Тексты

"На Black Star мне сказали: “Парень, ты понимаешь, куда пришёл?"

Мот, интересный независимый артист, в прошлом году подписавший контракт с лейблом Тимати, подводит первые итоги.

Текст: Леша Горбаш

Кубанский парень Мот попал в наше поле зрения пару лет назад — с хорошим клипом "К берегам". До этого Матвей состоял в очень нетипичной московской хип-хоп тусовке Soul Kitchen. Нетипичной, потому что она имела куда больше отношения к фанк- и соул-корням и золотой эпохе хип-хопа, нежели "пацанско-подъездная" ипостась русского рэпа. И если подумать, то такой позитивный хип-хоп в наших реалиях куда больший "андеграунд", чем мрачный рэп о жизни спальных районов (хотя бы потому, что спрос на него меньше).

Да, мы понимаем, что слова "Black Star" и "андеграунд" плохо существуют рядом. Подписав контракт с лейблом Тимати, Мот для многих словно бы перечеркнул свое прошлое. Теперь он новая звездочка Black Star, герой клубно-модного рэпа и объект хейта — потому что когда ты подписываешь контракт с Тимати, хейтеры полагаются тебе по условиям договора.

Сразу вопрос: как вообще на Black Star попадают?

Одним прекрасным утром у меня зазвонил телефон. Высветился незнакомый номер: “Здравствуйте, вас беспокоят с лейбла Black Star, нам интересно с вами посотрудничать”.

Потом я стал узнавать, как на меня вышли. В компании Black Star есть отдел, занимающийся поиском новых артистов. Они наткнулись на пару моих треков и клипов. К тому моменту было уже записано два альбома, которые были в сети и на слуху.

Там же в интернете нашли мой телефон и пригласили в офис, чтобы обсудить тонкости сотрудничества. Я само собой офигел: к тому моменту я только закончил пятый курс МГУ и вообще не собирался заниматься хип-хопом. Рэп оставался хобби и я никогда не думал, что буду заниматься этим профессионально. Получил специальность экономист-менеджер и уже успел поступил в аспирантуру. Параллельно устроился на работу маркетологом. На тот момент я был стажёром, мне уже выдали телефон и ноутбук. Хотели дать и машину, но я отказался, так как прав ещё не было.

И после этого звонка передо мной встал выбор: в какую сторону мне двигаться. С одной стороны, я понимал, что второй раз мне вряд ли позвонят с Black Star. С другой, мне  интересно работать по специальности. Но хорошо всё взвесив, решил поддаться искушению и пойти в сторону творчества, то есть подписать контракт с лейблом Black Star. Но при этом не зарывать в землю рабочие навыки.

Работу и аспирантуру, получается, забросил?

С работы я ушёл. А аспирантура – там не нужно каждый день ходить на занятия. Существуют определённые требования: написание научной статьи и её публикация в сборнике, выступление на конференции, сдача кандидатских минимумов. Ну и лекции два раза в неделю по выбранной специальности.

Первый год я посещал лекции, сдал на отлично все кандидатские минимумы. На второй год остались только требования по научной статье, конференции и написание диссертации. И вот последний пункт идёт очень тяжело. И если раньше хватало времени, эмоций и сил, чтобы залезать в интернет, читать научные статьи, продумывать экономические модели и с головой во всё это погружаться, то сейчас гастроли забирают слишком много сил и эмоций, и времени зачастую не хватает.

И вот сейчас, в мае-июне, мне нужно прийти на финальный годовой отчёт и предоставить всю информацию о том, чем я занимался весь год. По статьям и выступлениям мне есть, что им отсыпать, но вот с диссертацией всё совсем тяжко. Надеюсь, что за май получится подсобирать материал и выдать на годовом отчёте, чтобы сохранить статус аспиранта.


Совместный с L'One "Бенджамин" — последняя на сегодняшний момент видеоработа Мота.

 

Если уже сейчас возникают такие трудности, что будешь делать в следующем году?

Смотри, в этом году обязательное требование — сдать первую главу диссертации. А в начале третьего года уже нужно сдать её финальный текст и дальше утверждать и корректировать его с научным советом. Весь год уйдёт непосредственно на подготовку к защите. Это палка о двух концах: когда учишься в университете или даже первый год в аспирантуре, ты начинаешь готовиться к сдаче экзаменов и минимумов только за ночь или две, при этом учишь готовые вопросы с распечатанного листа. Когда есть дедлайны и строгие цели, всё намного проще. А вот если сроки размыты, ты в свободном плавании и над тобой никто не стоит с палкой – это сложно. И такое могут потянуть только самоорганизованные и ответственные люди. И без свободного времени никуда.

Ты говоришь о самоорганизации. При переходе на лейбл ты наоборот стал работать не один, но с целой командой. Были какие-нибудь трудности с этим на первых порах?

