Тексты
Текст: Карина Бычкова

"Але, это кинотеатр "Октябрь": как российская музиндустрия полюбила медиафасады

С чего начался тренд, сколько это стоит и дает ли выхлоп

В последние два года музыка все чаще рекламируется через медиафасады: стриминги продвигают там свои проекты и устраивают баттлы друг с другом, а артисты выкладывают фото со своим лицом на медиафасаде в соцсетях. Никаких доказательств, что это повышает узнаваемость музыкантов и приводит к ним новую аудиторию, нет, но размещение на медиафасаде можно сравнить с появлением в “Вечернем Урганте”. Раньше в индустрии считалось, что выступление на шоу полезно для имиджа — хоть и не дает мгновенного карьерного буста. Пока программа на Первом канале в бессрочном отпуске, а ее контент выпилен Ютубом, роль ордена почета для артистов перешла к нескольким московским медиафасадам. Рассказываем, как в местном музыкальном бизнесе появился тренд на такие размещения, сколько это стоит и зачем нужно.


Что такое медиафасад и сколько стоит его использование

Медиафасад — это светодиодная рекламная конструкция, представляющая собой Led-экран огромного размера. Один из самых популярных медиафасадов располагается на Новом Арбате, на здании кинотеатра “Октябрь”. Видимость этого медиафасада — 340 метров при движении в центр и 250 метров при движении из центра.

На этой улице сосредоточены государственные учреждения, гостиница люкс-класса Marriott, большое количество кафе и баров. Сама трасса ежедневно используется для передвижения правительственных кортежей.

Стоимость рекламы на медиафасаде “Октября” начинается от 4,2 миллиона рублей за месяц: цена зависит от длительности ролика, доли эфира, объемов и периода размещения. Если верить данным коммуникационной группы, которая владеет этим медиафасадом, один контакт с роликом обойдется заказчику примерно в три рубля.


С чего все началось в музыке

До недавнего времени музыка на медиафасадах в России не подсвечивалась (в основном, там рекламировали услуги сотовой связи, технику, жилье и банки), но инструменты наружной рекламы — расклейка афиш или размещение их в лайтбоксах — активно использовались. Вероятно, артисты не могли себе позволить подобный размах, а у местных лейблов и стримингов не было мотивации так делать.

В 2019 году российский музыкальный рынок считался наиболее перспективным, потому что у него был самый высокий рост в мире, но он все же не был до конца сформирован по западному индустриальному образцу. Поэтому использовать гигантские поверхности в Москве для рекламы музыки было и не рентабельно, и не принято.

По всей видимости, массовый тренд на использование медиафасадов для продвижения музыкантов в российской индустрии задал ненадолго появившийся в стране Spotify, и его пик пришелся на 2021-й.

Взять, к примеру, программу Equal, запущенную в тот год и направленную на продвижение гендерного равенства в музыке: одной из ее активностей было размещение фото артисток со всего мира на билборде на Таймс-сквер. Тогда на медиафасаде в Нью-Йорке появились в том числе российские исполнительницы — Манижа, Монеточка (Минюст РФ считает ее иноагенткой), Дора, Клава Кока, причем у последней была связана с этим трогательная история. В 2018-м артистка выложила влог, в котором был такой диалог: “Это же Таймс-сквер за моей спиной! Блин, а представьте, что тут бы висела Клава Кока” — “А она будет там висеть!”.





Spotify использовал медиафасады и в России, например, в рамках проекта Radar, который поддерживал начинающих артистов.

“Radar — это не только про плейлист. У артистов разные цели: кто-то хочет собирать концерты после пандемии, кто-то просто хочет стать узнаваемым. Мы как платформа оказываем комплекс услуг: это и работа моего департамента, и работа музыкальной редакции, а также отдела маркетинга и коммуникаций. Поэтому если ты проедешь мимо гостиницы “Космос”, ты увидишь одного из флагманских артистов кампании — сегодня, например, фотографию Три дня дождя, а с пятницы — Сестер. Мы будем работать с артистами в рамках российского Radar от шести месяцев до года, чтобы в долгосрочной перспективе эти таланты прочно закрепились в музыкальной индустрии”, — рассказывал Рустам Киреев, на тот момент глава отдела по работе с лейблами и артистами Spotify.

