможного — лет через 5-10 будем магазин рядом открывать (смеется).


— Значит, есть цель выйти на мировой уровень и стать условным Беном Боллером из России?

— Я же Mozi J, зачем мне быть Беном Боллером? Я раньше ориентировался на них, смотрел и думал: “Блин, Бен Боллер, Грег Юна”. Так я то же самое делаю, где-то даже лучше могу. Я моложе. Это, конечно, может быть излишним бахвальством, но рынку нужна молодая кровь.

Мы выходили на Америку — делали коллаборацию с Bones, обслуживали Lil Gnar. В Европе работали с Kontra K, достаточно крупным артистом. С испанцами работали, с итальянцами. Им больше нравится наш подход, как мы выходим на артистов и как подходим с творческой стороны.


— На кого нужно подписаться, чтобы видеть красоту?

— На мою жену (@yana_puma). Она носит прекрасные украшения. Однозначно Jacob & Co. И Tiffany.


— В одном интервью Бен Боллер говорил, что в конце 2000-х думал уйти из ювелирки из-за мирового кризиса. Каким для тебя был 2020-й?

— Офигенный год был, выросли в 10 раз. А сейчас по сравнению с тем годом где-то в 4 раза. У нас были запасы ювелирки, где-то неделю на карантине посидели без продаж, через неделю выправились и пошли вверх.. Пришел Slava Marlow, вернулись артисты, которые временно отложили все из-за отсутствия туров и рекламных интеграций.


— Ювелирка же относится к категории luxury. Люди не покупают ее из необходимости и на постоянной основе.

— Это заблуждение, когда люди говорят, что ювелирка не нужна. У тебя был когда крестик или кольцо? Вот твои очки — это тоже в какой-то степени ювелирка, потому что их можно украсить. Так или иначе 90 процентов людей в нашей стране соприкасались с ювелиркой.

Я бы не сказал, что бренд Mozi J дорогой — у нас есть позиции за 3/5/9 тысяч рублей. Если говорим о каких-то кубинских цепях, то учитывая их себестоимость и наши цены на них — это реально классная цена. На обручальные кольца, например, никогда не делали упор, потому что хотели делать индивидуальные проекты. Скоро начнем делать и красивые изделия для молодых семей. В тяжелый люкс пока не уходим, но есть мысли.




ATL с подвеской Mozi Jewellry




— Ты смотрел “Uncut Gems”? Насколько правдоподобны моменты, что в маленьком салоне стоит навороченная дверь с двухфакторным пропуском?

— Все реалистично на 100 процентов. В Америке нормальная история, что если у тебя есть магазин — 90 процентов товара в нем принадлежит не тебе, а кто-то в дистрикте сделал и ты просто собирательством занялся. Да, много дверей, много охраны, много евреев, много левых “ролексов”. У нас такого объема продаж нет — российский бизнес в целом покрывает всего 2 процента от мирового.


— Так, а если вы сами делаете ювелирку, то как охраняете ее?

— Пистолеты, дробовики, М-16 и пара гранат, заходите (смеется). Да все стандартно: служба безопасности, камеры, ночное видение, сигнализация, экстренная кнопка.


— Что самое дорогое ты держал в руках? Кроме жены.

— Держал слиток золота 33 кг. На дубайской бирже держал часы за 15-16 миллионов долларов для какого-то русского клиента.


— Были моменты, когда ты шел по городу, а в кармане лежит условный камень на сотни тысяч долларов?

— Разные ситуации были. Это же рэп (смеется). Ювелирка — настоящий хасл. За золото и бриллианты всегда убивали. У меня родственники в Иркутске занимаются бизнесом с 90-х, раньше продавали чароиты, сейчас это запрещено уже. У них там историй, можно кинокомпанию свою сделать.

Мой первый мастер, который обучал меня всему, в 90-х обслуживал кучу бандитов и делал им цепи, в сравнении с которыми цепи Jay-Z — маловаты будут. Были люди в Санкт-Петербурге, которые носили цепи толщиной в руку.


— У тебя были стремные ситуации?

— Была ситуация, когда меня пытались грабить и даже слегка это вышло, но мы потом решили вопрос и вернули все. У нас свободно ходить в дорогих изделиях — это нужно очень уверенно себя чувствовать. В стране не так много денег.


— На ютубе есть ролик, где ты приезжаешь к Славе Марлоу на машине с инкрустированным значком. Нет вероятности, что ты выйдешь в магазин, вернешься, а его уже нет?

— Есть вероятность, что кого-то шокером долбанет, пока он будет пытаться снять его. Мы же не глупые — у нас есть всякие секретки. Даже если найдутся умельцы, то сделаем другой, что поделать. Нам нужно популяризировать, нужно делать что-то уникальное. Я даже не думаю, что это получится продать, потому что ювелиры все свои и знают друг друга.


— А что такое секретка?