Я по ходу пьесы начинаю с ними сталкиваться. И это скорее не трудности, а издержки любого крупного лейбла, что у нас, что за рубежом. Я говорю о разной юридической волоките, связанной с приобретением прав. Когда я был независимым артистом, то мог сегодня найти понравившийся мне бит, сразу же написать текст, завтра поехать на студию, а послезавтра его выпустить. А теперь нужно официально связаться с автором бита, купить права на музыку, подписать договор с автором.

Что произошло с клипом “Планета”, который на YouTube заблокировали?

Всё очень просто. Во-первых, на момент выхода этой песне было три года. Во-вторых, бит мы взяли из официального битпэка от Apollo Brown, который он выкладывал для свободного скачивания и использования. Мол, "качайте и делайте, что хотите". Когда произошла ситуация с блокировкой клипа, мы долго пытались дописаться до его лейбла Mellow Music, и когда они нам ответили, выяснилось, что заблокировали клип не они, а программа, которая автоматически вычищает всю музыку, которая находится в базе лейбла. Так получилось, что "Планета" также оказалась в этом списке. Но они быстро прислали извинения и сняли блокировку с клипа.


 Тот самый клип под бит Apollo Brown.

 

Когда ты шёл на Black Star, понимал, сколько негатива это вызовет?

Мне прямо в офисе сказали: “Парень, ты понимаешь, куда пришёл? Сейчас у тебя такой светлый ореол, а стоит сделать шаг в нашу сторону – он сразу очерняется и оскверняется?”. Меня это не смутило. Хейтеры всегда хейтят. Вообще, я всегда за критику, если она конструктивна. А поливание грязью просто так — зачем?

Ты в своём творчестве не стесняешься ориентироваться на Запад. А как воспринимаешь русский рэп?

В десять лет я впервые услышал Децла и Эминема. И они сильно на меня повлияли: в детстве я гонял в майке Децла и моим первым граффити был его ромбик. Но при этом в школе я не углублялся в русский хип-хоп. Первым русским рэпером, которого я начал слушать, был Гуф, и это было намного позже. До этого я всю жизнь танцевал: в пять лет были народные танцы, потом латиноамериканские, потом пять лет протанцевал в "Тодесе", затем четыре года ходил в студию DJ MEG "Мейнстрим", где танцевал хип-хоп. Занимались  мы под андеграунд: J Dilla, Madlib, в основном там были биты. А русский рэп не воспринимал на корню, он казался извращением чистой воды. Слушал только зарубежный хип-хоп. Так было вплоть до первого курса.

Моё движение к русскому рэпу началось со стёба: я читал какой-то стрёмный полуфристайл, потому что по-прежнему насмешливо воспринимал хип-хоп на русском. И однажды мой друг записал такой фристайл на диктофон, в тайне от меня наложил на бит и раскидал всем нашим знакомым Вконтакте. И уже на следующий день в универе меня встречали панчами из этого трека. А там был дикий бред, вроде "Брюнетки-блондинки, поехали в Кузьминки". Но я понял, что это интересно людям, и если им понравился такой стёб, то почему не попробовать сделать что-нибудь посерьёзнее? И вот я также на диктофон записал серьёзный трек.

Само собой, сразу появились люди, которые стали смотреть в рот и говорить, что я прямо бог рэпа и это "элитка", уровень. Но к счастью, среди моих друзей были и адекватные люди, которые говорили: "Чувак, это стыд. Ты бы лучше не позорился. Вот, послушай нормальных ребят: Баста, Смоки Мо, KRec, Каста. И пойми, что это ни в какие ворота не лезет, русский язык – богатая штука, которую нужно использовать на полную катушку".

Конечно, я и раньше слышал отдельные их песни, но никогда глубоко не вникал. И вот с первого курса я стал интересоваться и слушать русский хип-хоп. Стал понимать, что кто-то "залезает поглубже", кто-то смотрит на запад, кто-то гнёт свою линию. При этом, у меня нет никакого скепсиса или негатива по отношению к другим артистам. Более того, я всегда открыто выражаю свой респект. Например, Рем Дигге, которого уважаю и как человека с большой буквы, и как артиста.

Да, конечно, есть рэперы, к которым я равнодушен. Интересно, когда человек экспериментирует и ищет себя. Круто, когда ты видишь анонс его альбома и не знаешь, чего ждать. А когда после анонса можно не только угадать тему нового трека, но и расписать, какие слова там будут звучат — за такими людьми мне неинтересно следить.

“Versus”-то смотришь?

