Тексты
Текст: Николай Редькин

Судя по всему, Morgenshtern действительно гений

Будете спорить?

Так вышло, что 2020 год — это год Моргенштерна в России.

То, что он сделал в последние дни, можно заносить в учебники пиара. Прямиком в главу “Как делать промо к своим релизам”.

Если кратко: поклонники ждут песню “Кадиллак”. Вместо этого исполнитель выпускает снятый одним дублем клип “Пососи”, где комментирует слухи о своем сотрудничестве с Кремлем (“С государством работал? Нет, но теперь буду”). Фэны обижаются, что вместо ожидаемого трека им выдали поделку на скорую руку, идут ставить дизлайки — и в какой-то момент их становится критически много. Что сделал бы другой исполнитель? Убрал счетчик дизов? Удалил клип? Извинился? Моргенштерн просит докрутить счетчик дизлайков до полутора миллионов, чтобы побить рекорд Гуфа и Тимати — только тогда выйдет “Кадиллак”. Счетчик докручивают. Параллельно “Кадиллак” утекает в сеть — выясняется, что это фит с Элджеем, другим артистом из разряда “все ненавидят, но все слушают”. В полночь трек выходит, прямо сейчас (пишу это в 16-00 по Мск) он на первых местах в песенном чарте Apple Music и в трендах ютуба.







Если это все спланированная акция, то Алишер, как он сам не раз заявлял, гений. Если это спонтанное управление кризисной ситуацией, то еще больший гений.

С начала своей, тогда еще видеоблогерской, карьеры он пошел против всех. Объясняя слушателю, что он тупой. Любимому артисту слушателя — что бездарь. Тем, кто был против, отвечал мемами (с его подачи интернет целый год шутил про “кизяку” и “бля у”) и четко сформулированными слоганами (Нахуй стариков!”).

В музыке он тоже почти сразу декларировал антимузыкальность. Пика она достигла при работе над альбомом “Легендарная пыль”, бестселлера-2020, записанного за неделю. 20-минутный альбом, сделанный “на похуй”, все (в том числе и лояльные поклонники, я таких встречал) сразу же начали ругать — и чем больше его ругали, тем выше ползли цифры прослушиваний. На каком-то моменте Вконтакте даже решил подыграть артисту и поставил вместо счетчика слово “пыль”.

“Ненавидь меня, чтобы полюбить меня” — не Алишер первый выбрал такую стратегию, но он особенно удачно адаптировал ее к российскому ютубу и общему, токсичному и нездоровому, климату российских социальных сетей. Можно ли говорить о нем как о музыканте — открытый вопрос. Как о трикстере, панке, возмутителе спокойствия, хулигане и энтертейнере от бога? Это уже ближе к правде. Моргенштерн — акционист наших дней, повторивший перфоманс британской группы The KLF, которая вошла в историю тем, что сожгла миллион фунтов. Сжег, правда, всего 100 тысяч рублей, но Алишер всегда умел тратить деньги сообразно целям — в интервью он говорил, что никогда не будет снимать дорогие клипы за миллион. Зачем? Если можно снять “на коленке” — и все равно все будут обсуждать! Так и здесь — сжег 100 тысяч, а говорят об этом его поступке до сих пор.

Вспомнил лучшую метафору отношений Моргенштерна со слушателем. На концерте в московском клубе Stadium он задерживал начало, возмущенные зрители (многие из которых пришли в сопровождении пап и мам) спустя полчаса начали скандировать: “Заебал! Выходи!”. Еще через десять минут весь зал кричал: “Пиздобол!” (имея в виду, что обещал начать вовремя, но не начал). Еще через какое-то время — “Пошел нахуй!”. А потом, когда герой вечера выехал на сцену на белом “мерине”, случились массовые восторги и ликования.

Пока одни предлагают измерять по отношению к нему степень деградации персоны, я удивляюсь, сколько смекалки, идей и расчета в его большой голове, которую сам он в песне “Пососи” называет “коробкой”.

Как мы жили без него вообще?



Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком
В этом выпуске неприлично много грусти и мрака, но место радостям тоже нашлось
Обещания Деду Морозу, итоги года и встречи под елочкой
Начал писать песни только в этом году — и сейчас у его главного хита больше 60 млн стримов. Как ему это удалось?