Первыми участниками программы тогда стали Сестры, Три дня дождя и Rocket, позже Spotify поддержал еще и ooes, чье лицо разместили не на гостинице “Космос”, а на Таймс-сквер.






Как тренд подхватили местные игроки

Дальше в дело включились локальные компании: VK Музыка поддерживала Манижу в преддверии “Евровидения” призывом слушать каждую женщину — русскую, таджикскую, европейскую, талантливую, смелую, а “ВКонтакте” транслировала на фасадах “Космоса” и “Октября” новогодний “Голубой огонек”.

В том же 2021 году было еще возможно и такое: промо нового альбома Noize MC (Минюст РФ считает его иноагентом) без проблем появилось на медиафасаде кинотеатра “Октябрь” благодаря местному отделению Universal Music — несмотря на то, что рэперу уже отменяли концерты. Кстати, подобная история повторилась совсем недавно — в феврале 2023-го кампания властей против Инстасамки была в самом разгаре (ее тур был отменен, а Екатерина Мизулина поблагодарила всех, кто помешал проведению концертов артистки), но это не помешало ей засветиться на том же “Октябре”.

Лейбл Cplus осенью 2021-го там же размещал рекламу тура своих подписантов — Soda Luv, Bushido Zho, Mayot, Seemee и других. Gone.Fludd спустя несколько недель появился на соседнем медиафасаде — Московского дома книги, а еще позже там крутили промо нового альбома Sqwoz Bab — по всей видимости, за размещение платил российский филиал Sony; видео в соцсети Марат подписал так: “А когда-то мы сюда с одним чемоданом приехали”.


Что с этого получают музыканты

Вот как директор по развитию Cplus Филипп Трапезников отвечает на вопрос про выхлоп от размещения на медиафасадах: “Прямую эффективность такой рекламы не измерить, гипотетически можно было бы разместить на афише QR-код со ссылкой на покупку билетов и считать переходы, но по ссылкам на афишах практически никто не переходит. Смысл рекламы на “Октябре” в первую очередь имиджевый, это создает ощущение масштаба мероприятия, громкого запуска. При этом охваты в офлайне особо не имеют значения, важнее возможность артистам сфоткаться на фоне баннера и распространить изображение в соцсетях. С похожей целью редакция Spotify выкупала рекламные фасады на Таймс-сквер и размещала статистику о прослушиваниях российских артистов”.

По словам Трапезникова, в какой-то момент эффективность размещения именно на “Октябре” снизилась — это перестало удивлять аудиторию, фотографии артиста на фоне баннера прекратили забирать себе паблики и СМИ. “Поэтому теперь нужно хорошо понимать, как использование медиафасадов вписывается в продвижение релиза. Например, мы выкупали медиафасад в Тюмени, когда выходил альбом Seemee “Holod 72”, чтобы подчеркнуть связь артиста с родным городом, и покупали баннеры с запоминающимися панчами из треков Heronwater к релизу “No Commercial Lyrics””, — говорит Филипп.





Про ориентацию, в первую очередь, на имиджевый эффект говорит и Арам Даниелян, директор по маркетингу S&P Digital — это музыкальный дистрибьютор, команда которого управляла мейджор-лейблом Warner Music Russia и который приобрел лейбл Kiss Koala, экс-Sony Music Russia. Арам отмечает, что наружные кампании еще работают на построение знания об инфоповоде: как правило, такие инвестиции связаны с поддержкой нового альбома как значимого события в карьере артиста.