“Versus” — очень неоднозначное явление. Мы в начале говорили о самоорганизации. И я поразился, когда смотрел первые выпуски: очень много неорганизованных рэперов. А когда видно, что человек заморочился с текстом, с панчами, всё это выучил и выдал крутое выступление, я на автомате начинаю уважительно к нему относиться.

Другой вопрос — начинка. Кто-то делает баттл под вкусным соусом, и на это интересно смотреть. А кто-то скатывается к подножию горы и несёт полную ахинею и грязь. Понятно, что нужно быть толерантным и понимать, что это “просто баттл”. Во многом поэтому я не вижу себя на "Версусе": вряд ли бы смог стерпеть оскорбления в адрес родителей и близких.

Я привык к грязи в свой адрес, потому что априори никто не любит успешных и знаменитых. Но терпеть такое в адрес близких – это слишком.

Вы же с Кристиной Си были знакомы задолго до Black Star. Как это получилось?

Объединение Soul Kitchen. Всё началось оттуда. Мы встретились на одной из вечеринок, лет пять назад в клубе "Солянка". Нас познакомил мой друг Ваня Nanik, организатор Soul Kitchen.

Именно вечеринки Soul Kitchen открыли мне доступ ко многим рэп- и соул-исполнителям. Я не представляю, что было бы, приди я на лейбл с нуля, никого не зная не только на лейбле, но и вообще в тусовке. Психологически было бы очень сложно адаптироваться.

Но благодаря тому, что я несколько лет тусовался на Soul Kitchen, уже знал всю подноготную и всех ребят. Мы прекрасно общались и именно так завязывались наши отношения. Та же “Планета” была записана до Black Star, как и наш трек с L’One “Не моя вина”. У меня со всеми уже был коннект, что сильно облегчило жизнь.


Так выглядел и звучал Мот "доблэкстаровского" периода.

 

Ты ведь за "Реал" болеешь? Радовался победе над "Баварией"? (разговор состоялся сразу победы “Реала” в полуфинале Лиги Чемпионов)

Конечно, ещё как. Вчера мы с 8 утра до 6 утра снимали клип "Бенджамин". И в перерывах наперегонки бегали с ним к радио и телевизору, чтобы узнать, как там футбол.

У вас не возникало конфликтов, учитывая, что L’One болеет за “Барсу”?

С этого и начиналось наше общение четыре года назад. Постоянно подстёбывали друг друга. В какой-то момент наш совместный трек даже был под угрозой срыва, потому что сначала всё было в шутку, а на каком-то этапе мы стали ссориться: "Ты задолбал со своим "Реалом", "Ты надоел со своей "Барсой". Сейчас по-прежнему подкалываем друг друга, но опасаемся вместе смотреть "классико".

Из российских команд поддерживаешь кого-нибудь? “Кубань”, может?

Как-то повелось, что с десяти лет я начал болеть за “Реал”. А в России поддерживал “Локомотив” Сёмина, где ещё играли Сычёв, Измайлов, Пименов, Сенников, Игнашевич. Не знаю, почему выбрал именно "Локо", может, из-за дяди-железнодорожника. Но со временем ушёл Юрий Палыч, и мой интерес к команде поутих. В детстве я, естественно, ходил на "Кубань", потому что тогда в Краснодаре все на неё ходили. Но сейчас яркого интереса и ожидания матча, как "Реал", ни одна из российских команд у меня не вызывает.

К музыке: "Азбука Морзе" — это третий альбом рэпера Мота или первый альбом нового артиста Black Star?

Всё же первый альбом Мота на Black Star. Потому что это абсолютно новый для меня по уровню звучания альбом. Я больше участвовал в его написании: выступал не только как автор текстов, но и помогал с музыкой. Я далёк от написания битов, у меня нет музыкального образования, потом сложно этим заниматься на профессиональном уровне. Благо, у меня есть знакомые музыканты, которым я могу на пальцах объяснить, как должен звучать этот трек. И мы совместно дорабатывали многие биты. Предыдущие два были проще: мне скидывали бит, он мне нравился, я писал трек — всё.

Кого ты сжёг в клипе "Чёрный день"?

Яркого себя. У каждого из нас есть мрачное альтер-эго, которое при определённых обстоятельствах вылезает наружу. Взять тебя настоящего и яркого за шкирку, сильно встряхнуть и привести в чувство. Многие считают, что трек обращён исключительно к хейтерам и хулителям, но по сути, мне просто было интересно написать дисс на самого себя. И в сборе информации мне сильно помогли комментаторы Rap.Ru, за что им спасибо. Я всё это собрал под один заголовок и это на самом деле больше обращение к самому себе и моим противоположностям.


"Черный день" — обращение к "хейтерам", которых у Мота сейчас немало.

 

Не возникало желания вернуться к "лирике"?