— Ты пытался когда-нибудь снять значок с “роллс-ройса”? Он уезжает обратно. А у нас есть пара сюрпризов (смеется). На самом деле мне самому было любопытно и я оставлял машину на пару дней. Люди просто подходят и трогают. Мне кажется, этим никто не занимается уже.





— Кто был первым рэпером, с которым ты поработал?

ST, Мезза и Boulevard Depo. Артем в то время очень сильно помогал. Самое дорогое из первых изделий было золотое кольцо для Меззы— у него даже есть трек со строчкой “на пальце розе, я выгляжу как экспонат”.


— У тебя есть любимая строчка про себя?

— “Mozi J сделал мне цепки”. Назару Obladaet большой привет. А всего треков где-то 6-7 вроде с моим упоминанием.


— С кем ты не работал, но хотел бы?

— Из наших?


— Да, из зарубежных есть подозрение, что назовешь Дрейка.

— Все же из первых были бы Young Thug и Future. Потом уже Дрейк. Очень хотелось с Offset. Вообще, у меня два года лежит изделие для A$AP Rocky — все надеялся тогда, что его выпустят из тюрьмы в Швеции. Жду, когда он приедет.

А из наших артистов… Очень хотел бы доделать проект с ATL и чтобы моя задумка понравилась Томми Кэшу. Проектов много, идей много, изделий классных будет много. Очень круто будет с Кизару.


— Какую самую дорогую вещь ты делал для рэперов?

— Она сейчас будет делаться. Это пока секрет, но скажу так — об этом мечтают все бухгалтеры (смеется).


— А из тех, которые уже засвечены?

— У Моргена самые дорогие. Последний комплект цепей и часов.


— Для кого был сделан респиратор за 10 миллионов?

— Изначально был китаец, который грезил им, но наступила корона и он потерялся. Сейчас его забрал себе частный инвестор в коллекцию.


— Что дороже, сет Моргена или респиратор?

— Сет Моргена. Если брать всю ювелирку, что мы для него сделали — это 25 миллионов рублей. Поэтому он и ходит с охраной.

У нас еще есть замечательный пример Navai с рукой, которая стоит 250 тысяч долларов. Есть Влад А4, у которого часы как пара квартир в Москве. Есть Тимур Ильдарович, который носит только золото, но его украшения выглядят достойно — думаю, они за долгое время выросли в цене и он их сейчас может продать подороже.







— В зарубежном рэпе есть практика, когда ювелирку берут на прокат для клипов или фотосессий. У нас такое есть?

— У молодых артистов. Да и не только они — блоггеры, модели, инфлюенсеры. Стилисты просят для артистов, а они потом выкупают после съемок.


— Также известны примеры рэперов-хаслеров, которые не торопятся возвращать арендованное.

— Рынок не такой широкий, присутствует доля уважения. Бывают вещи, от которых никто не застрахован, но случаев, чтобы что-то не возвращали — такого не было.


— Вот приходит условный Obladaet делать заказ, как ты с ним работаешь?

— Многие приходят с концептом альбома или какой-то жизненной ситуации. Художественная часть — это 70-80 процентов, потому что мы должны реализовать картинку из головы. Многие накидывают просто слова, а бывают конкретные задачи. У кого как мышление работает — некоторые прямо с эскизами приходят.

Назар обычно приходит с концептом, как это было с championship ring. Мы берем все идеи, накидываем, предлагаем что-то новое, рисуем, моделируем и выдаем готовый продукт.


— А что было раньше, обложка “Players Club” или готовое кольцо?

— Он пригласил меня на стадии проработки обложки, рассказал концепт, вот и все. На обложке рендер, который потом был сделан в реальности — Obladaet именно такое сейчас носит на пальце.







— Профанский вопрос. Если я молодой рэпер и хочу уникальный дизайн, какой минимум нужно закладывать?

— 9 тысяч рублей и до бесконечности.


— Что сейчас самое трендовое в рэп-ювелирке?

—Очень много направлений. В нашем — багетные бриллианты. Белое золото, жемчуг. Желтые бриллианты сейчас очень популярны.


— К тебе никогда не обращался Платина за изделием из платины?

— Платине, кстати, недавно какой-то чувак подарил кусок платины (смеется). Если не ошибаюсь, наши общие знакомые подарили ему сережку, которую мы делали.


— Как думаешь, сейчас самый расцвет ювелирки в рурэпе? Я не припомню, чтобы раньше у нас ее было столько.

— Спасибо мне чуть-чуть (смеется). Такого не было, когда мы начинали. Человеку нужно было объяснить, зачем нам давать деньги, что и как мы сделаем. В большей степени это был американский рынок — наши смотрели, но не могли реализовать. Были салоны, были какие-то чуваки в подвалах, а чтобы позвонить кому-то и сказать “Бро, мне нужна цепа” — такого не было.

Я рад, что один из первых, кто это начал делать у нас. И очень рад, что это так сейчас развивается. Раньше я ходил к ювелиру на районе, мы что-то делали, потом студентов набрал, первая мастерская, производство, что-то размещал на разных производствах ушел, открыл свое и вырос, теперь большой офис, сейчас открываем бутик, следом Москва, дальше в Америку, хотим глобальную историю, нас все поддерживают. Круто.