“Все зависит от релиза и концепции. Если это хип-хоп-артист с “суперстритовым” альбомом, то тут может хорошо сработать расклейка постеров по городу. В случае, если это альбом большого артиста, нужно рассматривать медиафасады в центре города: на здании кинотеатра “Октябрь” или гостиницы “Космос””, — говорит Даниелян. Он также отмечает, что у S&P Digital есть инструменты мониторинга, которые позволяют им спрогнозировать охват кампании.

Вот еще одна ситуация, связанная с медиафасадами и неплохо описывающая дух времени: 10Age, приехавший сделать хвастливый ролик на фоне рекламы своего альбома “Б.О.М.Ж.” на Новом Арбате отмазывается от полицейского с Z на машине, указывая на свое лицо на огромном баннере.


К чему это привело

В 2022-м российские стриминги, которым, очевидно, после ухода зарубежных конкурентов из страны нужно продолжать не только бороться за локальную аудиторию, но и делить между собой рынок, устроили маркетинговый баттл на медиафасаде.

Так “Яндекс Музыка” разместила на экране “Октября” рекламу редакционного плейлиста “Искра”, в который попадают начинающие артисты. Спустя день “VK Музыка” решила потроллить стриминг, разместив там же ответ: “Пока вы ждете искру, здесь ярко горят звезды” с намеком на эксклюзивы от крупных артистов, чьи альбомы выходят только у “VK”. Позже в диалог вступил “Звук” с фразой: “Зажгли искру, нашли звезду. Теперь слушайте их музыку в самом высоком качестве в “Звуке””, отсылающей к тому, что компания называет себя HiFi-стримингом. Конец этому корпоративного диалогу положил “Яндекс”, ответив благодарностью коллегам за привлечение внимания к своему проекту. Также Яндекс регулярно использует медиафасад в Москве-Сити — и для начинающих музыкантов из плейлиста “Искра”, и для артистов покрупнее с их новыми релизами.

Упомянутый тренд на эксклюзивы от “VK Музыки” также отражается на учащении использования огромных рекламных поверхностей. Помимо гонораров VK предлагает артистам, согласившимся на эксклюзив, и другие опции поддержки, в том числе — рекламу на “Октябре”: она была у Mary Gu, Konfuz и Mayot. Вот что рассказывал “Афише.Daily” источник из индустрии: “Это имиджевая история, ее делает сам VK за свой счет и своего кармана, ничего сверху от артистов за это не требуют”.

По всей видимости, тренд на использование медиафасадов породил еще одну тенденцию в музыкальном маркетинге — на оффлайн-инсталляции. Яркий пример — промокампания Boulevard Depo с “газелями” с обложкой “Сертоловского токсика”, брендированными QR-кодом на прослушивание альбома на “Яндекс Музыке”. Еще одна подобная активность от сервиса — промокампания к выходу альбома Скриптонита “7”, в ходе которой “Яндекс” установил на московском “Винзаводе” и в степи Казахстана хромированные семерки.

Есть мнение, что это скорее нужнее стримингу, чем артистам, у которых и так все в порядке с аудиторией. Плюс, как подмечено в материале “Промо, деньги — два стрима: как VK и “Яндекс” борются за российских слушателей”, чаще всего такого рода промокампании ни у VK, ни у “Яндекса” не работают органически: сначала происходит активация, и тут же, как правило, корпорации массово закупают посты про это в пабликах и телеграм-каналах.

И в 2021 году, и сейчас местная музыкальная индустрия использует те возможности, что у нее есть на текущий момент: когда-то это были медиафасады на Таймс-сквер, а сейчас локация рекламных поверхностей ограничивается Москвой. Кто знает, может, однажды выбор медианосителей вновь станет международным, а пока российский музыкальный бизнес не оставляет надежды, что московские светодиодные огни сияют не менее ярко.

Участвуют Баста, Гуф, Брутто, Big Baby Tape, Alblak 52, Saluki, Yanix, Yasmi, Полка, A.V.G., Scirena, Три дня дождя
Рэперы фотографируют живот, человек без штанов, МС Сенечка забыт — в новом выпуске любимой рубрики