Недавно вышел мой акустический трек "Талисман", который на 100% ближе к "Ремонту" или даже первому альбому "Remote". Клип и трек "Чёрный день" не означают, что лиричный Мот сгорел дотла. Он жив, потому что мне по-прежнему интересно делать лиричный хип-хоп и рассказать что-то от души.

У каждого альбома существует концепт. И я понимал, что тот же "Талисман" не вписывается в "Азбуку Морзе", поэтому мы и выпустили его отдельным синглом.

Как случилась песня с Мишей Крупиным?

Для меня к каждой совместной песне нужно приходить общим умом и усилиями. И желательно, чтобы присутствовала какая-то логическая цепочка. С Крупиным получилось именно так. Когда мы с Мишей познакомились, то подумали, было бы отлично сделать совместный трек, но идея так и осталась висеть в воздухе.  Когда я уже записывал "Азбуку", услышал этот бит и сразу родилась идея про женщину. Ну а кто в русском рэпе разбирается в женщинах лучше, чем Крупин? К тому же, у него есть небезызвестная песня "Девочка", и "Женщина" стала логичным развитием этой идеи.

Так же было с Нэлом: когда у него вышел трек “XXIV”, я предложил ему сделать «24/7» и скинул демку. Мы записали её года полтора назад, в начале январе 2013. Я залез на Soundclick, нашёл этот бит и записал свою часть. Скинул Нэлу, но тот сразу предупредил, что работает не спеша и всё может затянуться. Я уже на это настроился, как Нэл буквально на следующий день позвонил и сказал, что накидал трек в тот же день, пока ехал в такси.

У вас в планах нет какого-то релиза от всего лейбла — микстейпа или сборника?

Такие вещи нужно решать коллегиально и собраться всем вместе. А последнее время все разъезжали по гастролям и возможности встретиться не было. Не знаю, имеет ли смысл повторять уже сделанное до нас, как, например, фильм, лучше сделать что-то своё. Но желание поучаствовать в кинопроекте у меня есть, тем более, если это будет касаться лейбла.

А касаемо музыки: сейчас Тимати и L’One, не загоняя себя в рамки, пишут совместный альбом. После "Тусы" мы планировали выпустить небольшой микстейп от лейбла и даже накидали несколько совместных треков, но в итоге каждый занялся своими делами. Дело не в том, что нам не хочется выпустить что-то вместе, банально не хватает времени. Думаю, если поставить жёсткие сроки и запереться на студии — у нас без проблем всё получится. Просто такой задачи пока нет. Но рано или поздно это осуществится.

Спустя год на лейбле у тебя появилось понимание того, куда будет двигаться твоя карьера?

У меня появилась цельная картинка себя как артиста. Когда я только пришёл на Black Star, понимал, что не хочу ограничиваться только музыкой. На каком-то этапе я очень хочу совместить музыку и со своим образованием — с управленческой деятельностью. Благо, с годами накапливается и опыт, и авторитет в музыке. И годам к 30, может, чуть позже, я бы хотел отойти от сцены. Мне не нравится слово "продюсер", потому что ими, как и рэперами, сейчас называют каждого второго. Я хочу либо в рамках лейбла, либо в рамках уже своей истории заниматься управленческой деятельностью.

Хотел бы помочь каким-то артистам? 

Мы сразу оговаривали это на лейбле: у нас нет никаких запретов в плане сотрудничества и поддержки других артистов. Так что я без проблем могу записаться с кем угодно, если я вижу нас на одном треке. Безусловно, есть очень много талантливых ребят, которых я стараюсь подтягивать. На альбоме есть такие "гимновые" треки, которые и близко не звучали бы так без вокалистов Гаяны Захаровой и Миши Гришунова. Мне очень нравится с ними работать. И я понимаю, если они участвуют в треке – он обязательно получится хорошим. Мне нравится, когда рэперы сотрудничают с соул-артистами, и всегда стремлюсь именно к такому звуку. На Black Star у меня появилась возможность выбирать любые биты и подтягивать всех, кого захочу.

Как вообще прошел концерт 18 мая в Москва Hall?

Я первый раз так масштабно презентую свой альбом. Хотелось добавить лайва в концерт, поэтому я решил исполнить программу с живыми музыкантами. Думаю, теперь все большие концерты я будут делать с музыкантами.

Уже есть планы на будущее?

Мы выпустили "Талисман", вышла "Akuna Matata". Это фановый трек, который я посчитал нужным выпустить именно сейчас: майские праздники, лето на носу, хотелось отсыпать людям хорошего настроения. Параллельно мы записали ещё несколько синглов. Об альбоме говорить пока рано, потому для него нужен концепт, которого у меня пока нет. До следующего альбома мы точно выпустим ещё один EP, но о его концепции я пока не готов говорить. Сейчас я не хочу загонять себя в рамки. 

Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow