Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Чистое счастье". Рассказываем, зачем смотреть "Меч короля Артура" Гая Ричи

Режиссер, всю жизнь снимавший бандитскую Англию, переключается на фэнтези — и становится еще интереснее.

Первые два фильма Гая Ричи ("Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш") — история давняя, легендарная и мифологизированная. Приправленная магией ностальгии и, в принципе, каким-то волшебством. О том, что Гай снимал позже, можно долго ругаться, но на мнении, что он стал "не тот", сходятся примерно все. Кому-то дальнейшая его кинодеятельность не нравится, кто-то просто не умеет спорить. Эталоном же вышли лишь первые две ленты. Теперь у Ричи немножечко трилогия.

Мудрый и добрый король оказывается предан и убит братом. Удаётся спастись лишь маленькому сыну короля Артуру, который, не зная своей родословной, растёт в борделе, подминает под себя трущобную шпану и к моменту основного действия фильма становится если не королём улиц, то небольшим царьком. Легенды и всякие маги настоятельно утверждают, что Артуру пора завязывать с грязным заработком и самое время спасать мир.





В стартовой экшн-сцене слоны больше, чем во "Властелине колец", колдуны непробиваемо и фундаментально злы, а предательство скучнее, чем весь жанр фэнтези вместе взятый. И спустя вступление кажется, что смотреть тебе средней руки сказку повышенной жестокости ещё два часа. Но, как бы прокашлявшись этой начальной боёвкой, и размяв горло на нарезке взросления протагониста, Гай Ричи принимается за собственный репертуар двадцатилетней давности.

Начавший карьеру с фильмов про лондонский криминал заурядного ума и выдающихся амбиций, Ричи и новое кино делает о том же. Но, поскольку сегодняшние реалии не те, а вдаваться в ретро было бы слишком по-старчески и вульгарно, автор отправляет преступность столицы Англии в средневековье. И, чтобы не было никаких вопросов про достоверность, вбрасывает в действие рыцарей в смешных чёрных доспехах и всякое колдунство.

Конечно, лентой правят колоритные персонажи с хлёсткими погонялами. Уличные лоботрясы которые любят больше, чем деньги, только красноречие и подъебнуть ближнего своего. Злодеи — чисто рок-звёзды раннего MTV. Есть погони по трущобам, резкие диалоги и все фокусы Ричи времени стыка тысячелетий. Местами — с прямыми самоповторами и даже некоторой селфпародией. Но это же чистое счастье.

Да ведь сама идея сделать "Карты, деньги, два ствола" на хрестоматийном рассказе и с волшебством — это безудержно смешно даже на уровне концепта. То, что и финальный результат получился хорошо собранным, крепким фильмом за сто миллионов долларов — уморительно настолько, что не вызвать радость может лишь у людей без чувства юмора совсем. На момент написания текста таких, согласно данным сайта Rotten Tomatoes, всего три четверти от общего числа. Но ведь и кино про то же.





Да, Ричи уже не настолько поворотлив, как в былые. Шутки спокойнее, повествование — не такое возмутительное. Время идёт, никто не становится моложе. Старость, утрата остроты ума, реакции, общего чутья. Взамен — опыт и бюджеты. Нужно только не превращаться в скучного душного старикана, а продолжать хоть изредка веселиться, давать жару и надирать жопы.

Это ностальгия по форме и по содержанию, а не, как повелось в индустрии, по названию на плакате или по героям с теми же именами, что и герои из детства. Даже не сиквел кино энцатилетней давности. Не ремейк давно почившей франшизы. Не экранизация книги, комикса или аниме. Вообще другой подход — сделать "как тогда", а не налепить на скопище шаблонов и клише бирку из юности.

Отчётливо "Мечу", чтобы галочки стояли напротив всех обязательных элементов, не хватает лишь сцены безудержной пьянки. Но и Ричи можно понять — мужику под полтинник, брак с Мадонной за плечами и дети во множественном числе. Незачем афишировать скотское веселье. Ждём этого в режиссёрской версии и доп.материалах на DVD.

Правильная дверь в новую неделю
Власти Румынии узнали об этом и произвели арест
Новости соцсетей за неделю: у кого квартира в центре, с кем спит Федук, кто зовет на автограф-сессию 17 марта