— Когда Слава Марлоу или Моргенштерн заказывают у тебя огромные блямбы, которые засветят на паре шоу, у тебя не возникает мысль “Чуваки, ну зачем?”

— Big Russian Boss вот до сих пор носит подвеску, которую я сам делал и обрабатывал на кухне 5 лет назад.

А Слава, кажется, потерял свою — я недавно просил ее дать мне на съемку, а он не нашел. Может, в гардеробе где-то застряла.Это прежде всего история, такого никто раньше не делал. Это часть его творчества. Через время это забудут, а потом появится какой-то ювелир, будет делать большие проекты, а мы, деды, посмотрим на это и скажем: “Ха-ха, было, пацаны”.


— У кого из рэперов лучший вкус на ювелирку?

— Отвечу так. Никто не дает задания четче Тимати — у него в голове всегда есть финальная картинка, он очень ответственно к этому подходит. С точки зрения простого креатива — Алишер. С точки зрения классической ювелирки — Кизару. С точки зрения чего-то необычного — Назар. С точки зрения концепта и постоянной генерации идей — Boulevard Depo. У него безумная чуйка на тренды.







— Я буду показывать фотки. Просто говори, что думаешь.




Lil Uzi Vert с камнем за 24 миллиона долларов во лбу



— Это история, которая вызвала всплеск на продажу цветных бриллиантов. С точки зрения контента в ювелирке — бомба. Камни и пирсинг делают много лет — это не что-то новое, но Узи интегрировал брюлик за 24 миллиона долларов.


— Если бы к тебе обратились за таким, стал бы делать?

— Конечно, почему бы нет? Не я же буду ставить. Если мастера пирсинга, которые это все обсуждают. Наверняка будет вовлечена титановая или платиновая пластина, к которой крепится камень и его можно спокойно убрать. Возможности человеческого тела и хирургии сейчас безграничны. Но сам я бы так не ходил.




Канье и его цепь с египетским богом Хорусом на BET 2010



— Это делал Jacob. Стоит в 10 раз больше, чем у Моргенштерна. Это история. Тот стиль Канье, альбом , его клипы. Вот когда он называл себя богом. Эпоха. Почему Jacob один из самых крутых — у него огромное количество подобных проектов, которые изделиями-то сложно назвать.




6ix9ine и подвеска в виде единорога за 95 тысяч долларов



— Сложно. Он ugly персонаж, мне не нравится, что ему делают, и не хотел бы с ним работать. Может, это классно с точки зрения воздействия на рынок. Трэш-артисты тоже должны быть. Я недавно Милохину сделал сережки-единороги (смется). Они мне кажутся симпатичнее.




Оксимирон из клипа "Дежавю"




— Я даже не понял, что на фото Окси.


— Да, это клип с Ригосом 2015 года. Такой вопрос — почему в рурэпе так мало носят гриллзы? Недры, Элджей, а кто еще?

— Морген, Слава, Obladaet, Navai пока еще не сделал. Дофига на самом деле. Просто никто не носит так часто как Назар и Недры.




Подвеска бренда Гуфа за 13 тысяч рублей



— Скажу, что дяде Леше надо было давно сменить команду. Всегда можно сделать что-то интересное, причем у LuGang есть прикольная одежда. Но отсылка прикольная.




A$AP Rocky




— Дядя Раким. К нему никаких вопросов, у него все красиво.


— Он главный популяризатор ювелирки в зарубежном рэпе?

— Нельзя говорить главный, потому что в американском рэпе очень много людей-инфлюенсеров. И у нас не один Алишер. Не все слушают Алишера, Назара или Элджея. Но Rocky один из крутейших в фэшне и эти изделия у него одни из крутейших. Это же классика — Jesus piece, крест, A$AP Yams на шее. У него одним из первых появился жемчуг и опалы. Икона.








Медальон и цепь Дрейка за 100 тысяч и 1 миллион соответственно



— Наводящий вопрос. Что из этого дороже?

— Вторая фотка — бриллиантов становится меньше с каждым годом, так что это еще и инвестиционная история. А по поводу первой, тут важно понимать, станет ли Дрейк легендой, чтобы его вещи распродавались на аукционах как вещи Майкла Джексона.




Подвеска Quavo в стиле мультика "Рататуй"



— Плохо (смеется). Иногда люди считают, что если засыпать все брюликами, будет красиво. Но модель не доделана, пропорции не доведены.









— О, это самый любимый клип. Здесь все цвета золота — они все жестко отличаются по цвету. Цепь классная, cuban chain от Dave Blinga, кастомные очки, гриллзы. Гуччи дед.


— Какая из двух круче?

— Да тут все одинаково круто. На второй фотке “кубинка” немного другая просто. Я бы выбрал вторую, где Jesus piece.

Квадроберы, роботы и красивые люди
Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Интервью с главным толкателем джерка в России